Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ревина Марина Ивановна

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Я вместе со своей коллегой  начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_novyy_proekt.docx749.49 КБ

Предварительный просмотр:


                      Социально значимый экологический проект

                                      «Подари дереву жизнь»

Проект подготовили и провели

 воспитатели                                                  

Ревина Марина Ивановна

Зубенко Надежда Александровна

МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка»

ст. Брюховецкая

Введение

Первостепенное значение в современном мире приобрели проблемы экологической среды. Поэтому  задача экологического воспитания всего населения нашей планеты стало особо важной, острой и актуальной.
Организация развивающей среды экологического направления является одним из важнейших условий решения задач экологического образования. Мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.
Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для познавательного и экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирования экологически грамотного поведения.

                                         Паспорт проекта

1. Название проекта  «Подари дереву жизнь»
2. Тип проекта: экологический, долгосрочный.
3. Время реализации: 01.09.2018 – 30.05.2019 год.
4. Руководитель проекта: Ревина Марина Ивановна, Зубенко Надежда Александровна.
5. Состав проектной группы: воспитатели Ревина М.И.,  Зубенко Н.А.

воспитанники разновозрастной ранней группы «Теремок», родители.
6. Возраст детей: 2- 4 лет.

7. Цель проекта: 
Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев и других растений для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
8.Задачи проекта:
 
Обучающие:
 
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
 
-дать первоначальные сведения о карте местности
 
Развивающие:
 
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
 
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
 
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
 
Воспитательные:
 
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
 
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Продукт проекта

Фактические посадки воспитателями и детьми с помощью родителей деревьев на территории участка детского сада. К  работе привлекались и  родители.

Актуальность проекта

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы, взрослые, так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Но особенно важно научить этому малышей.  
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
 
Я вместе со своей коллегой  начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Когда-то давно, лет тридцать назад, на территории нашего детского сада росло большое количество тополей. Но с годами деревья состарились и их спилили. Напоминанием лишь остались пни, которые облагородили  воспитатели, превратив их в персонажи из сказок и мультфильмов. Но на сегодняшний день и от них ничего не осталось. Время их тоже не пожалело. На данный момент деревьев на территории растет не достаточное количество, но они есть- это туи, тополь, клены.  Причем туи растут как огромные великаны, так и средних размеров, но есть и совсем маленькие. Очень удобно для детей рассматривать и наблюдать этапы роста дерева.

На протяжении долгого времени у малышей ранней разновозрастной группы не было теневого навеса. Приходилось прятаться под тенью огромной туи, которая растет на участке и практически является одним единственным деревом, которое здесь растет.  Но недавно нам сообщили, что скоро построят для нас теневой навес. Наконец появится место, где дети смогут играть в любую погоду. В связи с этим, возникает другая проблема: участок никак не защищен от солнца. А у нас на Кубани лето очень жаркое и знойное. Вот и родилась идея посадить вокруг нашего будущего участка деревца, чтобы они дарили нам тень от палящего солнца. Данный проект как нельзя лучше подойдет для осуществления желания облагородить участок нашей группы.
Наш проект раскрывает ценность деревьев не только, как элемента ландшафтного дизайна, но и как экологического значения деревьев для жизнедеятельности людей, в нашем случае, для детей. Продуктом проекта являются посаженые воспитателем при участии  детей саженцы деревьев, кустарников, цветов, которые малыши могут ежедневно наблюдать. Также помощь в посадке деревьев оказали родители малышей.

Краткое описание проекта

Любование природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребенком.
В течение реализации проекта «Подари дереву жизнь»
 дети, разновозрастной ранней группы «Теремок» совместно с воспитателями в условиях образовательного процесса укрепляли и расширяли связь с природой, посредством наблюдений, обсуждений, исследовательской деятельности, трудовых поручений, различных игр.

Проблема проекта

Приобрести детьми опыт экологической деятельности.
Приобрести детьми опыт исследовательской деятельности.
Познакомить детей с посадкой и ходом роста различных растений.
Сформировать у детей представления о сезонных изменениях в природе.
Развить познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию.

Ожидаемый результат

По окончании реализации проекта «Подари дереву жизнь» мы планируем достичь следующих результатов:
Ребята совместно с воспитателями пополнят посадками деревьев территорию детского сада и своей площадки.
Ребята разновозрастной ранней группы «Теремок» примут участие в исследовательской деятельности на экологические темы.
По окончанию работы дети самостоятельно смогут с небольшой помощью воспитателя назвать приметы зимы, весны, осени и лета. Дети станут лучше воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней.
 
