Главные вкладки

    Социально-значимый проект «Семейное чтение »
    проект (старшая группа) на тему

    Сысоева Надежда Петровна

    Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semeynoe_chtenie.docx22.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально-значимый проект «Семейное чтение »

    Актуальность проекта

    В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

    Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

    Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

    Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

    - родителям глубже понять своего ребенка.

    - сплотить семью через чтение художественных произведений.

    - вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

    Данный проект:

    По составу участников: групповой (старшая группа).

    По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2015 – апрель 2016 г)

    По целевой установке: практико- ориентировочный 

    Цель проекта, основные задачи

    Цель:

     Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

     

    Задачи:

    1. Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
    2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
    3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
    4. Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.
    5. Воспитывать бережное отношение к книге. 

    Ожидаемый результат 

    1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
    2. Возрождение традиции домашнего чтения.
    3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
    4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

    Основное содержание проекта

    Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека..

    Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

    - развитию личности ребенка, его творческих способностей;

    - приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

    - формированию творческого воображения;

    - развитию любознательности, как основа познавательной активности.

    Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

    Детям предлагается широкий спектр игр:

    - сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

    - игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

    - игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

    -театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

    Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

    Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

    Реализация проекта предполагает:

    - совместную деятельность родителей и детей;

    - взаимодействия воспитателя с родителями;

    -  взаимодействие воспитателя с детьми;

    - взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

    Ресурсное обеспечение проекта: 

    Кадровое обеспечение: 

    Материально-техническое обеспечение:

    -  библиотека Центра развития;

    -  просторный легко проветриваемый музыкальный зал;

    -  костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;

    -  фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.

    -  видеотека:  видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;

    -  книжный уголок в групповой комнате.

    Методическое обеспечение:

    - демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

    - тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

    - биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

    - конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

    - сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

    - детская художественная литература;

    - детская познавательная литература.

    План мероприятий по реализации проекта. 

    Организационный этап.

    (октябрь – ноябрь2015 год)

    1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
    2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
    3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
    4. Провести анкетирование родителей.
    5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
    6. Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

    Практический этап.

    (декабрь 2015г. – апрель 2016г.)

    1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
    2. Внедрить новые формы работы с детьми.
    3. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
    4. Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в  приобщении детей к художественной литературе.
    5. Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
    6. Осуществить контроль реализации проекта.

    Заключительный этап.

    (май – июнь 2016 года)

    1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
    2. Обработать результаты реализации  проекта.
    3. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
    4. Провести презентацию проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший образовательный проект»
    5. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. 

    План-график  по реализации проекта 

    Ожидаемые результаты и социальный эффект: 

     Родители:

    - Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;

    - Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

    -  Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

    -  Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

    Воспитанники:

    - Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

    -   Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

    -  Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

    -   Сформированы нравственные качества ребенка;

    -   Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация проекта - "Семейные чтения"

    Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный.Участники:·                    Детский о...

    проект "семейное чтение"

    проект "Семейное чтение"...

    Проект «Семейное чтение»

    Цель проекта: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи проекта: Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.Развитие лит...

    Проект "Семейное чтение"

    Возрождение традиций чтения, интереса к книге играет определяющую роль в формировании у ребенка понимания ценности литературы как одной из составляющих мировой культуры в целом. Проект "Книга – лучший...

    Проект "Семейное чтение как источник формирования интереса к книге"

    Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы т...

    Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."

    Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

    Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»

    Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...


     

    Комментарии

    Кретинина Людмила Владимировна

    Очень полезная информация. Я считаю,что хотя мы и живём в мире компьютеров ,но заменить человеческое общение нельзя. Семейное чтение позволяет родителям лучше понять ребёнка,оно помогает сплотить семью.Я за семейное чтение.

    Сысоева Надежда Петровна

    Согласна!