Статья на тему: «Сенсорное развитие и воспитание в трудах М.М. Манасеиной».
статья (младшая группа) на тему

Цель данной статьи - проанализировать педагогическое наследие М.М. Манасеиной по сенсорному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Данная публикация содержит глубокий анализ взглядов М.М. Манасеиной на сенсорное развитие и воспитание дошкольников, методики формирования и воспитания "чувствований". Большая часть её научных взглядов перемежается с современностью, актуальна и в наши дни. В данной работе ещё раз подчеркнута огромная роль сенсорного развития и воспитания в интеллектуальном развитии ребенка дошкольника. статья будет полезна для чтения и изучения молодым мамам, воспитателям дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

Статья  на тему:

«Сенсорное   развитие  и  воспитание   в  трудах

М.М. Манасеиной».

 

           

                                         Выполнила   Фролова М.В.,

                                                                     воспитатель  I младшей  группы

                                                                     МБДОУ №38 «Апельсин», г. Тамбов.

                                         

                                               

                                                           

                                                             2016 год

 Аннотация.  Цель   данной  статьи -  проанализировать   педагогическое  наследие  М.М. Манасеиной по сенсорному  развитию и  воспитанию  детей   дошкольного  возраста. Данная  публикация  содержит глубокий  анализ  взглядов  М.М. Манасеиной   на   сенсорное   развитие   и  воспитание   дошкольников,  методики  формирования и  воспитания  « чувствований».  Большая  часть  её  научных  взглядов  перемежается  с  современностью,   актуальны  и  в  наши   дни.   В данной  работе  ещё  раз    подчёркнута    огромная  роль  сенсорного  развития   и  воспитания в  интеллектуальном  развитии  ребёнка – дошкольника. Статья  будет   полезна  для  чтения  и  изучения    молодым  мамам,  воспитателям  дошкольных  учреждений,   в  ней  содержится  как  практический,   так  и  теоретический  материал.     

Ключевые   слова.   Сенсорное  развитие,   сенсорное   воспитание,  «человеческие  ощущения  интеллектуальности»,  «заря   зачинающейся  психической  жизни   появляется  прежде  всего   около  кормящей  груди  матери…», «…дети  только  и  делают  в  течение  первых  лет  жизни,  что  упражняют  свои  органы   чувств».      

План.

Вступление.                                                                                                                    4.

Глава I. Педагогическая  деятельность   М.М. Манасеиной.                                        5 -6.

Глава II. Сенсорное  развитие и  воспитание в  трудах  М.М. Манасеиной.                     7.

2.1. Взгляды  на проблему  сенсорного  развития  и воспитания   детей дошкольного возраста                                                                                                                         8 -10.

2.2. Оценка    вклада  М.М. Манасеиной  в  развитие  дошкольного  воспитания.            11.

Заключение.                                                                                                                       12.

Список  изученной   литературы.                                                                                    13.

Введение.

    Работая   с детьми  раннего    дошкольного   возраста,  я неизбежно  подошла  к  теме  сенсорного  развития  и  воспитания.   Именно    на  этапе  раннего  детства  ознакомление    со  свойствами     предметов играет  определяющую  роль.  Профессор  М.В. Шелованов  назвал  ранний  возраст  «золотой  порой»   сенсорного  воспитания.  Раскроем  понятия  «сенсорное  развитие»   и  « сенсорное   воспитание».

    Сенсорное   развитие (чувство, ощущение) – формирование  у  ребёнка  процессов  восприятия  и  представлений   о  предметах,   объектах  и   явлениях   окружающего    мира. Малыш   рождается  на   свет  с  готовыми   к  функционированию    органами   чувств. Но   это  лишь  предпосылки    для  восприятия  окружающей   действительности.   Полноценное   сенсорное  развитие   осуществляется  только  в  процессе    сенсорного  воспитания.

    Сенсорное     воспитания – это  целенаправленное    формирование   эталонных  представлений  о  цвете,  форме,  величине,  о  признаках  и   свойствах    различных  предметов   и   материалов,  их  положении    в  пространстве и др.

