Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
статья (подготовительная группа) на тему

Померанцева Марина Борисовна

В статье рассматривается проблема взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в подвижных играх, которые способствуют улучшению взаимодействия с детским и взрослым коллективом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.3/.4+316.7

М. Б. Бобро

(студентка 5 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

В статье рассматривается проблема взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в подвижных играх, которые способствуют улучшению взаимодействия с детским и взрослым коллективом.

Дети старшего дошкольного возраста, взаимоотношения, подвижные игры.

Дошкольный возраст - это наиважнейший период в развитии человека, формировании его личности. В период дошкольного детства человек делает огромный скачок в своем развитии, у него происходит формирование способностей, вырабатывается характер, он научается общаться с окружающим миром. Способность общения с социумом - успешность человека в любой сфере деятельности.

Известно, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Именно в игре ребенок примеряет, различные роли и научается видеть ситуацию с различных точек зрения, тем самым осваивает нормы, правила, интересы и возможности других людей. Игра - отражение жизни взрослых, поэтому она оказывает всесторонне воздействие на дошкольника.

Особенность подвижных игр заключается в том, что они обладают разнообразными возможностями для воспитания человека, т. к. во время проведения игр этого вида дети чаще всего объединяются в группы, где необходимо соблюдать некоторые правила, находить совместное решение задачи.

Основная и видимая цель подвижных игр - отработка двигательного навыка, также удовлетворение потребности в движении. Однако, нельзя забывать о том потенциале, который несут подвижные игры - это отработка умения договариваться, развитие способности слушать друг друга, помогать другому, подчиняться правилам.

Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возможности ее использования в развивающих и терапевтических целях достаточно хорошо описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило Карабановой О. С. выделить на их основе психологические механизмы коррекционного и развивающего воздействия игры:

  1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
  2. В условиях подвижной игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
  3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
  4. В подвижной игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
  5. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
  6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.

В подвижных играх создаются подходящие условия для совместных переживаний, которые способствуют выработке интересов группы, т. е. дошкольники научаются работать вместе, планировать и распределять роли, оценивать свои силы, время и возможности.

Таким образом, в подвижной игре происходит не только развитие двигательной активности, но также взаимообмен информацией, эмоциями, что способствует как развитию сотрудничества  и общему повышению уровню взаимодействий в коллективной деятельности детей со сверстниками в детском саду, так и улучшению взаимодействия старших дошкольников со взрослыми.

Научный руководитель – доцент

 Р. А. Беляева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Теоретические основы воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.Проблема воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников в исс...

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх...

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...

Статья: "Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"

Значимость игровой деятельности детей в их развитии всегда была и будет высоко оцениваться педагогами дошкольного образования....

Презентация "Сюжетно- ролевая игра-как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

1.Актуальность выбранной темы2.Цель и задачи3.Методическая литература4."Диагностика уровня сформированности игровых навыков" Р.Р.Калининой5.Диагностика "Одень куклу" О.Е.Смирновой6.Педагогический мони...

Презентация : «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".

Игра-ведущий вид деятельности детей,в ней формируются навыки межличностного общения....

Статья на тему: «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре»

Подвижные игры и их влияние на коммуникацию детей. Подвижные игры и их основные функции....