Доклад: Методика организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

доклад для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_organizatsii.docx28.89 КБ
Файл metodika.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

        

Доклад по теме:

«Методика организации

познавательно – исследовательской

деятельности дошкольников»

                                   Подготовила: воспитатель Руднева О.А.

   Познавательно – исследовательская деятельность детей является

одним из методов развивающего обучения и направлена:

-на выработку самостоятельных познавательно-исследовательских умений;

-способствует развитию творческих способностей и логического мышления;

-объединяет знания,  полученные в ходе учебного процесса,  и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Слайд 1 Целью познавательно - исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности  

Слайд 2 Задачи познавательно - исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.  

   Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать .

Слайд 3 Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир  

Слайд4 Познавательно – исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.).
  • Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми.
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  • Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  • Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  • Прогнозирование результата.
  • Закрепление последовательности действий.
  • Закрепление правил безопасности.

Слайд 5 Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается:

  - вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

    - предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

-   дозировать степень активности взрослого :  средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

   - создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей

     Слайд 6 Структура занятия-экспериментирования.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста.

Опыты (экспериментирование).

Задача: освоение причинно-следственных связей и отношений.

Деятельность: - привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;

- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей (если…,то…; потому…, что…);

- самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Коллекционирование (классификационные работы).

Задача: освоение родовых отношений.

Деятельность:

 - поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;

- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в виде коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Путешествие по карте.

Задача: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

Деятельность:

- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;

- изучение растительного, животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;

- заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (предметами, объектами, явлениями…).

 Путешествие по «реке времени».

Задача: освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Деятельность:

- изучение истории предмета;

- цикл развития объекта (животного, растения).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Слайд 7            Методы и приемы организации

 экспериментально – исследовательской деятельности:

 

- эвристические беседы

- постановка и решение вопросов проблемного характера

- наблюдения

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

 природе)

- опыты

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, 

трудовой деятельности

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

- подражание голосам и звукам природы

- использование художественного слова

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации

- трудовые поручения, действия

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников.

Привлечение их к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

слайд 8 Оформление наглядной информации в родительском уголке:

– Консультация и родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Оформление папки «Мои открытия» и книжки-малышки, альбомов. 

В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором мы живем»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», « Цветы», «Что такое кислород?»,  «Вода-водичка» и другие. 

Слайд 9 Правила для педагогов при организации познавательно - исследовательской деятельности:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.

  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

  •   Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  • Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.

  • Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

  • Подходите ко всему творчески.

Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:

  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;

  • уметь доказывать;

  • делать выводы;

  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.

4.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.

5.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40

6.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. Подготовила: воспитатель Руднева О.А.

Слайд 2

Познавательно – исследовательская деятельность детей является одним из методов развивающего обучения и направлена: -на выработку самостоятельных познавательно-исследовательских умений; -способствует развитию творческих способностей и логического мышления; -объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Целью познавательно - исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.

Слайд 3

Задачи познавательно - исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать .

Слайд 4

Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям: живая природа неживая природа физические явления рукотворный мир

Слайд 5

Познавательно – исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов и пр.). Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы , фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным. Прогнозирование результата. Закрепление последовательности действий. Закрепление правил безопасности .

Слайд 6

Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается: вызвать интерес к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора) предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного) дозировать степень активности взрослого : средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности) создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей

Слайд 7

Типы исследования Опыты (экспериментирование) Задача: освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность: - привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; - предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; - формулирование причинно-следственных связей (если…,то…; потому…, что…); - самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Слайд 8

Коллекционирование (классификационные работы). Задача: освоение родовых отношений. Деятельность: - поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; - размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в виде коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Слайд 9

Путешествие по карте. Задача: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность: - обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; - обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути; - изучение растительного, животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.; - заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (предметами, объектами, явлениями…).

Слайд 10

Путешествие по «реке времени». Задача: освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Деятельность: - изучение истории предмета; - цикл развития объекта (животного, растения).

Слайд 11

опыт Познавательно – исследовательская деятельность Постановка вопросов проблемного характера НАБЛЮДЕНИЯ ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Дидактические игры ЭВРИТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ТРУДВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ Моделирование (создание моделей) Рассказы сказки стихи поговорки загадки МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 12

Оформление наглядной информации в родительском уголке: - Консультация и родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» - Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» - Рекомендации: «Проведите с детьми дома» - Оформление папки «Мои открытия» и книжки-малышки, альбомов.

Слайд 13

Правила для педагогов при организации познавательно - исследовательской деятельности: Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями. Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Доклад "Радищевский пион": организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в области патриотического воспитания"

Выступление на областном семинаре «Проектирование образовательного контента и практико – ориентированного инструментария в области патриотического воспитания дошкольников»....

Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...