Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
консультация на тему

Самохвалова Ирина Александровна

Выступление на семинаре "Познавательно - исследовательская деятельность" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников Семинар от 16.01.14 Подготовила старший воспитатель Самохвалова И.А.

Слайд 2

ФГОС Задачи создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

Слайд 3

Принципы ФГОС реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Слайд 4

Н аправления развития и образования детей социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие ; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Слайд 5

Познавательное развитие развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий , становление сознания; развитие воображения и творческой активности ; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве , представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках , о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 6

Условия - реализация программы через разные виды ДД игровая , коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Слайд 7

. В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Слайд 8

Познавательно-исследовательская деятельность исследование, изучение объектов окружающего мира экспериментирование с ними ЭТО АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (« деятельностный подход» в педагогике)

Слайд 9

“Великая цель образования — это не знания, а действия”. Герберт Спенсер Из пассивного потребителя знаний ребёнок становится субъектом образовательной деятельности . Основным становится освоение разных видов детской деятельности — познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой и т.д.

Слайд 10

. «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня в процесс и я пойму. Отойди и я буду действовать » Конфуций

Слайд 11

И сследовательская деятельность способствует развитию как познавательной потребности , так и творческой деятельности ; учит самостоятельному поиску , открытию и усвоению нового; помогает усваивать знания разного уровня и приобретать опыт; способствует развитию кругозора, любознательности ребёнка, формирует познавательную активность

Слайд 12

Основной формой детской исследовательской деятельности являются опыты (эксперименты) Проводятся как на занятиях (как часть НОД), так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. При ознакомлении детей с объектами неживой природы условно выделяется семь блоков: 1. Камни. 2. Почва. 3. Песок, глина. 4. Вода. 5. Воздух. 6. Бумага 7. Мир ткани

Слайд 13

.

Слайд 14

Познавательная деятельность это активная деятельность по приобретению и использованию знаний .

Слайд 15

Две основные линии познавательной деятельности ознакомление , постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем , которое и вызывает познавательную активность дошкольника (чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов); постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Слайд 16

Главная задача познавательного развития ребенка формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач

Слайд 17

Содержание познавательных занятий (НОД) зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач , а с другой стороны от содержательной структуры самой познавательной деятельности. поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.

Слайд 18

Структура познавательного занятия - исследования 1. Привлекательный отправной момент (МОТИВАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС) – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для познания и исследования . 2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем ; подбор методов, приёмов для решения проблемы (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ) 3. Опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями через разные виды детской деятельности (РЕАЛИЗАЦИЯ) Часть познавательно исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, самостоятельно или под руководством воспитателя В конце занятия дети вновь объединяются для подведения итогов, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. 4. Предложение детям предметного материала , обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями (ИТОГ И ПЕРСПЕКТИВА)

Слайд 19

П артнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, формирует умение ребёнка принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, в ызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту

Слайд 20

. Партнер – всегда равноправный участник дела, и, как таковой, связан с другими взаимным уважением.

Слайд 21

Основные формы организации познавательной деятельности детей проектная деятельность; специально организованные занятия (НОД); познавательно-игровая деятельность. как самостоятельная, так и организованная воспитателем (дидактические , сюжетно- дидактические игры и т.п.); экспериментирование

Слайд 22

Методы и приёмы беседы; наблюдения; рассматривание, сравнение, анализ; проблемные, поисковые вопросы; дидактические и развивающие игры и упражнения; сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; установление причинно следственных связей; использование мультимедиа, видео-слайдов; фотосессии («было и стало»); фотоколлажи ; зарисовки; схемы; создание картотеки опытов; конкурсы и викторины

Слайд 23

Результат формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира ; дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения ; чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности .

Слайд 24

Результат в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность , упорядочить свои представления о мире; учить не всему, а главному , не сумме фактов, а целостному их пониманию; не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке; организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия , согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Слайд 25

. «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его дальнейшая деятельность» Л.С. Выготский

Слайд 26

Вывод Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого педагога так построить процесс воспитания, обучения, развития, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, его внутреннему миру.

Слайд 27

Удачных экспериментов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Исследовательская деятельность дошкольников, как главный фактор формирования познавательной активности...

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Организация позновательно-исследовательской деятельности дошкольника...

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...

Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»

Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...

«БАНК ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ» - НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В статье описаны идея создания, цели и задачи, этапы реализации собственной педагогической технологии, направленной на развитие инициативности и познавательной активности дошкольников....

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...