Театрализация в процессе коммуникативной деятельности старших дошкольников
методическая разработка на тему

В настоящее время перед педагогами остро стоит проблема развития речи детей и навыков общения. Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Для того, чтобы речь и навыки общения детей развивались, совершенствовались, необходимо создать условия. В качестве средства, которое позволит детям реализовать свои потребности в общении со сверстниками, можно использовать театрализацию (элементы драматизации, кукольный театр, театрализованные игры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализация в процессе коммуникативной деятельности старших дошкольников

В Стандарте нового поколения в контексте модернизации в качестве одной из основных задач дошкольного образования является создание оптимальных условий для формирования именно коммуникативных компетенций, т.к. старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента.

Коммуникативная компетентность – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения старшего дошкольника становится сверстник, а главным средством – речь.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

создавать ситуации коммуникативной успешности;

стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

устранять коммуникативные трудности;

повышение уровня коммуникативной успешности;

мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки при  взаимодействии  педагога с детьми, детей со сверстниками;

признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

В настоящее время перед педагогами остро стоит проблема развития речи детей и навыков общения. Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Для того, чтобы речь и навыки общения детей развивались, совершенствовались, необходимо создать условия. В качестве средства, которое позволит детям реализовать свои потребности в общении со сверстниками, можно использовать театрализацию (элементы драматизации, кукольный театр, театрализованные игры).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в театрализованном спектакле, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Дети, выступая в роли героев, учатся взаимодействию, построению диалогов, овладевают средствами речевого общения.

С выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться; у него улучшается речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).

Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Каждая театральная игра – это «маленькая жизнь», законченный фрагмент жизнетворчества, позволяющий ее участникам освоить значимый опыт совместной деятельности, общения, самопознания.

Театральная игра проводится  по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей. Постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, причем в тесной взаимосвязи с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительной деятельности.

Так, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание.

На речевых занятиях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельные ее персонажи.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной детской деятельности. Дети играют в “театре”. Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Дети рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

Для развития речи ребенка, посредством театрализованной деятельности применяем следующие критерии:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество).

2. Развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.

3. Приобщение детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

4. Обеспечение взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

5.  Создание условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

При создании развивающей среды учитываем следующие принципы:

-  Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.

-    Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

-   Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.

Одним из тезисов, которые отражают идеологию “Я общаюсь, значит, я учусь”.

Я хочу предложить вам некоторые игры, которые в процессе коммуникативной деятельности развивают речь дошкольника, готовят дошкольника стать театральным актером

Игры-приветствия “Продолжи фразу…”:

“Солнышко в подарок”. Воспитатель просит продолжить фразу, передавая игрушку–солнышко друг другу: “Я дарю тебе солнышко, чтобы …”.

Игра “33 картинки”.

Дети и ведущий сидят в кругу на стульях или полу. Ведущий перемешивает карточки с картинками. Каждый ребенок по очереди берет одну картинку (карточки перевернуты изнаночной стороной). Ведущий тоже берет из стопки карточку и начинает рассказ, например: “Жила-была на дереве ворона. И был у этой вороны зонтик...”. Следующий ребенок должен продолжить историю, используя свою картинку.

Игра “Театр на бегу”.

В основе игры лежит небольшой текст, который зачитывает ведущий. Перед игрой детям раздают карточки с ролями к тексту в виде простых и понятных рисунков.
Педагог не торопясь читает текст, и дети соответственно своим ролям выполняют действия, импровизируя “на ходу”. Перед игрой желательно снять обувь. Если необходимо, дети, получив роли, могут дополнить свой образ аксессуарами для театрализации.

Игра “Волшебный предмет”.

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи кукол-оригами. Педагог расставляет ширму для кукольного театра (можно поставить 3—4 стула в ряд и накрыть их покрывалом). Дети делятся на группы по три человека. Педагог подходит к каждой группе и дает небольшой предмет: катушку с нитками, пластиковую ложечку, помпончик из шерстяных ниток, настольный флажок, камешек-голыш и т.п. Одновременно с этим он негромко спрашивает, что за персонаж.
Ведущий: “Сейчас каждая группа будет представлять небольшую сценку; представьте, что ваши герои неожиданно нашли на дороге волшебный предмет. Обсудите, пожалуйста, как они будут его использовать”. Время на обсуждение 2-3 минуты. Когда время истекло, ведущий по очереди приглашает группы детей за ширму, где они и представляют свой мини-представления перед остальными детьми. Если группа затрудняется, ведущий ориентируется по ситуации и придумывает начало сказки: “Однажды кот и заяц нашли на дороге катушку ниток. Кот поднял катушку, и вдруг оказалось, что нитки на катушке волшебные...”

Упражнение “Старый башмак”.

Дети и ведущий сидят на стульях в кругу. Ведущий запускает в круг некий предмет (старый зонтик, апельсин, фонарик, ложку, шахматную фигурку, шапку-ушанку и т.п.). Каждый участник должен придумать новый способ использования этого предмета. Когда круг закончен, ведущий предлагает следующий предмет. В зависимости от настроения группы можно провести до трех кругов с новыми предметами.

Сочинение историй про “старый башмак” и их театрализация. Группа делится на подгруппы по три человека. Ведущий выдает каждой подгруппе один предмет из тех, что участвовали в игре “Старый башмак”. Он говорит: “Сейчас каждая из ваших команд придумает небольшую историю. В этой истории один герой попал в беду, а другие его спасают при помощи того предмета, который вы получили. Обсудите друг с другом, каких героев вы будете играть. Не забудьте показать, как ваш герой попал в беду, и самое главное: как вы будете использовать для спасения тот предмет, который вы получили?” В течение 5 минут ребята должны обсудить свою мини-историю и выбрать необходимые аксессуары. Каждый ребёнок может быть любым персонажем. Для создания образа можно использовать аксессуары для театрализации. После того, как обсуждение закончено, дети представляют свою “спасательную операцию”.

Игра «Подними настроение» - актерское мастерство

Ребята, у чебурашке было плохое настроение, мы  попробуем поднять ему настроение. Кто будет печальной чебурашкой (ребенок).

- Дарю тебе арбуз, а я дарю тебе книгу и т.д.

Игра «Театральные воротики»

Задание  Ребята, вам необходимо под музыку пройти   через «воротики», перед кем «воротики» закрылись говорят чистоговорку  по картинке , второй раз с разными эмоциями.

Са-са-са-идёт по лесу лиса (Скажи грустно)

Ко-коко- светит солнце высоко  (Скажи весело)

Бы-бы-бы- медвежонок ест грибы  (Скажи недовольно)

Игра «Скажи скороговорку»

Сейчас надо проговорить скороговорку  с разной интонацией  речи (повествовательная, вопросительная, восклицательная)

            Проворонила ворона воронёнка.

Игра «Превращение»

- Артист он как волшебник может превратить один предмет в другой. Я вижу в вашем театральном уголке подходящие предметы. Вот вам девочки палочка, а вам мальчики мячик превратите их во что-нибудь (Ответы детей палочку - градусник, карандаш, зубная щётка, ключ, отвёртка; мячик - яблоко, солнышко, снежок, снежный ком, погремушка)

- А я превращаю палочку в волшебную и превращаю вас

в канатоходцев вы идёте по канату;

по тонкому весеннему льду;

весело шагаете по лужам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»

Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности  старших дошкольников посредством модели...

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...

Перспективное планирование игр на развитие коммуникативной деятельности старших дошкольников.

В содержании представленны название игры, ее цель и краткое описание....

Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...

Проект на тему: "Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности старших дошкольников"

Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической напр...