   Формулируя    эти  понятия,   следует  подчеркнуть   роль  сенсорного  развития  и  воспитания    в дошкольном  возрасте     ребёнка.  Сенсорное  развитие   во все  времена   было  и  остаётся  важным   и необходимым  для  полноценного    воспитания   детей. Значение   сенсорного    развития    в  раннем  и  дошкольном  возрасте   трудно  переоценить.  Именно   этот  возраст   наиболее    благоприятен   для   совершенствования   деятельности  органов   чувств,   накопление     представлений       об  окружающем  мире.  С  восприятия   предметов  и  явлений   окружающего  мира    начинается  познание. Все  другие   формы  познания – запоминание, мышление,    воображение строятся      на  основе   образов  восприятия,   являются  результатом   их  переработки.  Поэтому    нормальное    интеллектуальное  развитие  невозможно  без  опоры  на полноценное  восприятие.  Сенсорное  развитие   является  условием   успешного   овладения   любой  практической   деятельностью. Ребёнок  в  жизни   сталкивается   с  многообразием  форм, красок  и других    свойств   предметов, в  частности   игрушек  и предметов  домашнего  обихода. Знакомится   он и  с  произведениями  искусства – музыкой,   живописью, скульптурой. И  конечно,   каждый  ребёнок  даже  без  целенаправленного   воспитания,   так  или  иначе,   воспринимает   всё  это.   Но если   усвоение    происходит   стихийно, без разумного   педагогического     руководства     взрослых,   оно   нередко  оказывается   поверхностным,  неполноценным.  Здесь  и приходит  на  помощь  сенсорное  воспитание – последовательное,  планомерное  ознакомление  ребёнка  с  сенсорной    культурой. Итак,  сенсорное  воспитание   является основой  для  интеллектуального   развития,  упорядочивает    хаотичные  представления,  полученные   при  взаимодействии  с   внешним  миром,   развивает наблюдательность,  готовит  к  реальной  жизни,    позитивно  влияет  на  эстетическое   чувство,   является  основой   для развития  воображения, развивает  внимание, даёт ребёнку  возможность   овладеть новыми  способами     предметно - познавательной  деятельности,   влияет  на  расширение   словарного   запаса ребёнка,  влияет  на развитие  зрительной,  слуховой,   моторной, образной  и  других   видов  памяти.

     О  важной  роли   сенсорного  развития  и  воспитания  детей раннего  и дошкольного   возраста   много  сказано  в  трудах  великих   психологов  и  педагогов,  таких как  А.П.  Усова, А.В.Запорожец, Н.Н. Подъяков, Л.А.Венгер и  его  ученики  и  последователи.. Так,   в  процессе   изучения   теоретического   и  методологического     аспекта  сенсорного  развития  и  воспитания,    очень  заинтересовали  труды М.М. Манасеиной. На   мой   взгляд,   многие  положения   нашли  отражение   и  в наши  дни.

   

Глава I. Педагогическая  деятельность   М.М. Манасеиной.

        Марья  Михайловна    Манасеина  родилась в семье  учёного – археолога А. Коркунова. М.М. Манасеина (1842 -1903) – детский врач, учёный – медик  и  педагог     вошла  в  историю  педагогики     своими   исследованиями   по  дошкольному  воспитанию и   обучению. Получив  блестящее   домашнее    образование,    с  детства  вращаясь   в кругу учёных и врачей, Марья Михайловна  стала  одной  из  первых  женщин в  России (а, возможно, во всей  Европе),   сумевших  получить высшее  образование  в 60 –е  года  позапрошлого    столетия,   она  окончила   медицинские   курсы,  получила  звание    женщины -  врача,  в    дальнейшем   и  звание  доктора  медицины. В это время     она  вышла  замуж  за студента Понятовского,    вместе  с ним  принимала  деятельное  участие  в  народнических  кружках   и   даже  привлекалась  по этому  поводу.   Муж  её   в конце    концов   был арестован и умер в  политической  ссылке.  Её     вторым   мужем стал  В.А. Манас(с)еин,  весьма  известный  человек   в  истории    русской  медицины.   Манасеина   отличалась  исключительным  трудолюбием,  она  напряжённо   работала  всю  свою  жизнь,    проводила   физиологические  опыты  на  собаках,   психофизиологические   и    психологические  исследования  на  людях,   писала  научные      и  научно – популярные  книги, статьи   и рефераты   для  русских     медицинских  журналов,  занималась  переводами,     много    путешествовала  по  России и  Европе,  участвовала     в различных   научных  конференциях,   включая   I Международный  конгресс   по медицине в 1894 году и IV Международный   Конгресс  в  Париже  1990 г. На  последнем  она представила   результаты своих  опытов,  действия  различных  видов     пищи  на поведение  собак.

     Почти  вся  её  научная  и  писательская   деятельность    прошла  в  Петербурге и  под Петербургом (Заречье).  Необходимо  отметить,    что  научные  заслуги   Манасеиной,  похоже,  остались    недооценёнными – она  была  более   известна,    как   популяризатор   научных  и  медицинских   знаний,    лектор, переводчик и референт. Список  трудов М.М. Манасеиной   включает   48 работ   по  различным  вопросам  физиологии,  психологии, гигиены  и педагогики, 16   критико – библиографических  статей и 14  книг,  переведённых   ею  с разных   европейских  языков,  которыми  она      в  совершенстве  владела. Вот  перечень   некоторых  написанных   ею книг,  иллюстрирующий  широту  её   интересов:  « О  воспитании    детей  в  первые  годы  жизни» (1870);  « К   учению    об  алкогольном  брожении» (1871);  « О письме   вообще,  о  зеркальном письме   в частности  и  о роли    обоих  полушарий   головного  мозга» (1883);  «  О  ненормальной   мозговой  жизни   современного   культурного    человека» (1886,   франц. перевод – см. de Manaciini, 1890);   « Сон  как  треть  жизни  человека, или  физиология,  патология, гигиена  и  психология   сна» (1892);  « Основы воспитания  с  первых  лет  жизни   и  до  полного  окончания  университетского  образования» (вып.1 -5,  1894 -1902); «  Об  усталости   вообще и   об  условиях   её   развития»  (1893); « Кое – что  об  искусстве» (1895); «О  сознании» (вып. I, 1896) и т.п.

