Декоративно-прикладное искусство
учебно-методический материал на тему

Анна Кузнецова

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi.docx138.21 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств. Развивать патриотизм у детей надо с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Педагог должен пробудить в ребенке, а не навязать ему чувство любви к Родине. Уже с раннего детства надо приобщить детей к народной культуре. Целенаправленная работа по ознакомлению с народным искусством, по мнению ученых-искусствоведов, начинается с дошкольного возраста младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап по ознакомлению с искусством. Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея или выставки, чтения книги и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам и т.д. Таким образом, ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящен солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

В те времена еще самыми распространенными типами фигурок были животные и «бабы» - женские символы плодородия. Только в 19 веке «бабы» нарядились в яркие одежды, взяли в руки блюда с пирогами, младенцев и птиц, устроились в лодках и на скамеечках. Появились многофигурные композиции с названиями типа «Поездка на санях», «Чаепитие», «Гуляющие с детьми», и т.д. Время диктовало новые направления развития дымковской керамики. В ней появились городские сюжеты, фигурки стали изображать франтов и модниц, но эти изменения остались в рамках вкусов простого народа, далеких от вкусов светского общества. Народные герои - мужики, горожанки, купчихи, барыни, офицеры, скоморохи -представлены в керамической игрушке обобщенно- как тип, как класс (крестьяне, солдаты, горожане), как функция (няня, музыкант, танцор, дровосек и т.д.). Различия проявляются только в цветах и разновидностях одежды; лица обозначены несколькими цветовыми пятнами: черные дуги и точки - брови и глаза, а красные кружки - румяные щеки и рот. Лаконичный стиль массивных фигурок, их схематичность - наследие древних времен, подаривших миру гротескных шумерских Венер и раздутых каменных истуканов. Древние мыслили обобщенными категориями, в которых ныне превозносимому индивидуализму отводилось весьма скромное место. Такое символическое мышление не требовало от народной скульптуры особенной реалистичности или наоборот изощренной художественности. Символ получал свое материальное выражение, и этого было вполне достаточно для того, чтобы применить его в магическом обряде.

Несмотря на идеологические угасания язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на «тонком уровне» поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовью скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек - свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19 веке в оживленную ярмарку «свистунью» с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

Сырье для производства дымковской игрушки - местное: красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс ее изготовления очень прост. Сначала из глиняного теста лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики (головки и ручки), соединяя их жидкой глиной. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи, белят мелом, разведенным в молоке и раскрашивают темперой (до 1953 года использовались анилиновые краски). Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом - это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски - синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов, иногда дополненных ромбиками медной потали. Когда - то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой. Каждая мастерица делает игрушку целиком - от формовки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие стилистические рамки, продиктованные, во многом, сувенирным статусом дымковской игрушки, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Каждая фигурка -это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.

Конец XIX - начало XX века ознаменовались невиданным расцветом искусства: появились новые стили, материалы, идеи. Гипсовая скульптура, фабричный фарфор выглядели более современно, да и стоили дешевле. «Простонародное» постепенно ушло в небытие. Впрочем, дымковская игрушка недолго находилась в забвении: в 30-е годы она была возрождена советским правительством , активно восстанавливавшим народные ремесла. Подобно многим крестьянским промыслам, дымковская игрушка в то время окончательно утратила связь со своим прошлым, превратившись в сувенир - безделушку, казавшийся случайно занесенным в наше время из иных времен и иных земель. Тем не менее дымковская игрушка, привлекая детей и взрослых своей веселой пестротой, становилась все более популярной. Доказательством того, что она стала неотъемлемым элементом современной культуры, является факт, что о ее существовании знают в Росси абсолютно все от мало до велика. Ее изготовление в детских кружках и садах стало классическим элементом образовательной программы. Творчество вятских мастериц, среди которых есть обладательницы правительственных наград, выданных за художественные заслуги, остается по-прежнему востребованными, организуются выставки и конкурсы, появляются новые мастерские. Конечно, их продукция рассчитана, в основном, на иностранцев: дымковская керамика в первую очередь остается сувениром. Жесткая заданность сюжетов и форм - ограничение, наложенное сувенирным стилем - и в то же время позволило сохранить старинные традиции в почти неизменном виде.

Сейчас в русской культуре начинают происходить те же процессы, что уже давно наблюдаются в западном мире, в котором этнические мотивы стали неотъемлемой частью творчества скульпторов, художников, дизайнеров. Можно надеется, что дымковская керамика не только не будет забыта, но и будет развиваться, осмысливаться на новом уровне. Воплощая собой языческое мировоззрение, она может служить неисчерпаемым источником вдохновения для творческого человека.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребенок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей  группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...

Дидактическая игра «Такая разная декоративная роспись!» на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству.

Дидактическую игру «Такая разная декоративная роспись!» можно применять в индивидуальной и групповой работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике.Детали игры яркие и безопас...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....