Опыт работы "Мир сюжетно-ролевой игры"
методическая разработка на тему

Мой опыт работы- это создание благоприятных условий для сюжетно – ролевой игры как формы организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx47.41 КБ
Office presentation icon organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igry_v_detskom_sadu.ppt113.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир сюжетно-ролевой игры»»

Опыт работы воспитателя МБДОУ ДС №13 Сахно Е.К.

Социализация дошкольника через сюжетно ролевую игру

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано. Мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы еще лучше познать мир, повысить уровень «внутреннего Я», развить уровень интеллекта. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. Из всего сказанного ясно насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

 Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

Ежегодная диагностика личностных качеств детей  и ежедневное наблюдение за детьми с проблемами в развитии указывает на то, что дети  дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера. Отмечаетсяснижение или отсутствие потребности и активности в самостоятельной игровой деятельности; повышенная обидчивость, низкий уровень познавательного интереса. У всех детей с проблемами в развитии наблюдается:

  • Снижение или отсутствие потребности и активности в самостоятельной игровой деятельности;
  • Отсутствие или достаточно редкое проявление интереса к игрушкам;
  • Основным содержанием игры является предметно-игровые действия или короткие цепочки игрового характера с сюжетными игрушками (очень важным с точки зрения диагностики является тот факт, что совершаемые действия детьми с ЗПР всегда адекватны свойствам используемых предметов и игрушек);
  • Неумение обобщать цепочки игровых действий и заменять их словом;
  • Трудности в использовании действий замещения, предметов-заместителей;
  • Трудности переноса значения с одного предмета на другой;
  • Трудности в формировании воображаемой ситуации как следствие бедности образной сферы;
  • Неумение самостоятельно организовывать совместную деятельность в рамках сюжетной игры (деятельность рядом или вместе);
  • Отсутствие ролевой речи.
  • Отсутствие действий, реализующих социальные отношения между персонажами (роль и заключенное в ней правило не выступают в качестве регулятора деятельности).

Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволили выявить следующие проблемы:

  • отсутствие научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
  • недостаточное понимание взрослых значимости сюжетно-ролевой игры в семье;
  • недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме.

Предметом исследования стала сюжетно-ролевая игра.

Объектом исследования-процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.

Для устранения данных проблем, я поставила себе цель:

Теоретически изучить и доказать влияние сюжетно-ролевой игры на процесс социализации дошкольника с проблемами в развитии.

Основные ЗАДАЧИ:

  •  Обеспечить успешную адаптацию детей в новой группе;
  •  Помочь преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость;
  • Приобщить к нормам и ценностям общества;
  • Развитие игры как деятельности;
  • Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
  •  Развитие воображения как основы творческих способностей детей;
  • Развитие внимания, памяти, речи;
  • Формирование положительных взаимоотношений детского коллектива.

 Средства и методы деятельности:

  •   изучить  и проанализировать подборку социально-педагогической литературы;
  •   наблюдение в ходе игровой деятельности;
  •   беседы;
  • игровая деятельность;
  • Подобрала методический материал для разработки собственной программы
  • Определила перечень сюжетно-ролевых игр по возрастам с усложнением
  • Разработала циклы развития сюжетно-ролевых игр по возрастам
  • Перспективно-тематическое планирование по сюжетно-ролевой игре в разных возрастных группах в соответствии с лексическими темами( к каждой игре прописана цель, подготовительная работа, краткое содержание игры, оборудование, связь с другими видами деятельности)

В содержание работы вошла подборка игр и упражнений:

  • по созданию образа «Я», направленные на повышение самоуважения , своей индивидуальности, на улучшение взаимоотношений с окружающими;
  • игры на развитие социальной уверенности.

Важным условием для развития игры и социального сознания является роль педагога. При общении с детьми, педагог помогает им овладевать социальным опытом. Свои действия в игре мы сопровождали речью и средствами выразительности: показом, мимикой, жестом. В ходе обучения игре мы выполняли главные роли (врач, мама). Использовали прямые указания ( разъяснения, оказание помощи, совет по ходу игры). Далее мы переходили на второстепенные роли. Являясь участником игры, всегда направляли действия детей. Учитывая индивидуальные особенности наших детей при распределении ролей, давали советы по ходу игры. По мере взросления, мы усложняли сюжеты игр, вводили новых персонажей.