     Педагогическая  деятельность  Манасеиной   включала  лекции    по  психологии  и    педагогике   в  различных  образовательных   учреждениях,  а также  публичные  лекции  в  аудиториях, «Соляного городка»[1],     недалеко  от  её  дома,  на Английском  проспекте,  которые  пользовались     большой  популярностью.  Манасеина  была почётным  членом     нескольких   российских  медицинских   обществ.    Она  умерла  в  возрасте 60-ти   лет, « после  продолжительной   и  тяжёлой   болезни»,  как  было  написано   в  многочисленных   некрологах,  появившихся  в   популярных  журналах   того  времени. В  них  отличалось      её  «исключительное  трудолюбие», «непременная  доброжелательность»  и «добрая  память»,  которую   она  оставила  о  себе  как «одна  из  наиболее   выдающихся   русских  женщин».

    Первая     педагогическая  работа М.М. Манасеиной   встретила  доброжелательный  отклик.   В   1870  годах   в Петербурге  вышла  её  книга «О  воспитании   детей  в  первые  годы  жизни». Едва   ли не  впервые   в  русской  педагогической  литературе,  опираясь на новейшие  медицинские  открытия, Марья Михайловна  осветила  самые  важные  вопросы   воспитания ребёнка   в первые  годы  жизни.  Следуя  заветам     классической  педагогики   о  необходимости    познания  человека   как   предмета  воспитания,  Манасеина    с научной   точки  зрения   объяснила  поведение ребёнка  с  момента  его рождения.  Она  доказывала,  что  со времени появления  на свет  дитя «  интенсивно    совершает  изо дня в день  гигантскую  работу,  познавая  себя  в   окружающей  среде». Вместе  с верными   суждениями  ребёнок приобретает    ложные представления    за  то,   что  впоследствии    ему  приходится  дорого    расплачиваться.   Поэтому  воспитатель  должен  помогать  ребёнку  осваиваться  с  разнообразными   ощущениями – осязательными,  слуховыми,   зрительными, - учиться  верно  пользоваться ими,  оценивать   их  значение. Она начала  с того, что необходимо знать  всем  родителям,  выяснила  влияние  родителей  на  ещё  не родившегося  ребёнка  (наследственность,  браки  между  родственниками,  гигиена  беременной  женщины и т.д.). В последующих  главах  она  объяснила   правила  гигиены  и  правильного   ухода   за  ребёнком (предупреждение  заболеваний,  пища  детей),  особенно   важность   упражнений   для  тренировки   мышления,  наблюдения, разговорной  речи,   развития внимания, памяти. Гимнастика   и  игры,   удовлетворение   любознательности  ребёнка – всё это и многое  другое  (развитие мышления, воображения и т.д.)   вошло   в  содержание книги.  Манасеина    отмечала,  что  большинство   книг   по педагогике   состоит   « главным  образом   из полемики  против настоящего способа  воспитания,   относительно же  положительных  правил     воспитания  содержания   большей  части   книг   оказывается   крайне   бедным» (1, с18-19и др.).  Многие книги   почти не  имеют   фактических    оснований,  общих  основных  законов,   а  сущность   и  цель  воспитания «…определяется  весьма   различно». По   мнению    Марии   Михайловны.  Педагогика, «…возможна  только  как   опытная   наука»;    все  свои  правила, все  свои  положения она должна  вырабатывать  путём  опыта,   а  отнюдь  ne  priori (там же).  При  этом  она цитирует    И.Канта: «Воспитание …  составляет   самую  великую   и  самую  трудную  задачу; … механизм   в  воспитании   должен   быть превращён  в науку…»

     Из  связи  педагогики  с  физиологией  и психологией  самым  важным   она  считает  единство  физического,  нравственного  и   умственного    воспитания: …дробить  воспитание на  физическое,   нравственное,  умственное -  бессмыслица,   потому   что   в  человеке  все  эти   стороны  связаны  до  того  тесно  одна  с  другой.  Что  одно  воспитание немыслимо  без  другого.  Поэтому  возможно  полное   многостороннее  развитие   ребёнка  и  составляет  общую  цель  воспитания.

   Характеристику  целей  воспитания   М.М. Манасеина   давала  в  уникальнейшем  по  замыслу и   грандиознейшем   по   объёму  труде  «Основы   воспитания  с  первых  лет  жизни  и  до  полного окончания   университетского    образования» (вып.1-5, СПб, 1984-1899).  Ни до,  ни  после  этого труда   не  было    попыток   в  одной  работе   охватить    непрерывность  воспитания   с  рождения  и  до  зрелости  (всё    со  стороны    воспитания – физическую, нравственную, религиозную,  умственную   в  условиях   семейного   и  общественного   воспитания. К сожалению,   труд  этот    остался    неоконченным.  

