Основные позиции системы воспитания, на которые родителям рекомендуется обращать особое внимание.
статья на тему

Восковец Вероника Николаевна

Статья адресована родителям и педагогам. В ней речь идёт о том, как развивать у ребенка социальный интеллект, что необходимо приложить усилия к формированию у ребенка отчетливой системы ценностей, способов психологической защиты. Чтобы не повредить личностному развитию ребенка-дошкольника, что никогда нельзя делать. Даны советы как поддержать адекватную – не заниженную и не завышенную – самооценку ребенка.

Далее речь пойдёт о детских страхах, что нужно о них знать, есть таблица страхов по возрастам, рекомендациии родителям дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovye_sistemy_vospitaniya._strahi.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Основные позиции системы воспитания,

на которые родителям рекомендуется

обращать особое внимание.

  1. Развивать у ребенка социальный интеллект, то есть способность:
  • Замечать чужие обиды и проблемы;
  • Учитывать чужие интересы;
  • Мысленно ставить себя на место другого человека: «Представь себе, что ты…»;
  • Отстаивать свою точку зрения, не обижая другого человека;
  • Договариваться;
  • Просить о помощи.
  1. Приложить усилия к формированию у ребенка ОТЧЕТЛИВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ:
  • Недопустимые поступки (пользоваться слабостью другого человека);
  • Допустимые в определенных ситуациях поступки (прибегнуть к авторитету взрослых, чтобы защитить кого-то);
  • Социально желательные поступки (правила поведения в обществе);
  • Безусловно одобряемые поступки (помощь другому человеку).

Внутренняя система ценностей придает человеку уверенности в себе, является стержнем характера и позволяет формировать «СИСТЕМУ ЗАЩИТ»

  1. Предоставлять ребенку конкретную информацию о том, что люди больше всего ценят друг в друге доброту и желание помочь.
  2. Обязательно выражать одобрение поступкам вашего ребенка, других детей, персонажей художественных произведений, соответствующим ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ НОРМАМ МОРАЛИ – ребенку необходимо знать, какие поступки и насколько одобряются взрослыми.
  3. Стараться не замалчивать положительное отношение других взрослых К УСПЕХАМ вашего ребенка, выражать одобрение как можно более выразительными интонациями. Избегать назидательного тона и фраз типа: «Вот видишь, мы тебе говорили, что ты сможешь – и у тебя получилось!», так как в этой фразе главное – правота взрослых, а не способности ребенка.
  4. По возможности задавать ребенку вопрос: «Что ты чувствуешь?» ; ОБОГОЩАТЬ его ЛЕКСИКОН словами, обозначающими разные состояния, эмоции, чувства, переживания, настроения; обязательно делиться собственными переживаниями.
  5. Во время совместного просмотра фильмов, спектаклей, мультфильмов, чтения книг с иллюстрациями, рассматривания рисунков и фотографий обмениваться мнениями и впечатлениями по поводу ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦ реальных людей и персонажей художественных произведений. Пытаться понять, что чувствует человек именно с таким  выражением лица, почему персонаж хмурится, улыбается, жмурится, и т.д.
  6.  Не оставлять ребенка один на один с его проблемами – его возраст не позволяет ему самостоятельно разрешить все свои трудности. Наиболее болезненные сомнения ребенок оставляет «себе», не умеет просить о помощи. Специально выделять время для обсуждения с ребенком СПОСОБОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ, умения отстаивать свое достоинство и свои права, использовать для этого «взрослую» терминологию. В конечном итоге ребенок должен суметь сказать и сверстнику, и взрослому: «Мне не нравится, как ты со мной разговариваешь, я не привык к грубости»; «Мне неприятны такие слова, не говори со мной больше так»; «Ты меня обманываешь, мне не хочется сегодня с тобой больше разговаривать». Лучше всего подобные ритуалы осваиваются в игровой форме.
  7. Поддерживать у ребенка стремление брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
  8. Поощрять активность и инициативу, подчеркивать умения и способности, ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА, даже если она не верна: «Ты считаешь так? Хорошо. Но я считаю иначе. Давай подумаем, кто из нас прав. Может быть, я, а может быть – ты. Обещай, что подумаешь над этим. Я тоже подумаю. А завтра поговорим». (Текст естественно может быть другим, , но суть должна быть сохранена.)
  9. Стараться  ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ РЕБЕНКА, ОСОБЕННО, ЕСЛИ ОНИ ПОВТОРЯЮТСЯ – это свидетельствует о том, что он размышляет по какому-то поводу, но не может прийти к определенным выводам. Очень важно, чтобы вывод был сделан самим ребенком, а не просто получен в готовом виде от взрослых.
  10. Обсуждать с ребенком возможные изменения в жизни семьи, изменения в его собственной жизни, обязательно интересоваться его мнением. Если его мнение по какому-то вопросу еще не сформировалось, помочь «информацией к размышлению» и обязательно вернуться к обсуждению отложенного вопроса. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ЕГО МНЕНИЯ ЖДУТ, ИМ ИНТЕРЕСУЮТСЯ.

