Музыкальный фольклор как средство музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Афонченкова Светлана Петровна

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем возрасте зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

         Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

         Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Работая по программе воспитания, я повседневно уделяю большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

         Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, вязанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие детям народные песни, потешки, попевки. Мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемое энергией русского народа.

         С русскими народными песнями и мелодиями дети уже начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятияхи вне занятий. Я предлагаю детям слушать музыку в исполнении певцов профессионалов (аудиозаписи) и профессиональных оркестров народных инструментов. Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерный для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания инсценировок, хороводов и т.д. ЕЕ богатые, разнообразные ритмы, яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость.

         Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересны по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранешенько».

         Выученные на занятиях попевки песни, хороводы  я использую на праздниках и развлечениях, оформляя их различными предметами, элементами костюмов. На развлечениях показывая разнообразные приемы, синтезирующие различные виды художественной деятельности: пение и движение, пение и игра на детских музыкальных инструментах.

         Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, я привлекаю своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Воспитывая в детях любовь к искусству своего народа, я большое внимание уделяю знакомству  с культурой других народов, вызывая интерес к их творческому наследию. «Уметь воспитывать детей – это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М.Горький). И во многом эти знания дает народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрость красоты. Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_folklord.docx16.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор как средство музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста

        Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем возрасте зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

        Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

        Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Работая по программе воспитания, я повседневно уделяю большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

        Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, вязанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие детям народные песни, потешки, попевки. Мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемое энергией русского народа.

        С русскими народными песнями и мелодиями дети уже начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятияхи вне занятий. Я предлагаю детям слушать музыку в исполнении певцов профессионалов (аудиозаписи) и профессиональных оркестров народных инструментов. Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерный для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания инсценировок, хороводов и т.д. ЕЕ богатые, разнообразные ритмы, яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость.

        Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересны по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранешенько».

        Выученные на занятиях попевки песни, хороводы  я использую на праздниках и развлечениях, оформляя их различными предметами, элементами костюмов. На развлечениях показывая разнообразные приемы, синтезирующие различные виды художественной деятельности: пение и движение, пение и игра на детских музыкальных инструментах.

        Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, я привлекаю своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Воспитывая в детях любовь к искусству своего народа, я большое внимание уделяю знакомству  с культурой других народов, вызывая интерес к их творческому наследию. «Уметь воспитывать детей – это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М.Горький). И во многом эти знания дает народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрость красоты. Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста...

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Данная статья расскажет о том, что развивать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста можно через фольклор....

Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.

У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнен...

Музыкальное воспитание, как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека : дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшения ме...

Музыкально-ритмические движения как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Аннотация: в работе представлен анализ психолого-педагогической лите-ратуры по проблеме воспитания и развития дошкольников. В статье раскрыва-ются возможности музыкально-ритмических движений для разви...