Глава II. Сенсорное    развитие  и  воспитание   в  трудах   М.М. Манасеиной.

  2.1.  Взгляды на проблему  на  проблему  сенсорного  развития  и  воспитания детей   дошкольного  возраста.

       Проблема   сенсорного   развития  и  воспитания  детей   была  в центре  внимания  русских   психологов  и  педагогов. Интерес   исследователей   усилился   после     публикации    работ  И.М. Сеченова «Рефлексы   головного  мозга»  (1866),   «Физиология     органов  чувств» (1867),   в  которых   с  позиций  физиологии  объяснялась   психическая  жизнь  человека.    На     основе  экспериментального    изучения   рефлекторных   актов  и  развития  психических     процессов   учёный  обосновывал   идею  «ощущений,  производимых  органами    чувств,    суть  исходных   точек  всего   психического    развития»,  утверждал,   что   сущность  психического  развития   состоит в «способности     органов   чувств   воспринимать     внешние   явления   в  форме   ощущений,    анализировать  последние  во времени  и  пространстве  и  сочетать  их  цельно  или   частями    в  разнообразные  группы».  Значит,   от правильного  и  своевременного   воспитания    воспринимающих   органов  во  многом  зависит  психическая  жизнь   человека.  

     Идея  И. Сеченова  получила  раскрытие  в  трудах   К.Д. Ушинского.  В  сочинении  «Человек   как   предмет  воспитания»    подчёркивает   особое  значение      раннего    сенсорного  развития,   нервная    система   и  органы  чувств   называются  «посредником»      между   внешним   миром    и  сознанием.

       В  конце XIX  - начало  XX в.   проблема  сенсорного  развития и  воспитания  привлекала   пристальное  внимание   В.М.Бехтерева,  П.Ф. Каптерева,   И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой.  Особый  интерес  к  этой  проблеме  проявляла   и М.М. Манасеина.  Опираясь  на новейшие  достижения   медицины,  физиологии.  Используя    многочисленные  труды   зарубежных  авторов    (Брауна,  Грефе,  Денцеля,  Гельмгольца,  Комба,  Куртмана, Модсли, Спенсера),   а  также   работы  И.Сеченова и  собственные   наблюдения   за  развитием  детей  в  младенческом  возрасте,    Манасеина  разработала    оригинальную  концепцию     сенсорного развития  и  воспитания.  Можно  сказать,  что  книга    « О  воспитании    в первые  годы  жизни» -   это  краткая  энциклопедия   для  молодой  матери,   в  которой  рассматривается   широкий   круг   вопросов  гигиены  беременности,  ухода  за  новорождённым,  физического,  сенсорного,  умственного  и нравственного  воспитания.  Пристальное   внимание  уделяет   М.Манасеина  развитию  органов  чувств  ребенка.  Исходя  из  учения   И.М. Сеченова  об  ощущениях   как   «исходных  точках психического    развития»,   осмысливая  идеи   французских,    немецких   и  английских  физиологов,    психологов  и  педагогов,  преодолев   гипнотизм  научных  авторитетов,   Манасеина  разрабатывает   свою  собственную   концепцию  интеллектуальности    человеческих     ощущений.  Рассмотрим    её  подробнее.

     «Человеческие   ощущения  интеллектуальности».   К     выводу  о  том,  что  человеческие   ощущения  интеллектуальны,   Манасеина    приходит    в результате  обстоятельного   анализа  трудов  Г.Гельмгольца  (знаковая  теория    ощущений о  «бессознательных    умозаключениях»), Ч. Дарвина  («бессознательные  эмоции»),  И. Сеченова («бессознательные  ощущения»).   Если    современная  психология  ощущения   рассматривает   как  восприятия,  а  последнее – как  единство   чувственного  и  логического,  чувственного  и  смыслового,  ощущения и  мышления.  Сто лет  назад  эти  положения  были  дискуссионными.  М. М. Манасеина   сумела  не  только  «распутать»   этот  сложный  психологический  клубок,  но  и предложила  интересную   методику   сенсорного   воспитания.

     Подчёркивая   тесную  взаимосвязь   сенсорного    и  умственного   развития  ребёнка,   М.М. Манасеина  утверждала:    чем  скорее  и  чем  лучше   выучится  ребёнок   управлять   своими       органами   чувств  (зрением  в  особенности),  тем  быстрее   и    полнее   будет его   умственное    развитие.   Механизм   этой  связи    объясняется   следующим      образом.  Показатель  умственного  развития -   способность  человека   к  мышлению,  т.е.  способность  сравнивать   и  делать   выводы,  овладение   мыслительными  операциями.  Мышление  как  процесс  есть     функционирующая   система  постепенно   накопленных   знаний.  В    свою   очередь    наиболее    общие  и   отвлечённые  понятия   как   некие   «свидетели»  знания   возникают  на   основе  элементарных,  нередко   не  расчлененных      представлений.  Значит   ощущения,   представления и  понятия -  различные  ступени  познания.   Эта   логическая  взаимосвязь, как  отмечает   Манасеина,   легко  рассматривается   в  концепции  интеллектуальности   человеческих  ощущений,   ибо    без  накопления    ясных  представлений и  понятий,    возникающих   на  основе  и в процессе   ощущений,   процесс   мышления   невозможен.

