Тренинг для педагогов "Один в поле не воин"
материал на тему

Ситникова Елена Викторовна

Цель:  сплочение педагогического коллектива.

 

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

- развитие умения работать в команде

- сплочение группы

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе

- повысить коммуникативные навыки педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_na_splocheniya_kollektiva.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов

«Один в поле не воин»

(сплочение коллектива)

Цель:  сплочение педагогического коллектива.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

- развитие умения работать в команде

- сплочение группы

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе

- повысить коммуникативные навыки педагогов.

Время проведения: 1,5 часа.

Категория участников: воспитатели, специалисты.

Ведущий: педагог-психолог

Необходимые материалы: 

- листы красного цвета по числу участников, карандаши, фломастеры, краски,  спокойная музыка для релаксации, газета, ватман, клей, фломастеры.

План:

  1. Приветствие
  2. Игра-активатор “Друг к дружке”
  3. Упражнение «Ассоциации».
  4. Психотехническое упражнение «Давление».
  5. Упражнение “Взгляды”
  6. Упражнение «Ладони-1»
  7. Упражнение «Ладони-2»
  8. Упражнение «Уменьшающаяся газета»
  9. Упражнение «Дом»
  10.  Упражнение «Сердце коллектива»

11. Подведение итогов. Упражнение  «Чему я научился»

Ход  работы:

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

 Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

 

- Правая рука к правой руке!

- Левая рука к левой руке!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ладошка к ладошке!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Большой палец руки к большому пальцу руки!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно или  легко было выполнять упражнения.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

Упражнение «Ассоциации».

Работа с образами.  «Общение – это…». Выяснение смыслового понимание слова участниками группы. Варианты фиксируются ведущим на доске.

Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение».  Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Оцените свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Психолог - Следующим упражнением мы будем учиться общаться взглядом

Упражнение “Взгляды”

Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получилось две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.

Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку. И сейчас мы проверим ваши взаимоотношения, создавшиеся в путешествии, на прочность.

Упражнение «Ладони-1»

В парах, стоя лицом друг к другу; участники соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еще шаг назад и еще… При этом между партнерами постоянно существует контакт глаз и ладоней. “Отступление" продолжается как можно дольше. Если участники, полагают, что “дошли до точки”, то начинается обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.

Психолог. - А теперь мы установим, на сколько доверительными стали у вас отношения друг с другом.

Упражнение «Ладони-2»

Пары те же. Партнеры стоят друг перед другом на расстоянии 2-3 шага. Нужно качнуться навстречу друг другу (не отрывая ног от земли) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в упражнении «Ладони-1»). Получилось? Прекрасно. Теперь каждый делает шаг назад, и вновь устремляется навстречу своему партнеру. И еще шаг назад…

Итог. Между вами появился не только контакт глаз, но и доверительные отношения! Молодцы! располагайтесь удобно по местам.

Упражнение «Уменьшающаяся газета»

Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Рефлексия. Что чувствуете на данный момент? Что нового узнали? Чего вы ждали? Что получили?

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ресурсы: стулья.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение «Сердце коллектива»

Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце. Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это сердце нашего коллектива и оно будет биться всегда!

Упражнение  «Чему я научился»

Педагог – психолог: Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра-занятие "один в поле не воин"

занятие приурочено ко дню толерантности,состоит из 5 заданий,которые дети выполняют по командам, вконце выявляется команда-победитель....

Конспект НОД к 23 февраля «Один в поле не воин» с использованием ИКТ и мнемотехники в подготовительной группе

Дошкольное отделение муниципального бюджетного образовательного учреждения«Основная общеобразовательная школа п. Школьный» Конспект НОД к 23 февраля«Один в поле не воин»с ...

Эссе "Один в поле не воин"

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"...

Сценарий "Один в поле не воин"

Сценарий, посвященный Дню защитника Отечества. Очень интересное мероприятие. Так как дети не только играли в игры, но и показывали свою строевую подготовку....

Эссе: «Один в поле не воин» или «наедине со всеми»

Эссе- это прозаическое сочинение, свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по разным поводам....

Спортивный праздник «Один в поле не воин!»

Спортивный  праздник " Один в поле не воин" для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения....

Конспект открытого мероприятия на методическом объединении специалистов коррекционного профиля деловая игра для педагогов «Один в поле не воин»

Цель:Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.Задачи:Создать благоприятные усло...