НЕЛЬЗЯ НИКОГДА

Чтобы не повредить личностному развитию вашего ребенка-дошкольника, нельзя:

  • Угрожать ребенку, что его отдадут в детский дом, чужой тете, милиционеру, прохожим, оставят на улице – кроме страха потерять родителей, такая угроза может поселить в душе малыша неоправданный страх перед людьми, улицей;
  • Угрожать ребенку, что его отдадут бандитам, волку, Бабе-Яге, бросят;
  • Угрожать ребенку, что его поменяют на другого (послушного), а также сравнивать с другими детьми;
  • Пугать ребенка врачом и уколами (не создавайте себе проблем на будущее – ведь врачей и уколов в жизни не избежать);
  • Обещать «не любить»;
  • Лишать вкусного за непослушание (еда и поведение – это разные сферы жизни, их нельзя смешивать);
  • Отнимать за непослушание уже подаренные подарки или отказаться подарить обещанное – это формирует у детей представление о том, что человек вполне может отказываться от своих слов и обещаний;
  • Высмеивать или резко критиковать рисунки, поделки, попытки что-то сделать самостоятельно – это может отбить у ребенка желание сделать лучше и вообще что-то делать;
  • Возлагать на ребенка несоразмерную его проступкам ответственность («Не будешь слушаться – папа от нас уйдет», «Не хотел сам одеваться – мама заболела»), так как это формирует чувство вины на всю жизнь;
  • Поминутно одергивать;
  • Постоянно порицать за неумение, неспособность, страхи;
  • Привлекать внимание посторонних к проступкам и порицать ребенка принародно;
  • Разговаривать с ребенком на повышенных тонах;
  • Дергать, бить, толкать, отталкивать;
  • Пророчить неуспех, неудачу: «Ничего из тебя, такого, не получится», «Вырастешь трусом», формируя тем самым у ребенка негативную программу развития.

Сделайте это нормой

Чтобы поддержать адекватную – не заниженную и не завышенную – самооценку ребенка, старайтесь:

  • В любом, самом неудачном рисунке, самой неудачной попытке самостоятельно одеться и т.д. найти что-то, что хорошо получилось;
  • Вселять в ребенка уверенность в своих силах: «У тебя обязательно получится, может быть, завтра, может быть через неделю, но получится»;
  • Декларировать право на ошибку;
  • Вовремя извиняться перед ребенком и не стесняться своих ошибок;
  • Постепенно научить ребенка спокойно признавать свои ошибки: сначала освоить текст – в игре, в рассказе о ком-то, от лица героев фильмов, мультфильмов (например, если по ходу сюжета герои признают свои ошибки, просто обращать на это внимание ребенка);
  • Установить внутрисемейные ритуалы, «секретные», понятные только членам вашей семьи, среди которых обязательно должны быть сигналы, жесты или еще что-то еще, обозначающие поддержку, любовь, извинение, прощение: «Если я делаю во так, это значит, что я люблю тебя»;
  • Договариваться с ребенком ровным тоном – без заискивания и без угроз;
  • При необходимости не повышать тон, а понижать его – ребенок вынужден будет прислушиваться;
  • Иногда действовать «от противного» - «Ты сегодня игрушки ни в коем случае не убирай!», «Вот эту кашу и это молоко сегодня и не думай есть!»;
  • Подчеркивать, что любите своего ребенка в любом случае, даже если огорчены, обижены, возмущены каким-то его проступком;
  • Быть искренним со своим ребенком, не играть перед ним роль «правильной мамы» или «идеального папы» - дети отлично чувствуют фальш и перестают уважать неискренних взрослых;
  • При каждом удобном для этого случае поглаживать ребенка по спине, рукам, приобнимать и не стесняться «чмокать» утром, на ночь, за успех, за подарок;
  • Обязательно поощрять за реальный успех;
  • Хранить фотографии семейных событий, праздников, походов, оформлять их в альбом вместе с ребенком, периодически их пересматривать;
  • Обязательно хранить лучшие рисунки и самодельные подарки ребенка родителям – нет ничего более страшного для ребенка, чем обнаружить в пыли под диваном рисунок, который он с трепетом рисовал маме на день рождения.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ

То, что дети периодически испытывают страх, - это нормально, так как инстинкт самосохранения реализуется в основном через страх чего-либо или кого-либо.

По мнению практических психологов, существует определенная норма страхов, совместимая с нормальным развитием психики.

