План-программа по воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры
методическая разработка (старшая группа) на тему

Колдякина Юлия Владимировна

План-программа по воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-программа по воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь

Организация НОД с детьми

1. «Своя хатка – родная матка». Цель: Познакомить детей с жилищем русского народа; дать представление о строительстве русской избы; о профессии плотника.

2. Рисование: «Русская изба». Цель: Развить у детей творчес- кие способности при изображении русской избы; передать ее своеобразие; закрепить знания об элементах декора русской избы.

3. Пословицы о труде.

4. «Осенины». Прослушивание «Как у наших у ворот», «Ах вы сени».

Продолжение таблицы 2

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия педагога с детьми

Совместная деятельность

1. Конструирование макета избы по плану из деревянного строительного материала.

2. Драматизация потешки: «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки».

3. Подвижная народная игра «Колышки».

Самостоятель-ная деятельность

1. Дидактические игры «Построй избу», «Помоги плотнику».

2. Дидактичес-кая игра «Укрась избушку узором».

Октябрь

Организация НОД с детьми

1. «Без печи хатка – не хатка». Цель: Познакомить детей с предметами обихода в избе; с убранством; рассказать о функ-циях главного в избе – печи; познакомить с профессией печника и орудиями его труда.

2. Работа с глиной «Горшки». Цель: Познакомить детей с материалом глина; научить детей приемам лепки из глины.

3. Пословицы о труде. Рассказывание русской народной сказ-ки «Лисичка сестричка и серый волк».

4. Празднование праздника «Покров». Пение: «Лиса рожью шла»; «Как у наших у ворот».

Совместная деятельность

1. С/Р игра «Мастерим печь».

2. Д\и «Помоги гончару».

3. Игра драматизация «Лисичка сестричка и серый волк».

4. Подвижная народная игра: Селезень утку догонял.

Самостоятельная деятельность

Д\и «Печь».

Ноябрь

Продолжение таблицы 2

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия педагога с детьми

Организация НОД с детьми

1. «Все вместе и печки, и лавочки». Цель: Познакомить детей с предметами быта; рассказать об их значении.

2. Рисование: «Украсим стены и двери в избе». Цель: Позна-комить детей с народными промыслами.

3. Отгадывание загадок о предметах быта.

4. Празднование праздника: «Кузьминки». Пение: «Вот те гребень, вот те лень».

Совместная деятельность

1. Конструирование мебели для макета избы.

2. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со ска-лочкой».

3. Подвижная народная игра «На горе то мак».

Самостоятель-ная деятельность

1. Обыгрывание ситуации с атрибутами на макете избы.

2. Рассматривание иллюстраций изб.

3. Изготовление настольного театра «Лисичка со скалочкой»

4. Слушание в грамзаписи гармошки.

Декабрь

Организация НОД с детьми

1. «Подворье». Цель: рассмотреть макет «Усадьбы», рассказать об ее значении.

2. Лепка из глины «Лошадка». Цель: познакомить детей с традиционной игрушкой.

3. Чтение отрывков из былин «Садко», «Добрыня и змей».

4. Подготовка к Святкам.

Совместная деятельность

1. Конструирование хозяйственных построек по схеме.

2. Рассматривание иллюст-раций «Богатыри».

3. Подвижная игра «Олень».

Продолжение таблицы 2

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия педагога с детьми

Самостоятельная деятельность

1. Обыгрывание построек с использованием игрушек до-машних животных.

2. Обыгрывание поделки из глины «Лошадка на подворье».

3. Использование сюжета былин в театрализованной деятельности.

Январь

Организация НОД с детьми

1. «Была б мука да сито, и сама б была я сыта». Цель: рассмотреть виды круп, познакомить детей с блюдами рус-ской кухни из круп.

2. Лепка из глины «Барыня».

3. Отгадывание загадок о крупах.

4. Праздник «Святки»; пение колядных песен.

Совместная деятельность

1. Приготовить вместе с детьми затируху.

2. Дымковская роспись «Сарафан».

3. Потешка «Ладушки-оладушки».

4. Подвижная игра: Как у дяди Трифона.

Самостоятельная деятельность

Д/и «Приготовь кашу».

Февраль

Организация НОД с детьми

1. «В меду да в масле и лапоть съешь». Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину.

2. Рисование «Едет Масленица».

3. Пословицы о еде.

4. Праздник «Масленица».

Продолжение таблицы 2

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия педагога с детьми

Совместная деятельность

1. Приготовление с детьми блюд по их желанию.

2. «Праздничный стол» (глина).

3. Чтение сказки «Каша из топора».

4. П/и «Мак маковистый».

Самостоятельная деятельность

1. Рассматривание иллюстраций «Масленичные гуляния».

2. Игра-драматизация «Каша из топора».

Март

Организация НОД с детьми

1. «Как рубашка в поле выросла». Рассказать детям о выращивании льна.

2. Рисование «Жаворонки прилетели».

3. Рассказывание сказки «Как рубашка в поле выросла».

4. Праздник «Сороки».

Совместная деятельность

1. Рассматривание приспособлений для ткачих.

2. Рассматривание репродукций о весне.

3. П/и «Мужичок».

Самостоятельная деятельность

1. Изготовление с родителями скворечника.

2. Слушание «Голоса птиц».

Апрель

Организация НОД с детьми

1. «Хвалят на девице шелк, коль в девице толк». Познакомить детей с традиционными костюмами.

2. Декоративное рисование «Украсим сарафан девице».

3. Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».

4. Весенние хороводы.

Совместная деятельность

1. Д/и «Соберем приданое девице».

2. Пословицы о труде.

Окончание таблицы 2

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия педагога с детьми

3. П/и «У медведя во бору».

Самостоятельная деятельность

1. Рассматривание иллюстраций с русскими народными кос-тюмами.

2. Д/и «Выложи узор по подолу сарафана».

Май

Организация НОД с детьми

1. «Оберег». Познакомить детей с главной функцией оберегов-защитников.

2. Изготовление бус из глины.

3. Подготовка к Троице.

Совместная деятельность

1. Сборка бус из бисера. СР/и «Дом».

2. П/и «Горелки».

Самостоятельная деятельность

Рассматривание сундука с принадлежностями (одежда, пояса, обереги и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

ПРОЕКТ "МАСЛЕНИЦА" в средней группе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры.

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТема: «Масленица»Образовательные области:• «Познание»;• «Музыка»;• «Коммуникация»;• «Художественное творчество»;Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети средней группы, воспитател...

«Духовно – нравственное воспитание дошкольника через русскую народную культуру»

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника нужно развивать у детей через понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...