Любовь к природе - признак экологического воспитания
консультация на тему

Касторская Ольга Васильевна

Экологическое воспитание ребенка начинается в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_k_prirode_priznak_ekolog._vosp-niya.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к природе – признак экологического воспитания

«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»

Г.Паустовский

     Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Начиная с младшего возраста, именно в семье ребёнок может получить первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу. С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой. Обращайте внимание детей на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы травы, цветов, наслаждаться прохладой весеннего утра и теплыми лучами летнего солнца и др. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка природа.

     Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

• Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, деревья.

• Учите детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

• Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

     Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птицы, тают сосульки.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения, ягодники.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы», и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять птичьи гнезда, брать в руки яйца, птенцов, уносить их домой.

     Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как

мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

     Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, поют птицы. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. Но это может измениться в худшую сторону, если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

     Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику. Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.

     Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.

     Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе. Именно поэтому в нашем детском саду, особенно в осенний период, организуются творческие конкурсы на изготовление поделок из природного материала. Осень щедра на свои дары: шишки, желуди, листья, семена, плоды растений, кустарников, деревьев и др. Изготовление поделок сплачивает детей и родителей, укрепляют их взаимоотношения, привносят радость, тепло и уют в дом, где творят.
   Природ настолько уникальна и разнообразна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и др.  Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. А эффективнее всего проводить эту работу на материале, очень близком ребенку – природе родного края. Побродите вместе со своими детьми по скверам и паркам нашего города; рассказывайте им все, что вы видите и чувствуете сами; обращайте внимание детей на любую мелочь, будь то капелька дождя, повисшая на травинке, паучок на сплетенной им паутинке, облачко, похожее на собачку или звездочку и т.д. Обратите внимание детей на красоту деревьев, полюбуйтесь русской берёзкой, ее белоствольным станом. Прочитайте стихотворение С.Есенина «Белая берёза». Понаблюдайте за птицами, их повадками, поведением в разные периоды, покормите их семенами, зернами, крошками хлеба, а еще лучше сделайте вместе с ребенком кормушку для птиц – они будут благодарны вам, а ваш ребенок научиться быть внимательным, чутким, отзывчивым к пернатым друзьям. Ваш пример станет для ребенка поводом для подражания. Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело - укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

     Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать то, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы.
    Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
В свою очередь, педагоги ежедневно в детском саду учат детей воспринимать окружающий мир, понимать и чувствовать природу, ценить ее и охранять. 
Чтобы повысить эффективность экологического образования, используем различные методы и приемы: занятия по экологии, экскурсии, наблюдения, беседы, уроки доброты, экологические конкурсы, экологические праздники, игры, экологические сказки и др. Но недостаточно лишь провести занятие, пусть даже самое грамотное и интересное. Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать, оставлять недосказанное: «Во время нашего следующего путешествия к Балтийскому побережью, мы узнаем тайну происхождения солнечного камня – янтаря…». Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, принесет желаемые результаты. Также в работе с детьми используем пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат познавательный материал, учат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру.
    Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили; огород на подоконнике – один из «уроков» по изучению природы.  В разные периоды с детьми проводится посадка с последующими наблюдениями за чесноком, луком, морковью, зеленью и др. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на прогулочном участке: весной высаживаем цветы, поливаем цветы на клумбе, удаляем сорняки, осенью собираем семена. Круглогодично в детском саду проводятся экологические субботники, где дети с радостью и энтузиазмом помогают педагогам по наведению порядка на участке. Каждодневные наблюдения за погодой, за живыми и неживыми объектами помогают детям естественным образом усваивать различные сложные представления о явлениях и закономерностях природы, закреплять полученные представления. В своей работе педагоги используют дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.

     Получают дети новые знания и впечатления о природе и через художественную литературу, с которой их знакомят педагоги. Рассказы, сказки, стихи о мире природы носят познавательный, поучительный и воспитательный характер. Используйте их и для чтения в домашних условиях, обсуждайте прочитанное, спрашивайте мнение ребенка о правилах поведения в природе, это не только позволит ему быть экологически воспитанным, культурным, но и позволит научится размышлять, чувствовать себя ответственным за окружающий нас мир природы.

     Мир природы уникален и бесценен, и наша задача – созидать, беречь и охранять это «богатство». Научите детей видеть красоту, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсии в природу для экологического воспитания дошкольников

План:1. Значение экскурсий в природу для экологического    воспитания дошкольников……………………………………………………..32. Виды экскурсий……………………………………………………………….53. Подготовка воспитателя к про...

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

Консультация для воспитателей: "Роль уголка природы в экологическом воспитании"

Консультация для воспитателей: «Роль уголка природы в экологическом воспитании»СодержаниеВведениеГлава I.  Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников1.1   Сущность, це...

Статья "Ознакомление с природой и экологическое воспитание в раннем возрасте"

В статье говорится о том, что с раннего детства надо знакомить детей с природой. Ведь задача младшего дошкольного возраста- заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как жив...

"Любовь к природе – признак экологического воспитания"

Экологическое воспитание ребенка начинается в семье...

"Любовь к Родному Краю" экологическое воспитание

Интеграция образовательных областей : поознание, коммуникация. художественое творчествоЦель: формирование представления из области живой природы, Задачи:воспитывать бережное отношение к природе,...