     Другой  аспект  проблемы,  подмеченный   М.М.   Манасеиной,  связь  конкретных  ощущений   с  соответствующими  анализаторами,   адекватность      представлений  получаемым    ощущениям  и, наконец, накопленные    представления  и понятия  как  база  развития   мышления.  Эту  внутреннюю  связь   М.М. Манасеина   рассматривает    как  фактор   интеллектуальности    человеческих  ощущений.  Попытаемся  выяснить   сущность  этого   явления.

     Известно,  что  дети  легко    соглашаются, когда их    спрашивают   об  их    собственных     ощущениях   и  представлениях: холодно – жарко,  больно – небольно  и т.п.  Из  чего    они  исходят? Здесь  могут  быть две причины:    желаемое  принимается   за  действительное,    а  действительное   воспринимается  в  желаемом  виде.  Дело  в  том,  что,  для  детей  значимость  главного       признак  предмета,  явления    неадекватна   пониманию    значимости     не  только  для  взрослых,  но и  для них  самих.  Если  исходить   из  наличия   контрастности, а  не  сходства,  тогда  будет  более    очевидным   ответ  на  вопрос:  что  больше,  меньше,  ярче,  слаще? Однако  трудности,  и  более   сложные,  возникают  при  усвоении   понятий   «добрее»,  «злее», «лучше»  и  других   нравственных и  социальных  представлений.   Вот  почему,  если  иметь  в ввиду  сенсорное  развитие  детей,  следует  опираться  не  на  отвлечённые    понятия  из  области  морали  и  политики,   не   связанные   с  конкретными   ощущениями   фиксируются  прежде  всего  как  ответная   физиологическая  реакция -    реакция  человеческого (именно  человеческого)    организма, т.е.  в  виде  эмоций.

    М.М.  Манасеина   выступала за синхронное  многостороннее   физическое  и  духовное  развитие  ребёнка.  В  её   представлении    живой  детский  организм – это   неразделимое   целое:   ведь  невозможно   полноценное  развитие   органов  ощущений  без  здоровья   и  правильного   физического  развития  ребёнка.

      «Заря   начинающейся  психической  жизни   появляется прежде  всего  около  кормящей груди  матери…» - таков  взгляд  М.М.Манасеиной   на  роль  первоначального  развития   и  воспитания   в  последующем  становлении   человеческой  личности.  Прежде  всего отметим:  как  и К. Ушинский,  М.Манасеина   исповедовала   антропологический  подход   к пониманию,  изучению  и  освещению   духовного     развития   человека.  Вслед   за  великим  русским   педагогом  она  особое  внимание  обратила  на роль  общения  ребёнка  с  матерью. Раскрывая тезис  о роли  матери  как  кормилицы  и воспитанницы, подметила:  направленность забот  матери  о  своём ребёнке,  характер  удовлетворения  его   органических  потребностей   уже  определяют   отношение  к ней  со  стороны  ребёнка, и соответственно  с  этим  и  первые улыбки,  первые  ласки  свои ребёнок   дарит  ей  и с  нею  же пытается   вести свои первые беседы  на  собственном,  никому  неизвестном   языке.  «И  около  этой  же  материнской   груди   проявляется и  складываются    и  первые   проблески   разнообразных  страстей,  аффектов  и   эмоций».

     «…Дети  только и  делают  в  течение   первых  лет  жизни,   что  упражняют   свои  органы  чувств». Вот  первый  тезис   концепции   Манасеиной    относительности   интеллектуальности    человеческих  ощущений.   В  этой связи    сенсорному  развитию   детей  она  отводила  ведущую  роль  в  процессе  первоначального     формирования  личности.

     Признавая   важную  роль   первых    лет  в  жизни ребёнка, М.Манасеина  считала,    что  основное  внимание    родителей  и  воспитателей   быть  направлено   на развитие  умственных  способностей   детей  главным  образом  через  развитие  органов  чувств.   «Это настолько необходимо, - отмечает  М.М.Манасеина, что дети  сами  собой  только   и  делают  в  течение  первых   лет  жизни,   что  упражняют  свои  органы  чувств,  т.е.  учатся  видеть,  слушать,  обонять,  осязать,  учатся пользоваться  своим   мышечным   и  температурным    чувствами,  учатся различать вкусы и т.д. …».