Если страхов слишком много, происходит деформация психики, которая тормозит реализацию интеллектуальных и творческих способностей, разрушает процесс общения.

Если страхов слишком мало, ребенок неосторожен, склонен к риску, что опасно для здоровья и жизни.

Известный санкт-петербургский психолог и психиатр, специалист по детским страхам А.И. Захаров в своих публикациях приводит информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста. Эту информацию использует в своей работе большинство практических психологов, пригодится она и родителям.

Среднее число страхов разное не только для каждого возраста, но и разное у девочек и мальчиков. Количество страхов у дошкольников, как видим, увеличивается, но – до определенного момента. Большинство детских страхов исчезает по мере взросления ребенка, расширения его жизненного опыта, повышения уровня осведомленности и развития психологической устойчивости – это доказано. Часть страхов остается с человеком навсегда – это, к сожалению, реальность. Взрослые умеют справляться со своими страхами, детям бороться со страхами трудно, требуется помощь взрослых, в первую очередь родителей.

СТРАХИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Возраст ребенка

Виды страхов

8-10 месяцев

Страх перед незнакомыми людьми

1 год

Страх одиночества

1 год 6 месяцев

Страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей уколов

2 года

Страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц

3-4 года

Страхи перед сказочными и мультипликационными персонажами, уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, темноты, замкнутого пространства

5-6 лет

Страх собственной смерти, смерти родителей, страх различный виртуальных персонажей, страшных снов, нападения, войны, огня, пожара.

Главное правило борьбы с детским страхом – не приуменьшать значение пугающего объекта или явления, не обманывать. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной раз боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.        

«Работать» с устойчивым страхом самостоятельно – опасно, можно нечаянно укоренить его в психике, поэтому, если у вашего ребенка страхов слишком много, или один и тот же страх преследует ребенка необходимо проконсультироваться с психологом детского сада или специалистом любого Центра психолого-педагогической помощи в вашем городе.

Следует иметь в виду, что проанализировать динамику детского страха – в зависимости от типа нервной системы, семейных обстоятельств, другой ситуации, в которой оказался ребенок, - вообще может только специалист на основании диагностики.

Что делать с детскими страхами родителям дошкольника

  1. Помнить, что дети разные. Учитывать, что одна и та же ситуация может нейтрализовать страх у одного ребенка, но сделать его постоянным у другого. Многое зависит от типа нервной системы, ее силы и слабости, скорости реагирования на внешнюю ситуацию. Тип нервной системы врожден и в течении жизни претерпевает лишь незначительные изменения под влиянием жизненных обстоятельств – болезней, стрессов, успехов.
  2. Поговорить с ребенком о том, как родители сами чего-то боялись в детстве, и – главное – о том, как страх прошел.
  3. Консультироваться со специалистами – в штатные расписания образовательных учреждений включена должность психолога.
  4. По возможности обеспечить ребенку общение с небольшой стабильной группой сверстников. Переизбыток сверстников или их недостаток создают серьезные проблемы в психологическом развитии ребенка.
  5. Прежде чем вести ребенка в театр или на театрализованное представление, выяснить, не будет ли там персонажей, имеющих отношение к конкретному страху ребенка.

Что не делать родителям дошкольника, чтобы не превратить детские страхи в страхи постоянные?

  1. Не допускать слишком большого напряжения внутрисемейных событий: переезды, смена нянь, ссоры, перманентный развод, многочисленные гости: все эти события усиливают тревогу и, соответственно, - страхи.
  2. Не стремиться к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия, когда, например, пятилетнего ребенка учат складывать цифры столбиком или заставляют писать письменными буквами: ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новый страх – страх неудачи.
  3. Не увлекаться порицаниями на повышенных тонах: тревожный ребенок нуждается в вашей защите, а крик «свидетельствует» о том, что его не любят, следовательно, защищать не будут.
  4. Не брать с собой ребенка на «взрослые» мероприятия – на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.
  5. Ни в коем случае не высмеивать детский страх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные ориентиры деятельности воспитателей по использованию сюжетно-ролевой игры в системе воспитания детей

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игр...

«Особому» детству - особое внимание.

Статья в журнале "Дошкольник"...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

Статья на тему: "Несколько важных моментов, которым родители должны уделить внимание в воспитании детей"

В данной статье говорится о важных  моментах, на которые следует обратить внимание родителям пр общении со своими детьми. Также говорится о том, что такое родительская любовь и как помочь ребенку...

«Основные подходы к воспитанию и обучению детей с «особыми» потребностями в развитии »

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особ...

Консультация для родителей "ЧЕМУ СТОИТ УДЕЛИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В РАЗВИТИИ МАЛЫША "

Консультация для родителей "ЧЕМУ СТОИТ УДЕЛИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В РАЗВИТИИ МАЛЫША "...