В результате проекта у детей сформируются представления и пополнятся знания об изменениях в природе.
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками природной тематики у детей расширится и активизируется речевой запас.
Увеличится социальная и педагогическая компетенции родителей.

Перспектива

Работа в этом направлении будет продолжена, и к концу подготовительной группы все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе, смогут самостоятельно производить посадку растений и ухаживать за ними, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.

Механизм реализации проекта

                            
1 этап подготовительный

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме. 
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 
  4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2 этап Реализация проекта 

  1. Исследовательская деятельность:
    «
    Наблюдения за веточками сирени, помещенными в вазу с водой» ;

«Наблюдения за веточками вишни, помещенными  в вазу с водой»;

«Посадка лука».

  1.  Фактические посадки воспитателя с помощью родителей и детей деревьев на территории участка детского сада и своей площадки.

Посадка клена, липы, дуба.


3 этап Продукт проекта 

  1. Фактические посадки воспитателя с помощью родителей и детей деревьев на территории участка детского сада и своей площадки.
  2. Презентация проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

                                               
• Уголок экологии и экспериментирования в группе.
• Картотека дидактических игр, конспекты занятий.
 
• Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
• Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.


                                           Содержание и этапы реализации проекта

Ознакомление с окружающим миром ( НОД):

«Куда листочки спрятались»

Цель: формировать понятие «дерево» (у дерева есть ствол, веточки, листочки); развивать зрительно- моторную координацию; воспитывать любознательность и дружеские взаимоотношения.

«Почему снег тает?»

Цель: формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосулька); развивать тактильное восприятие; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

« Что весна нам принесла?»

Цель: совершенствовать навык наблюдения, выделять основные приметы весны: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега; развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе.

«Выходи, дружок, на зеленый лужок».

Цель: дать представление об одуванчике и ромашке, учить находить такой же цветок, как у воспитателя на картинке; развивать зрительное восприятие и связывать изображение со словом; воспитывать любовь к природе.

Ознакомление с природой ( НОД):

«Листопад, листопад, листья желтые летят…»

Цель: дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и по сезону одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.

«У кормушки»

Цель: дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

«В январе, в январе, много снега во дворе…»

Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

«Подкормим птиц зимой».

Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Расширить представления о зимующих птицах.

«Уход за комнатным растением».

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

« Прогулка по весеннему лесу».

Цель: знакомить детей с характерными особенностями весенней природы. Расширить представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе.

 «Там и тут, там и тут одуванчики цветут…»

Цель: формировать у детей представление об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

«Экологическая тропа»

Цель: расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.


Речевое развитие

Экологические сказки:
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Задачи:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Скворец и осень»
«Обманутый попугай»
«Дед Мороз, который любил синичек»
«Почему пни с опенками дружбу водят»
«Как скворец себе дом выбирал»
«Лопушок»
«Как ворона зиму проворонила»
«История одной Капли»
«Перепелочка»
«Что такое лес?»

Разучивание стихов 
Задачи
:
-Вызвать интерес при заучивании стихотворений
 
-Помощь при понятии ребенка содержания в целом и отдельных трудных мест и слов
-Обеспечение запоминания
-Учение выразительно читать перед слушателями
-Воспитание любви к поэзии

1. К. Бальмонт «Осень».
2. А. Блок «Зайчик».
3.  А. Плещеев «Весна» (в сокр.)
4. А. Плещеев «Осень наступила».
5. А. Майков «Ласточка примчалась…»

Познавательно- исследовательская деятельность
«
Наблюдения за веточками деревьев (сирени, вишни), помещенных в вазу с водой»,
«Посадка лука».
Трудовые поручения 

Полив комнатных растений
Вытирание пыли с комнатных растений
Помощь в посадке деревьев:
посадка дуба,
посадка клена,
посадка липы.


                                         Формы и методы работы с детьми и родителями

 Экологические занятия.
Наблюдения.
 
Познавательное чтение.
 
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
 
Субботник на территории д/с.
  

Подвижные, дидактические, хороводные игры.

                       

 Познавательно-исследовательская деятельность

Экологические коллективные работы:

«Наблюдения за веточками сирени, помещенными  в вазу с водой»

Цель: Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточки сирени. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло). Развивать эстетическое чувство, чувство радости от красоты природы.