  Накопление  ощущений  и  представлений  через  использование   органов  чувств,  через  их развитие -  трудный,  длительный    и противоречивый   процесс.  М.М. Манасеина   видит его   содержание  в том, что     каждый  человек  в детстве  усваивает тысячи  разнообразных  представлений, проверяет   бесчисленное  количество  раз    данные    одного ощущения  результатами  других и затем   путём  бесконечного  и затем  путём  бесконечного   повторения заучивает  их  до  полной  автоматичности. Дети   инстинктивно    совершают  изо дня в день   эту   гигантскую   работу:  одну и ту  же  вещь  осматривают,  прикладывают  к  уху,  бросают – вообще  производят   с ней  бесчисленные  всевозможные  опыты.  Познавая  окружающий  мир,   ребёнок  учится  мыслить;  его  ум  спонтанно  совершает  мыслительные   операции, при чём  наряду  с верными представлениями   он   запоминает  совершенно  ложные,  от  которых ему     впоследствии      приходится   отвыкать путём  сознательной  проверки.  Задача  родителей  и воспитателей – помочь  ребёнку освоиться  с разнообразными  ощущениями, научить  осмысливать   через них  себя   и окружающий  мир.

    Продолжая  развивать  идею  о   взаимосвязи   ощущений  с  другими психическими явлениями  вслед  за И. Сеченовым и К.Д. Ушинским,  М.М. Манасеина  отмечала:   чем отчётливее  то или иное    конкретное    ощущение,  тем  более  глубокий  след  оставит  оно  в душе;  чем  чаще  оно  повторяется,  тем  больше  от него  остаётся  следов,  а  чем  больше  следов,  тем   отчётливее   создаётся  представление  о предмете,  чем  разностороннее многочисленнее  ассоциации  этого представления  с другими,   следовательно,  тем  прочнее    его   отпечаток  в памяти.  И  последний    штрих:  чем  больше  в  памяти   зафиксировано   прочных  ассоциативных  связей,  тем  легче  протекает  механизм  сравнения, а значит, и развитие   ума.  Такова  принципиальная  логическая  нить   суждений  о  реальной связи развития  органов  чувств  и  мышления. Схематически  её можно изобразить следующим образом:  впечатления,  воздействующие  на  органы  чувств,  представлений - ассоциации представлений   - запоминание-                      сравнение -  мышление. Таким образом,  основное   содержание     сенсорного  воспитания  систематическое  упражнение    органов   ощущений,   осуществляемых  в  двух  направлениях.  Во – первых,   упражнения  на  ассоциацию   разнообразных  ощущений  друг  с  другом, т.е.  упражнения     в  познании  новых  явлений,  предметов.;   во- вторых, тренировка  отдельных  ощущений  с целью  увеличения силы и точности их  восприятия.  Лучший  индикатор  развития  ощущений  ребёнка -  его  способность удивляться  (причём ребёнок перестаёт кричать, и   двигаться, даже мигать,  потому что всякое  удивление  обуславливает  полное  сосредоточение  внимания, что ведёт  к  прекращению    всех  движений,  кроме     безусловно    необходимых).

     Ребёнок  должен быть  физически  здоровым – аксиома,   основное  условие  столь же  объективное, сколь и необходимое  для  сенсорного  развития   и  воспитания. Ребёнок, отмечает  Манасеина,   должен  быть   здоров – это  известно  каждому,  но  не каждый   знает, что  только  здоровый  ребёнок   развивается   нормально  в  умственном  и  нравственном  отношении,  тогда   как  больной   часть    своего   внимания  сосредотачивает  на  чувстве  боли, и  поэтому  каждое  новое   впечатление   оставляет  в  его  душе  менее    чёткие  следы.   У   здорового  ребёнка   складываются  ясные  и полные  представления,  следовательно,    умственное   развитие  протекает  более  интенсивно.  Поэтому  первая  обязанность  родителей – устранить   условия,   могущие   повредить   здоровью  ребёнка.

     Сенсорное  воспитание    предполагает   разумный  уход   за  органами  чувств – это  второй  постулат   концепции  М.М.  Манасеиной. Её  мнение:   болезни глаз -  следствие  негигиеничности условий, в  которые  попадают   наши  дети,    особенно  в  первые годы  жизни, когда органы  очень  чувствительны  к различным  вредным  влияниям.

    Чем   меньше   впечатлений     получает   ребёнок,  тем  скорее  и  легче   освоится   с ними – так  можно    суммировать   пространные    высказывания  М.М. Манасеиной  о  том,  что в  первые  годы  жизни   следует  особенно  бережно  охранять   органы  ощущений  ребёнка   от  множества  различных  раздражителей;   что нервная система  его  чрезвычайно   нежна, поэтому  и  следует  придерживаться   принципа:   чем  меньше   впечатлений,   тем  лучше.    Практические   выводы  из  этого   принципа  настолько  же  просты, насколько  обязательны  и  важны.  Ребёнка   должна  окружать  по возможности простая  обстановка,   чем  он  мог   скорее   освоиться   с немногими основными    ощущениями. Процедура  одевания, кормления,  ванны  доставляют такую  массу  новых   впечатлений,  что  ему  потребуется   определённое  время  для  адаптации,   чтобы   научиться  различать   впечатления   вкуса,  осязания,  слуха,  зрения,  давления и  температуры.   Первое    время  не  нужны  особые  приготовления и  игрушки  для  развития  ощущений:   собственное   тело   малыша,  ухаживающая  за ним   мать,  всевозможные  число     окружающие   его  предметы  доставляют   неисчерпаемый   запас  всевозможных  наблюдений,  ощущений. Вот почему  первое правило   воспитания  в  этот  период -  устранение    всех  лишних   впечатлений; число  лиц,  общающихся  с  новорождённым,  должно  быть  как  можно  меньше, вся  обстановка  комнаты -  отличаться  простотой.

