"Аспекты трансформации социально-исследовательского проектирования дошкольников"
методическая разработка на тему

Светлана Залазнюк

На современном этапе дошкольного образования метод проектов является достаточно инновационным и перспективным. Несмотря на то, что изначально проектный метод в педагогике был разработан преимущественно по отношению к процессу школьного обучения, в системе дошкольного образования он заслуженно занял своё место и считается эффективной педагогической технологией, обеспечивающей интегративный подход к личности ребенка. Использование проектного метода в обучении дошкольников способствует развитию творческого потенциала ребенка, его инициативности, самостоятельности, креативности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аспекты трансформации социально-исследовательского проектирования дошкольников

На современном этапе дошкольного образования метод проектов является достаточно инновационным и перспективным. Несмотря на то, что изначально проектный метод в педагогике был разработан преимущественно по отношению к процессу школьного обучения, в системе дошкольного образования он заслуженно занял своё место и считается эффективной педагогической технологией, обеспечивающей интегративный подход к личности ребенка. Использование проектного метода в обучении дошкольников способствует развитию творческого потенциала ребенка, его инициативности, самостоятельности, креативности. Дошкольнику предоставляется возможность приобрести новые знания из разных областей действительности, а так же проявить свои способности в принятии нестандартных решений для достижения реальной цели, создать продукт, характеризующийся новизной.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях позволяет решать целый спектр воспитательно-образовательных задач, направленных на развитие целостной личности. При этом учитываются важнейшие черты детского поведения - постоянное стремление исследовать и экспериментировать.

Замечательно, что в работе с дошкольниками, метод проектов может претерпевать некоторые трансформации. Например, подстраиваться: под психологические особенности возраста детей, под способы взаимодействия детей как друг с другом, так и с взрослыми, под разнообразие и продуктивность значимой для личности деятельности. Так же, к многочисленным преимуществам метода проектов, необходимо отнести возможность следовать современным образовательным тенденциям. В числе, которых формирование этнокультурной компетентности дошкольников, развитие социальной активности личности, являющиеся приоритетными направлениями в работе нашего педагогического коллектива.

Так в педагогической практике нашего детского сада разработан и внедрен долгосрочный проект, нацеленный на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности, на воспитание социально уверенной личности, формирование собственной значимости и положительного представления о себе. Для этого было выбрано нестандартное направление - через ознакомление с культурой Урала. Так как культура передается из поколения в поколение, от народа к народу, и дается человеку исходя из традиций народной культуры.

Актуальность данного проекта состоит в том, что в нашем обществе недостаточно информации и знаний о культуре своего народа и края в котором проживаем. Желание найти след происхождения культуры, поддержали родители, которые вошли в творческий союз с воспитателями. Совместный поиск ответов на детские вопросы, позволил сформировать и реализовать этапы проекта.

В проектную деятельность были вовлечены несколько поколений семей воспитанников. По просьбе малышей, бабушки вспомнили уральские колыбельные песни, было собрано много литературы, что стало еще одной ступенью к приобщению дошкольников к национальной культуре на основе народной педагогики. В сотворчестве родителей с детьми были рождены куклы-тезки, постоянные компаньоны детей, помогающие развивать им способности переноса образных ситуаций на предмет.

Накопленный материал послужил составлению альбома, где каждая страница – это отражение последовательных этапов реализации проекта. Альбом пополняется по мере поступления информации.

Таким образом, альбом превратился в мини - музей, и продолжает своюжизнь.

Результаты работы свидетельствуют о неоценимой услуге использования метода проектов в овладение детьми общечеловеческой и национальной культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты формирования творческого воображения у дошкольников

Важность развития творческого воображения у дошкольников....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье говориться о становлении здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: “Интегративные аспекты обучения, воспитания и оздоровления дошкольников”.

В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает центральное место в обществе. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развит...

Методический аспект развития и коррекции речи дошкольников посредством изобразительной деятельности

Методический аспект развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.Значение изобразительной деятельности в коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи....

Консультация для родителей «Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»

Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевы...

Из опыта работы "О некоторых аспектах развития познавательных интересов старших дошкольников"

Статья посвящена проблеме развития познавательных интересов старших дошкольников.Эта проблема действительно актуальна в связи с ее неразработанностью, малоизученностью. Развитие познавательных интерес...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ развития познавательного интереса у дошкольников».

Интерес как основное направление познавательнй деятельности ребенка....