Самообразование план на три года
учебно-методический материал на тему

Ахматгалеева Эльза Фатхулисламовна

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ОВЗ»

План профессионального самообразования воспитателя

Воспитатель: Ахматгалеева Э.Ф.

Сургут


План профессионального самообразования воспитателя.

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

2014 -2015г.

 «Театрализованная деятельность как средство речевого общения»

Письменный отчёт о достигнутых результатах. Май 2015г.

2015 –2016г.

«Театрализованная деятельность как средство речевого общения»

Открытое мероприятие для родителей на родительском собрании. Май 2016г.

2016 –2017г.

«Театрализованная деятельность как средство речевого общения»

Творческий отчёт на педагогическом совете. Май 2017г.

«Театрализованная деятельность как средство речевого общения» 4-5 лет (средняя группа)

 

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы.

 Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность - это эффективный способ развития ребенка, формирования личности и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

 Цель театрально- игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.

Цели и задачи работы:

1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

 Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

2. Развитие речевой активности дошкольников.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. • Пополнять словарный запас.

• Учить строить диалог.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

3. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование…

4. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.

6. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами

-Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу; Систиматизировать изученную литературу.

Время проведения мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

2014-2015 учебный год

Тема занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр.

Показ детям сказки.

Беседа по содержанию сказки.

Имитационные упражнения.

Приобретение аудиокассет с детскими, веселыми песнями и сказками.

Консультация роль театрализованных игр в развитии речи детей.

Октябрь

Показ детям сказки «Заяц и лиса».

Беседа по содержанию сказки.

Имитационные упражнения.

Отгадывание загадки.

Мимические этюды.

Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

Ноябрь

Театрализованная игра «Прятки».

Беседа по содержанию сказки.

Мимические этюды.

Имитационные упражнения.

Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров, а также атрибутов (маски, трафареты).

Декабрь

Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».

​ Беседа по содержанию.

Имитационные упражнения под музыку.

Просмотр разных видов театра дома с детьми.

Январь

Показ детям сказки «Теремок

Сюрпризный момент.

Беседа по содержанию сказки.

Мимические этюды. Имитационные упражнения “Изобрази героя”.

Привлечь родителей к изготовлению настольного театра.

Февраль

Театрализованная игра «В гости к бабушке Арине»

Мимические этюды.

Упражнение «Изобрази героя». Ряжение.

Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».

Март

Организация праздника для мам.

Ряжение в костюмы.

Отгадывание музыкальных загадок.

Привлечение в организации праздника для мам

Апрель

​ Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка итд).

Упражнение” Изобрази героя”.

Веселый танец.

Подвижная игра “Воробьи и кот”.

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Май

​ Театрализованная игра «День рождения»

Ряжение в костюмы.

Отгадывание музыкальных загадок.

Привлечение родителей к участию на празднике.


«Театрализованная деятельность как средство речевого общения»

5-6 лет (старшая группа).

Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности определяет построение образовательного процесса по принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:

  • Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
  • Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
  • Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенку, исходя из знаний особенностей его развития.
  • Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
  • Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
  • Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
  • Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
  • Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.

Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии:

  • личностно - ориентированный подход к детям,
  • личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач),
  • интегрированный подход,
  • здоровьесберегающие технологии,

При подготовке к непосредственной организованной деятельности придерживаюсь таких видов мотивации:

  • Социальный - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.
  • Содержательный - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.
  • Прагматической - усиления внимания детей к данному виду деятельности. Развитие познавательного интереса.

Важнейшей составляющей театрализованного воспитания является формирование у ребенка чувств языка. Прежде чем учить детей, мы взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться правил речи.

Правильность -  соответствие речи языковым нормам.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и   компонентами мысли.

Чистота -  отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность -  особенности речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщила ребенка к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.       

Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.  Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

Задачи:

  1. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.
  1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).
  1. Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства
  1. Работа над культурой и техникой речи детей.
  1. Работа над этюдами, постановкой спектаклей.
  1. Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  1. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).
  1. Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

2015-2016 учебный год

Сентябрь

Тема занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Диагностика творческих способностей.

Игра” Назови друга ласково”.

Игра-имитация “Догадайтесь, о ком я говорю”.

Беседа с родителями «Театрализованная деятельность в детском саду»

Октябрь

Показ детям сказки «Рукавичка».

Беседа по содержанию сказки.

Имитационные упражнения.

Отгадывание загадки.

Мимические этюды.

Изготовление декораций к сказке «Рукавичка».

Ноябрь

Как собака друга искала.

 Отгадывание загадок.

Драматизация сказки «Как собака друга искала».

Беседа по содержанию сказки.

Изготовление шапочек-масок с изображением животных.

Декабрь

Теневой театр.

Показ детям сказки.

Беседа по содержанию.

Имитационные упражнения.

Изготовлении ширмы.

Январь

Пальчиковый театр

Показ детям сказки.

Беседа по содержанию.

Имитационные упражнения.

Консультация «Использование театра в работе с неуверенными детьми»

Февраль

Рассказ об особенностях настольного театра.