    Первоначальные   восприятия развиваются  под  влиянием  объективных  условий  жизнеобеспечения  ребёнка:  мать,  его грудь,  лицо, глаза  и  улыбка,  её  голос, колыбельные   песни,  шелест  белья. Плеск  воды, завывание  ветра  за  окном,   тиканье  и  бой  часов,  всевозможные    случайные  шумы и звуки – всё  это  доставляет ребёнку  в  первое  время  достаточный  запас  впечатлений.  

     Впоследствии,  когда ребёнок  вполне  освоится   со  своей  ближайшей  обстановкой,  наступает время   дальнейшего систематического  развития  и  воспитания.

     Методика  развития  и  воспитания «чувствований». Разработанная  М.М. Манасеиной  система  приёмов и средств сенсорного воспитания  включает  рекомендации   по  сохранению  и  развитию  органов  зрения,   слуха,  осязания, обоняния, вкуса.

     Для  развития  зрения М.М. Манасеина   советует  матерям,  начиная  со  второй  недели  жизни  ребёнка,   пользоваться  теми  немногими     минутами,  когда  младенец спокойно  лежит  в кроватке  и  смотрит по направлению  к  свету. В  это  время  можно   попытаться  обратить   его  внимание  на  какой – нибудь  предмет.  Пока ребёнок  ещё  не научился  фиксировать  взглядом  предмет,  движения  показываемой  вещи  должны  быть   медленным  колебанием  на  одном  месте. Со   временем  движения  можно  ускорить,  разнообразить,  но  при этом  не  только   наблюдать, действительно ли ребёнок  следит  за  предметом,  но и соизмерять   движения  с его  умением   фиксировать   взгляд.  Одну  и ту же     вещь  следует  показывать  слишком  долго,  так  как   однообразие  утомляет.  Хорошая  профилактика  близорукости -  упражнения  в  смотрении   вдаль.  Для  этого   следует  чаще  выносить  ребёнка  на  открытые  места  и  обращать  его  внимание  на  различные  отдалённые  предметы,  на  животных,  птиц. Разумеется,   упражнения с  возрастом  усложняются: пятилетние  дети уже  могут  попадать  мячиком  или  шариком  в  указанную  цель,  бросать  кольца на  крючок.

     Немаловажным    представляется    М. Манасеиной    развитее   «цветового   зрения». На  основании    исследований Б. Прейнера  и  своих  собственных наблюдений  над  семью  младенцами   Манасеина  доказывает:  малыши  далеко  не  сразу  приобретают   способность   различать   цвета.  Сначала они   могут  распознать  только  свет  и  темноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т.д. Для развития восприятия различных цветов М.М. Манасеина советует использовать мячики разных цветов спектра и всевозможных оттенков их, так же разноцветные игрушки, но не красного цвета. По мнению Манасеиной,  яркие цвета могут раздражать. Глаза быстро утомляются и зрение вследствие этого притупляется.  

     Что касается развития слуха, Манасеина советует оберегать ребенка от резких, неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту – бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу – узнавать человека.

     В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и о воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.    Она  считала,  что  первые  занятия  по  рисованию -  очень  простые -  должны  начинаться  в 1,5 -2  года. Сначала  ребёнок  учиться  обводить  с  помощью  взрослого   свою  ручку,   каждый  пальчик,  затем  какие – то   предметы,  листья, ключи и т.д.

М.М. Манасеина  делает  вывод: прежде   чем  показать   ребёнку  картины,   необходимо  подготовить  его  глаза  к  восприятию. «Глаз   должен   быть  понимающим» -   вот  формула  интеллектуальности  человеческих   ощущений,  формула  единства  сенсорного  и  умственного   развития  и  воспитания  ребёнка,    требующая   соблюдения    следующих   правил:

 -  вначале  выбирать  самые  простые  картины,  изображающие  знакомые  ребёнку  цветы,   животных и т.д.;

- обращать   внимание  на  эстетическую  сторону  изображений,  оберегать  от  всего  грубого,  безвкусного и   прошлого;

 - не   давать  несколько  картин   сразу,  потому  что  из  желания  просмотреть все  картины ребёнок  станет  делать  это  торопливо, не  вникая  в частности,  приучаясь  к  невнимательности.

