«Развитие детского творчества детей дошкольного возраста через разнообразные виды искусств»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Лосева Татьяна Юрьевна

«Художественно - эстетическое развитие творчества дошкольников через продуктивные виды деятельности и музыку.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.rabota.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

План

 1.Актуальность

2. Цели и задачи

3. Анализ работы

4. Пути решения задач

5. Результат работы

6. Выводы

  Одной из современных проблем дошкольной педагогики является    воспитание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством. 

        Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я». Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

     Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:

- свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится». Творческий процесс будет творческим, если в нем меньше

заданности, при заданности результат всегда отвечает вкусам и желаниям взрослых;

- организация всех видов деятельности (музыка, танцы, изо деятельность, театр и др.). Необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;

- привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где - то может проявить себя, свою активность. Пока нет социальной активности, нет творчества;

- приобщение к творческой деятельности через использование всех сенсорных каналов

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств.

        Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в  образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей. ОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» проводится пять раз в неделю (музыкальное развитие два раза, лепка, рисование, аппликация).

        Вся работа в группе строится по комплексно-тематическому планированию, т. е. в образовательной деятельности мы решаем не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими детьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации. В качестве итогового  мероприятия по теме может выступать коллективная работа, выставка детских рисунков, совместных работ взрослых и детей. Так, после завершения темы «Комнатные растения». Мы сделали выставку работ «Фиалка для Настеньки»

         Лепка необходима для развития способности фантазировать, представлять, воображать. Для развития детского творчества в лепке мы учитываем интересы детей, используем разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество. Добиваясь образности в лепке, мы опираемся на художественную литературу. Лепка так же имеет большое значение в развитии  и воспитании детей. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Правильно поставленная работа по лепке и внимательное отношение к ней воспитателя приводит к тому, что дети с увлечением создают предметы, которые они могут использовать для игры. Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество пластилина. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети чаще отвлекаются, смотрят работы друг друга, советуются. Воспитатель внимательно следит за всеми детьми, уделяет внимание и тем, кто занимается лепкой. Он следит за осанкой детей, правильной постановкой рук, за тем, как осуществляет замысел каждый ребенок. Детям, которых воспитатель сам привлек к этой работе с пластилином, нужно уделить особое внимание. Воспитатель чаще подходит к ним, задает вопросы, может показать изображение того или иного предмета; например, он может вылепить фиалку, а детям предложить вылепить ей подружек и поставить все вылепленные игрушки на подставку.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая детей действовать обдуманно и планомерно..
В связи с тем, что занятия лепкой помогают детям не только овладеть приемами работы с пластилином (глиной), но и положительно влияют на общее развитие ребенка: развивают мышление, память, внимание, моторику, речь, фантазию, воображение, воспитывают чувство прекрасного, развивают творческие способности.

        С целью развития творческих способностей детей в группе мы создали соответствующую развивающую среду: шапочки-маски для театрализованных представлений, элементы костюмов для уголка ряжения, музыкальные и шумовые инструменты, пальчиковый, настольный театры; оформлен уголок изодеятельности, который включает материалы для самостоятельной деятельности по рисованию и лепке.

Для формирования представлений у родителей о развитии творческих способностей  детей мы проводим через папки-передвижки, консультации, оформляем выставки детского творчества. Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

В процесс лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию развивающей среды в группе и на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, т.е. социальную среду.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

  • Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
  • Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
  • Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Тематическая проверка на тему:

 «Художественно - эстетическое развитие творчества дошкольников через продуктивные виды деятельности и музыку.»

Отчет на тему: «Развитие детского творчества детей дошкольного возраста через разнообразные виды искусств»

Составила: Лосева Т.Ю

Нижний Новгород 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Содержание:·         Введение·         Теоретические основыo    Что такое мелкая моторика и почему ...

Статья на тему: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».

Тема: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитательОрганизация: МБДО...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...

Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»....