Показ детям сказки.

Беседа по данной сказке. Имитационные упражнения.

Мимические этюды.

Изготовление шапочек-масок.

Март

Театрализованная игра «Мое настроение»

Имитационные упражнения под музыку.

Весёлый танец.

Привлечение в организации праздника для мам

Апрель

В тесноте, да не в обиде.

Отгадывание загадок.

Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».

Весёлый танец.

Приобретение аудиокассет с детскими, веселыми песнями и сказками.

Май

Организация праздника «Лето к нам спешит»

Рассматривание иллюстраций «Здравствуй лето!

Имитационные упражнения под музыку с использованием элементов котюмов.

Просмотр разных видов театра дома с детьми.

«Театрализованная деятельность как средство речевого общения»

(Подготовительная логопедическая группа 6-7 лет)

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель: Способствовать становлению и развитию личности ребёнка, социально эмоциональному развитию; развитию речи, навыкам театрально исполнительской речи.

Задачи:

Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности).

Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.

Способствовать восстановлению психофизических функций (тренировка пальцев, мышц, мимики).

Элементы педагогических технологий:

• здоровьесберегающие технологии;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

• игровые технологии;

• взаимодействие с семьёй;

• групповые;

Содержание деятельности:

• Артикуляционная гимнастика

• Чистоговорки и скороговорки

• Пластические этюды

• Мимические этюды

• Загадки

• Упражнения на воображение

• Упражнения на напряжение и расслабление мышц

• Упражнения на имитацию движений

• Упражнения на активизацию словарного запаса

• Упражнения на интонационную выразительность

• Упражнения на формирование разговорной речи

• Упражнения на отбивание ритма

• Упражнения на речевое дыхание

• Игры со словами и без слов

• Хороводные игры

• Подвижные игры с героями

• Обыгрывание эпизодов

• Инсценирование сказок, потешек, стихов

• Показ театрализованных представлений

Творческие приёмы и методы:

• знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• организация творческого поиска;

• просмотр видеофильмов;

• слушание аудиозаписи;

• словесное рисование;

• проектов;

• хоровое и индивидуальное пение;

• нетрадиционные методы рисования и аппликации

• коллаж из сказок

• релаксации

• музыкотерапия

Виды театров, используемые в работе:

• перчаточный

• настольный

• кукольный

• пальчиковый

• театр на фланелеграфе

• костюмированый

• масочный

• театр на палочках

• теневой

Работа с родителями:

• Родительские собрания

• Анкетирование

• Проекты

• Консультации

• Создание буклетов и брошюр

• Индивидуальные беседы

• Досуг

• Выставка фотографий

2016-2017 учебный год

Сентябрь

Тема занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Диагностика творческих способностей

Подготовка концерта к «Дню воспитателя».

 Игры- имитации. 

Хороводные игры

Беседа с родителями «Театрализованная деятельность в детском саду».

Индивидуальная работа по подготовке к празднику (слова, костюмы).

Октябрь

Виды театра: перчаточный, настольный, пальчиковый.

Отгадывание музыкальных загадок.

Рассказывание сказки с имитацией действий персонажей.

Ширма: «Как поддержать у детей интерес к театру» Предложение родителям – посещение театра.

Ноябрь

Рассказ об особенностях настольного театра.

Показ способов действия с куклами настольного театра.

Упражнение” Изобрази героя”.

Веселый танец.

Подвижная игра.

Консультация «Работа над развитием речи через театральную деятельность».

Декабрь

Инсценирование сказки: «Снежная королева».

Работа над развитием речи.

Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.

Показ сказки «Снежная королева» детям детского сада, родителям.

Январь

Отгадывание загадок.

Чтение потешек. Стихов.

Изготовление куклы –прыгунка.

Февраль

«Театр картинок».

Рассказ об особенностях театра картинок. Изготовление «топотунчиков».

Беседа по содержанию.

Упражнения на интонационную выразительность.

Изготовление декораций.

Март

Подготовка сценки (концерта) для мам.

Заучивание стихов.

Инсценировка сценки.

Упражнения на интонационную выразительность.

Выступление детей

Апрель

«Сказка глазами детей» выставка рисунков.

Различные способы рисования.

Выставка рисунков.

Май

Совместное сочинение сказки воспитателя и детей, инсценировка

Имитационные упражнения под музыку.

Весёлый танец.

Ряжение в костюмы.

Открытое занятие для родителей.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе. С удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2015-2020 годы

Тема по самообразованию "Дидактическая игра, как средство развития речи" выбрана не случайно. Актуальность данной проблемы очевидна. В настоящее время наши дети не всегда могут свободно выражать свои ...

План по самообразованию на 2015-2020 года.

План по самообразованию тема: «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Индивидуальный план самообразования на 2016-2020 годы

Индивидуальный план самообразования на 2016-2020 годы...

Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

План по самообразованию на 2018-2022 года

План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период....

План по самообразованию на 2018 - 2023 года

План по самообразованию...

Планы по самообразованию 2013-2022 учебные годы

Планы разработаны в соответствии с ФГОС ДОО....