      Таким  образом,  человек   появляется  на  свет  с  уже  вполне    сформировавшимися    органами  чувств,  но  ещё  не  способными  к  активному   функционированию;      умению   пользоваться  своими   ощущениями. Формирование  личности  как    сложный  и  противоречивый  процесс  усвоения  социального   опыта    требует  от  взрослых  систематических   целенаправленных  упражнений   с  детьми  самого  раннего  возраста  по  сенсорному  и  умственному   развитию и  воспитанию  в  органическом  единстве.

2.2. Оценка  вклада  М.М. Манасеиной  в  развитие   дошкольного  воспитания.

Вклад Манасеиной в развитие отечественного дошкольного воспитания неоценим. М.М. Манасеина разработала возрастную периодизацию, основанную на количественно – качественных изменениях, которые происходят в физической и психических сферах человека от рождения и до полного университетского образования. Возраст детства и юности она разделила на три периода: первый период – от 1года до 8 лет, второй – от 8 до 16 лет; третий – от 16 до 21 года. Особенностью её возрастной периодизации явилось стремление показать преемственность в развитии целостной личности на каждой последующей ступени. Внутри каждого возрастного периода она показала взаимосвязь воспитания ума, чувства, настроения, характера.

    Своеобразие взглядов М.М. Манасеиной определялось её методологическими принципами, согласно которым основной теории умственного воспитания должно быть соединение научных и христианских представлений для уяснения дуализма человеческой природы. М.М. Манасеина пришла к важному для дошкольной педагогики выводу о том, что основным методом умственного воспитания детей с первых лет жизни является практический. Она ввела понятие «мышление чувствами».

    На рубеже 19 -20 века М.М. Манасеина была сформирована концепция дошкольного воспитания и обучения на основе связи науки и религии с небывалой до того полнотой и обстоятельностью раскрывались экспериментально - психологические основы дошкольной педагогики. М.М. Манасеина работала и над проблемой преемственности дошкольного и школьного воспитания, последовательностью  и непрерывностью воспитания, соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, многообразием форм взаимодействия семьи и школы.

    Большой вклад внесла в сенсорное развитие и воспитание  детей, она считала, что формирование личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта требует от взрослых систематических, целенаправленных упражнений с детьми с самого раннего возраста в органическом единстве с умственным воспитанием.

Заключение.

    Данная статья была посвящена наследию М.М. Манасеиной и её трудам по сенсорному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Проанализировав её взгляды на проблему сенсорного развития и воспитания, дали описание предложенной ей методики по формированию сенсорного развития и воспитания, подходим к выводу о том, что М.М. Манасеина действительно выдающаяся русская женщина второй половины XIX века.

     Она внесла неоценимый вклад в развитие педагогики, её труды и в настоящее время актуальны и полезны. Сенсорное развитие и воспитание детей актуально и в настоящее время. Многие положения из концепции М.М. Манасеиной можно использовать и на современном этапе, они будут полезны молодым мамам как практическое пособие по уходу за ребёнком и развитию психических процессов, а так же для воспитателей дошкольных учреждений. Заслуга её в том, что она видела необходимость в непрерывности воспитания с рождения и до зрелости, указывала на все стороны воспитания - физическую, нравственную, религиозную, умственную в условиях семейного и общественного воспитания. Марья Михайловна разработала методику по сенсорному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Уделяла большое внимание умственному воспитанию дошкольников и считала важным методом умственного воспитания детей – практический, этому методу и на современном этапе развития дошкольной педагогики уделяется большое внимание (с детьми проводят исследовательскую, экспериментальную деятельность, учат наблюдать, сравнивать и т.д.).

     Она уделяла внимание ещё не родившимся детям (наследственность, браки между родственниками, гигиена беременной женщины и т.д.). М.М. Манасеина объяснила правила гигиены и правильного ухода за ребёнком, писала о предупреждении заболеваний, о пище детей, об упражнениях для тренировки мышления, наблюдения, разговорной речи, развития внимания, памяти и т.д.

      В заключение, хочется выразить большую радость и ликование по поводу того, что наследие Марьи Михайловны Манасеиной  сохранилось до нашего времени и не теряет своей актуальности в практике дошкольной педагогики.

Список   изученной  литературы.

  1. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева «Введение в историю дошкольной педагогики», изд –кий центр «Академия», 2015. -320стр.

  1. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 52–54 5. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55

  1.  М.М. Манасеина « Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования», Вып.2, Спб, 1896г. – 404 стр.

  1. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–60.

  1. Составитель Т.А. Лебедев «Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 века», Москва «Педагогика», 1990г. -608 стр.

  1. А. Плеханов, О. Морозова «М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста» // «Дошкольное воспитание» Москва, 1994 - стр.


[1] «Соляной  городок» -   комплекс  зданий  в  центральной  части  Санкт – Петербурга.  Где  находится  крупнейший  научно- просветительский   центр    Дореволюционной  России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по п...

Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов  в   освоении дошкольной программы. Cе...

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Статья на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все иные формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ...

Статья на тему: «Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...