Предварительная работа:

Рассматривание почек на деревьях, растущих на участке детского сада

Чтение стихов, разгадывание загадок;

Беседы с детьми на тему: «Зачем нужна вода?»

E:\Новая папка (2)\все с компа\фото дети\сирень\сирень\IMG_20180305_084018.jpgE:\Новая папка (2)\все с компа\фото дети\сирень\сирень\IMG_0138.jpg

E:\Новая папка (2)\все с компа\фото дети\сирень\сирень\IMG_1777.jpg

«Наблюдения за веточками вишни, помещенными  в вазу с водой»

Цель: Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточки вишни. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло). Сформировать представления детей о том, что сначала появляются цветочки, а потом листочки. Развивать эстетическое чувство, чувство радости от красоты природы.

Предварительная работа:

Рассматривание дерева вишни, растущей на участке детского сада.

Рассматривание иллюстраций по теме.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\опыты\IMG_2733.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\IMG_3209.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\IMG_3327.jpg

Опытно-экспериментальная деятельность «Посадка лука»

Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, способе его выращивания.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о луке и его свойствах, рассматривание луковицы, дидактические игры по ознакомлению с овощами.

Материал: луковицы, контейнер с землёй, лейка, детские грабельки и лопатка.

E:\Новая папка (2)\все с компа\фото дети\фото лук\IMG_20180125_092101.jpg  E:\Новая папка (2)\все с компа\фото дети\фото лук\IMG_20180125_092231.jpg

E:\Новая папка (2)\все с компа\фото дети\фото лук\IMG_20180125_163922.jpgE:\Новая папка (2)\все с компа\фото дети\фото лук\IMG_20180130_113729.jpg


«Как мы сажали деревья»


Мы живём в очень красивой станице Брюховецкой. Вокруг нас растут разные деревья, растения. Но дети, как правило, не задумываются о пользе, которую приносят деревья. А деревья дают нам чистый воздух, которым мы дышим и без которого невозможна жизнь человека и всего живого на Земле. Деревья дают нам красоту, которая тоже нужна людям.
Мы решили с детьми вырастить на нашей площадке клен и дуб, понаблюдать за их ростом, научиться бережному отношению к природе. Клен мы посадили сами, а вот дуб нам помог посадить папа одного из воспитанников.
Цель: озеленить и благоустроить участок детского сада. Воспитывать бережное отношение к деревьям, к родной природе. Указать на значение лесов. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. Вызвать желание у детей помочь воспитателю сажать и ухаживать за деревьями. Побудить родителей к оказанию помощи при посадке деревьев.
Задачи: формировать у детей представления о жизни деревьев, поведении человека в природе. Развивать познавательный интерес.
Чувство радости, восторга и удивления переполняло детские сердца! Мы с детьми будем наблюдать за нашими деревцами, поливать, рыхлить землю, ухаживать за ними.
Мы очень надеемся, что дети продолжат эту традицию по выращиванию, сохранению деревьев и бережному отношению ко всему живому! Чем больше нас будет окружать зелени в нашем саду, тем чище воздух которым мы дышим.
 
Достигнутые результаты: Участие детей и родителей в посадке деревьев максимально обогатило знания и представления о деревьях, их пользе. Практическая исследовательская деятельность очень увлекла детей. Это важный стимул ребенка к приобретению знаний. У детей сформировалось осознанное отношение к природе, к деревьям, пришло понимание бережного и заботливого отношения к природе. Родители тоже попробовали себя в роли воспитателя. Наш папа объяснял малышам, что он делает и для чего. У него хорошо получилось, ребята смотрели и слушали его очень внимательно.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_4558.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\YJGI5790.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_4739.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\UGSC8678.jpg

Наши деревца через месяц

                      ДУБ                                                                        КЛЕН

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_5563.jpg                           C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_5564.jpg

ЛИПА

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_5565.jpg

Наши деревья через два месяца

                               ДУБ                                                             КЛЕН

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_6172.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_6174.jpg

ЛИПА

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото дети\прогулка\IMG_6176.jpg

Итоги проекта:

По окончании реализации проекта «Подари дереву жизнь» мы достигли следующих результатов:
* у детей пополнились знания о ходе роста растений;
* дети разновозрастной ранней группы слушали рассказы на тему «природа нашего края»;
* дети с помощью воспитателя могут назвать приметы зимы, весны, осени и лета.

