РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Настасья Геннадьевна Калуциди

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024_.docx22.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Создание условий для развития творческих способностей всесторонней и гармонической личности ребенка, посредством музыкального искусства с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Задачи:
· Воспитывать любовь к музыкальному искусству, благодаря развитию музыкального слуха, восприимчивости, которые помогают дошкольнику сильнее понять и принять сущность прослушанных музыкальных произведений.
· Знакомить детей с различными музыкальными произведениями и обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
· Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.
· Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
· Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
· Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образовав в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.
         Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Для успешной работы по развитию творческих способностей всесторонней и гармонической личности ребенка, я использую наиболее эффективные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. www.fgos.ru/do.

В своей профессиональной деятельности применяю 
Методическую систему Бориса Тричкова — «Лесенка» (Ступени), в основе которой лежит концепция «сознательного нотного пения».
Для усовершенствования и внедрения этой методической системы мной была создана 
(на основе героев из мультфильмов) электронная версия донотной и нотной версии.
В младших группах донотная - без названия нот, где показано лишь движение мелодии вверх-вниз, сопровождение каждой ступени в лесенке озвучивается песней или считалкой;
В старших группах и подготовительных группах – нотная, где мелодия уже записана нотами, расположение и движение мелодии доступно и понятно, так как каждая нота пропевается сначала персонажем, а потом детьми;
В подготовительной группе дети способны называть ноты, понимать их графическое расположение на нотном стане и сольфеджировать мелодию. Эта система позволяет достигать музыкальной координации между слухом и голосом, способствует развитию тонального чувства, чувства ритма, любви к музыке и желания петь.
       Считаю необходимым применение наглядности с показом произведений живописи, игровых методов и приемов, наблюдений и рассуждений о музыке. Так, например, для восприятия музыки с демонстрацией портретов композиторов и иллюстраций к музыкальному произведению, - обязательно создаю подборку слайдов или видео. Дети виртуально попадают в концертный зал, знакомятся с творчеством композиторов, с разными музыкальными жанрами. Особенно ребятам интересно, ярко и понятно знакомство с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, через видео – ролики, которые я отбираю и редактирую сама, используя данные в сети Интернет.  

           Стараюсь включать в занятия те мультфильмы, где классическая музыка является главным действующим лицом или выполняет особо важную роль в развитии сюжета. Например, знакомство с произведениями П.И. Чайковского (мультфильмы «Детский альбом», «Щелкунчик») или знакомство с симфоническим оркестром.

Познакомив детей с несколькими произведениями, применяю 
методику «Выбери музыку». Например, цикл П.И. Чайковского «Детский альбом» или Вивальди «Времена года». Методика помогает определить, насколько ребята могут, при сопоставлении 3-4 фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка подбирается похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструментов и пр.

В своей работе я использую такой приём, как 
рисование музыки – это яркий творческий процесс, неотделимый от мыслительного. И здесь мне оказывают поддержку воспитатели, т.к. рисование музыки - "обратная связь", которая не достижима на каждом занятии в форме беседы или анкетирования по отношению к каждому ребенку. Поэтому поддержка воспитателей в этом приёме очень значима. Прослушав произведение, дети в рисунках отражают свое отношение к произведению. А для меня - это возможность отслеживания заинтересованности детей настроения, пристрастия к музыкальным произведениям и даже диагностические симптомы.

Для развития и активизации музыкально – ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками. И для достижения этой цели я применяю такой инновационный подход, как 
эвритмия. Заранее придумываю сказочную увлекательную историю, пересказываю её дошкольникам, а потом совместно воссоздаём действия этой истории. Дети могут перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Эвритмия способствует развитию музыкальных и творческих способностей детей, эмоциональной сферы, нравственно-коммуникативным качествам и благотворно влияет на культуру движения детей.

Очень продуктивно применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Используя специальные видеодиски например: «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет, дети не только выразительно исполняют танцевальные композиции, но и сам процесс разучивания танцев становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Конечно, я не исключаю метод показа и повтора отдельных движений педагогом т.к. не все дети могут воспроизвести увиденное с диска.

Особое внимание уделяю 
концентрическому методу, когда по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращаюсь к пройденному, но с усложнением. Для более качественной работы над развитием творческих способностей дошкольников я разработала «Дополнительную образовательную программу по танцевально – игровой гимнастике «Конфетти», для детей старшего дошкольного возраста, и «Дополнительную образовательную программу по музыкально – ритмическим движениям «Веселые малышки», для детей младшего дошкольного возраста». Целью программы служит развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

На своих занятиях я частично использую 
систему К.Орфа, основной целью которой является раскрытие в ребенке творческого начала, которое дала ему природа. Детям особенно нравится играть на самодельных инструментах, сделанных совместно с воспитателями, родителями и музыкальным руководителем на посиделках, мастер - классах и развлечениях.

Главная изюминка нашей совместной деятельности – придумывание вместе с детьми разнообразных нетрадиционных видов оркестров, например:
- оркестр «Самоделки» (
бумага, пластмасса, киндеры, пластмассовые бутылки); 
- оркестр - «Поварёшки», (
ложки, «бутылофон», «банкофон», крышки от кастрюль, шумовки с колокольчиками или вилками, простые кастрюли с металлическими ложками, поварёшки, кухонные доски и т.п.);
Играя на различных, нетрадиционных инструментах, дети получают знания о тембрах, способах и приёмах игры, узнают названия и классифицируют инструменты.

Основным методом обучения дошкольников является 
игровой метод, когда каждого ребенка рассматриваем как индивидуальность, способную проявить своё «я».

Обязательно в конце занятия я применяю метод релаксации или игровой массаж, что помогает ребенку расслабить мышцы тела, избавиться от негативных эмоций и зарядиться положительной энергией.

Заключение. Использование современных технологий музыкального развития, позволяют провести восприятие музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах, театрализация, пластическое интонирование.

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать следующие рекомендации:
- формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом;
- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки;
- побуждать активный интерес к музыке;
- воспитывать музыкальный вкус;
- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности;
- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;
- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность
к эмоциональной отзывчивости;
- побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы;
- учить высказывать свои впечатления о музыке;
- развивать чувство уверенности в себе;
- разнообразить музыкальные впечатления детей.

Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.

Список используемой литературы:

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос, 2004. — 304 с.

2. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — Вып. 7. — С. 230- 236.

3. Array Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий; Мир - Москва, 2016. - 183 c.

4. Гаврилова И.В. Истоки русской народной культуры в детском саду; Детство-Пресс - М., 2017. - 219 c.

5. Комарова Тамара Семеновна Программа эстетического воспитания дошкольников; Педагогическое общество России - М., 2017. - 114 c.

6. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа - М., 2016. - 202 c.

7. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5—7 лет; Просвещение - М., 2016. - 96 c.

8. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО; Цветной мир - М., 2017. - 144 c.

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Назови, запомни, повтори! Развивающие игры. Выпуск 5; Детство-Пресс - М., 2017. - 290 c.

10. Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук; Бибком - М., 2017. - 134c

11. Электронная партитура "Весёлый колокольчик" https://www.youtube.com/watch ?v=IdZDSuQmyQY&list=PLohOJK7GWB1anv_H-MFkyfPpgynb-gy9n&index=3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...

Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»....