*дети стали лучше воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней. 
В результате проекта у детей пополнились знания и представления об изменениях в природе, о многообразии даров природы.
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней, зимней, весенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас.
Увеличилась социальная и педагогическая компетенции родителей.

 

Приложение 1.

         Консультации для родителей


Консультация по экологическому воспитанию
на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.


Консультация для родителей на тему:
«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова «ойкас» - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему, ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
В конце сообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова.


                     Памятка для родителей  по экологии
                                     "Прогулка в Природу"


Подготовка к прогулке:
- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;
- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес:
- обратить внимание ребенка на погоду (небо, свет, настроение, растения);
- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лесу:
- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.

Отдых на полянке:
- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
- организовать сбор коллекций;
- организовать игры,
Путь из леса
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.
                            Беседа о прогулке
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?)
Занятия дома:
• обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет).  Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими. Отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.
"Беседа о диких животных"
Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных.
Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.
Вопросы родителей
• Как называются эти животные?
• Где они живут?
• Опиши их внешний вид.
• Каковы они по характеру и по повадкам?
• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?
Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно по делиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными.
В ходе беседы можно загадать ребенку загадки:
— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.

Приложение 2.                        


                               Дидактические и подвижные игры:


«Что было бы, если из леса исчезли…» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Береги природу».  На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
«Где снежинки?» Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Игра в слова».  Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.) 
«Земля, вода, огонь, воздух». Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры. 
«Угадай растение» Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его. 
Игра с мячом «Я знаю» Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. 
«Птицы, рыбы, звери» Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Грибная полянка»
Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березкой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Задание. Собрать не меньше трех грибов (грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).
Правила.
1. количество играющих 6-7 человек.
2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

 

«Найди самый красивый листок»
Цель: закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные предложения (Дети выбирают из предложенных наиболее понравившиеся).


«Узнай дерево по листочку»
Цель: закрепить названия деревьев.

Детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево.

Да или нет?
Цель: закрепить знания детьми осенних примет.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаем ли сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнезда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?


Хороводные игры
«Листопад»

Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками: Листопад! Листопад!                  Действия выполняют дети с
 
Листья желтые летят!            желтыми листьями.

 Кружатся красивые желтые листочки!

Кружатся красивые красные листочки!   Действия выполняют дети Красными листьями.

 Сели!                                                          Уселись и замерли. Не шевелятся.

Прилетел легкий ветерок, подул.                       Дуют.

Поднялись листья, Разбежались.                     Разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились!                        Кружатся.

 Листопад! Листопад! Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.

«Овощи»
Цель: развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за Репа, свекла, редька, лук руки, в середине круга водящий Поиграть решили в прятки с завязанными глазами.
Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят
 
Раз, два, три, четыре, пять. водящего. Прячься лучше, Разбегаются, приседают, прячься глубже, водящий ищет. Ну а ты иди искать.

Приложение 3.

                                               Наблюдения
1.Учить называть разные состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено.
2.Наблюдения за облаками и тучами, за дождем и снегом.
3.Наблюдение за трудом взрослых.
4. Наблюдение за ростом посаженного детьми лука.
5. Рассматривание саженцев деревьев: дуба, клен, липы. Наблюдение за корневой системой и почками.
                               

                                 Цикл наблюдений за ростом лука.
    Вместе с детьми мы решили провести эксперимент- наблюдение за ростом и развитием репчатого лука.
 

Наблюдение №1. «Выращиваем лук».

Ц е л ь: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме; все в коричневых сухих чешуйках, твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. После приступить к посадке лука.
                                   Наблюдение № 2. «Выращиваем лук»
Ц е л ь: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий—воды, света, тепла.
                                      Наблюдение № 3. «Выращиваем лук».
Ц е л ь: учить детей замечать изменения в росте луковиц (появление зеленых перышек), связывать их с условиями, в которых они находится.
                                       Наблюдение №4. «Выращиваем лук».
Ц е л ь:
 учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, зеленые перышки заметно подросли.
                                       Наблюдение №5. «Выращиваем лук».
Ц е л ь:
 развивать в детях наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. В этом наблюдении мы предлагаем попробовать перышки лука на вкус. Для этого во время обеда дети будут употреблять лук вместе с первым блюдом.

Цикл наблюдений за ростом растения

Весна
Наблюдение 1

«Одуванчики– первые цветы на участке»
Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомит с их названием, с особенностями строения: стебель прямой и гладкий, листочки зеленые, цветок желтый, по форме похож на корзиночку
Наблюдение 2.
«Где можно найти одуванчики?»

Цель: развивать у детей наблюдательность - умение замечать, что первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах. Учить устанавливать причинно-следственные связи: цветы растут, потому что в этих местах условия жизни лучше, чем в других - больше тепла, влаги, почва оттаявшая.
Наблюдение 3
«Сколько одуванчиков на нашем участке

Цель: отметить с детьми, что цветов стало больше: они кучками растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями - изобилием света, тепла, влаги в этих местах
Наблюдение 4.
«Как растут листья и как появляются семена у одуванчика?»

Цель: вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения; уточнить представления дошкольников о последовательности роста и развития растения (после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в размере).

                              Наблюдения за почками на деревьях.

Зимой и в начале весны почки маленькие, словно сжавшиеся от холода. По мере того как становится теплее, почки набухают, становятся больше, затем раскрываются. Сначала появляется крохотный кончик зеленого листочка. Если в это время разрезать и развернуть, то внутри нее можно увидеть крошечный, как будто много раз сложенный листочек. Маленькие, молодые листья - светло-зеленые, липкие, клейкие, пахучие.

                                          Наблюдения за травой.
На участке появилась зеленая травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются.

Одуванчик- травянистое растение. У него есть стебель, листья и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета. На месте цветка появляются пушинки- семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны.

Появились всходы на клумбах.
                              Наблюдения за погодой весной.
Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Показать, что весной солнце светит и пригревает землю.

Показать особенности весеннего неба.

Продолжать знакомить с природным явлением- ветром.

Показать, что весенний дождь может быть разным.

Показать свойства снега весной.

Продолжать знакомить со свойствами воды, песка.

Заключение

К сожалению не все родители   уделяют детям должного внимания в изучении природы, прогулках и совместного времяпрепровождения в целом. Это связанно с их рабочей занятостью.
Воспитатели являются первыми людьми, уделяющими особое внимание природе и ее признакам, прогулкам, посадкам растений, рассматриванию и обсуждению природных явлений. Так же воспитатели закрепляют полученные знания с помощью заучивания стихов, прослушивания и обсуждения рассказов о природе нашего края, исследовательских и экспериментальных опытов и посильного труда.
Предложенный проект является попыткой сплотить детей, родителей и воспитателей, научить детей бережно относиться к природе.
По окончании проекта мы убедились в том, что проект дает положительные результаты.
 
С удовольствием хотели бы предложить распространение данного опыта
 
для потенциальных пользователей:
- воспитателей ДОУ;
- родителей

Работа в этом направлении будет продолжена, и к концу подготовительной группы все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе, смогут самостоятельно производить посадку растений и ухаживать за ними, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.

 

Список используемой литературы:

Ю. Слюсар «Сто слов о природе», Книжный Дом «Азбукварик Групп» 2010г.

А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Алямова «Здравствуй, мир!» Издательство «Баласс» 
Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство «Учитель» Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» Издательство «Мозаика-Синтез»
Е.А. Каменская «Мозаика из семян и крупы» Издательство РИПОЛ-классик Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».

Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Сигимова М. Н. «Познание мира растений».

Скегина Н.Г. «Экология для тебя» учебное пособие для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Москва 2002
«Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1967. Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду»

 Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."

Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»

Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...

Экологический проект "Сосна-дерево жизни"

В последние годы проблемам экологического воспитания уделяется всё больше внимания. Почему же именно эти проблемы стали актуальными?Причина таится в деятельности человека в природе, часто безграмотная...

Социально-значимый творческий проект по формированию основ экологической культуры на тему: «Сказкотерапия в экологическом воспитании дошкольников».

Актуальность:  Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа в...

Социально - Экологический проект Тема: «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов» по средствам взаимодействия семьи, ребенка и детского сада.

Цель проекта:  Привлечь внимание родителей и детей к проблеме загрязнения окружающей среды, превращая отходы в полезные и красивые вещи, поделки, игрушки, элементы декора. А так же способствовать...

Экологический проект: «Подари вторую жизнь»

Экологический проект: «Подари вторую жизнь»Для среднего дошкольного возраста....