1) стимулировали у детей потребность в самореализации;

2) владели навыками «объектного общения»;

3) постоянно активизировали внимание личности ребенка к процессу общения;

4) направляли внимание детей на образцы социально-нравственного общения.

5)создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр   дошкольников;

Еще одним условием для развития игровой деятельности является взаимодействие ДОУ и семьи к организации детской игры. Мы проводили традиционные консультации:

  • «Что такое игра?»,
  • «Сколько можно играть?»,
  • «Стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком»
  • «Что такое сюжетно-ролевая игра»
  • Анкетирование: «Во что играют дети дома?»
  • Давали советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации различных игр с детьми дома.
  • На родительских собраниях демонстрировали инсценировки сказок: «Колобок», «Репка», «Доктор Айболит». Выпечка печенья для угощения родителей и совместные чаепития.
  • Привлекали родителей к обогащению предметно-игровой среды: изготовление и подбор игровых атрибутов.
  • Выставки совместных поделок родителей с детьми «Мастерская добрых дел». Выставки рисунков и игрушек: «Моя любимая игрушка». Конкурс на лучшую игрушку.
  • Также мы  ведем работу по социализации детей: экскурсии по городу, в музеи, выставки, поездки к вечному огню. В нашей группе существует замечательная традиция: Пикник на природе. Дети получают огромный эмоциональный заряд, опыт правил поведения в природе.

В связи с этим были подобраны практические материалы в помощь педагогам и родителям: «Игры в социально-личностном развитии дошкольников», «Как способствовать социальному развитию дошкольника», «Социально-неуверенные дети: Их проблемы и возможности решения», «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Развитие ребенка в игровой деятельности».

Проводились игры на эмоциональное сближение детей: «Назови ласково», «Дрозд», «Мы любим друг друга». На развитие социальных способностей и навыков: «Накроем стол куклам», «Помоги другу», «Мы помощники» и др. При проведении игр мы занимали равную позицию ребенка (на диване, на полу). Во время обучения игре, мы учили брать на себя роль, использовать различные обращения друг к другу и тактильно-эмоциональные способы воздействия. Работа была направлена на развитие социальной уверенности, устранение тревожности, на повышение своей самооценки. Давали представления о способах и нормах поведения в общественных местах.

Содержание работы потребовало пересмотра, пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными  особенностями детей. В ходе работы стали обогащать предметно-игровую среду, так как это является важным условием для саморазвития и проявления творчества детей. При проектировании предметно-развивающей среды мы опирались на специфические особенности детей, учитывали проявления интересов  детей. Были организованы такие сюжетно-ролевые игры, как «Магазин», «Корабль», «Дом», «Больница», «Парикмахерская». Были изготовлены атрибуты к этим и другим играм. Предметно-игровая среда организована так, что дети могут участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, конструктивных, театральных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будит познавательную активность, самостоятельность, инициативу.

Разработаны картотеки подвижных игр, физ.минуток, игр-приветствий, пальчиковой гимнастики по лексическим темам.

Для того чтобы оценить эффективность реализации своей работы, я разработала критерии оценки, куда вошли следующие параметры:

  •  уровень социального развития ребенка(идет на контакт, действует сообща, принимает помощь, действует под руководством, контролирует свое поведение, конфликтует, соблюдает очередь).
  •  уровень развития игровых умений(содержание игровых действий, разнообразие сюжетов, наличие интереса к игрушке, понятие замысла, планирование игры, соблюдение правил, принятие роли, участие в распределении ролей, отношение между детьми в игре).
  •  уровень развития коммуникативно-речевых навыков (отношение партнера в игре, взаимодействие со сверстниками, контакты со взрослыми в процессе игры, наличие конфликтов в игре, сопровождение игры речью, особенности ролевого диалога).

1. В рамках данной работы наблюдается активное усвоение дошкольниками социально нравственных отношений в процессе творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По результатам диагностики следует отметить, что уровень социальных знаний повысился: на первом году обучения выявлено 41% детей с низким уровнем, 59% со средним уровнем социального развития. На втором году обучения выявлено 90% со средним уровнем и 10% с высоким уровнем социального развития. На третьем году обучения  с средним уровнем выявлено 55%, с высоким-45%, с низким уровнем развития социального развития детей не выявлено.

2. Формируется активная социальная позиция в ведущей деятельности старшего дошкольника.

3. Приобретается детьми положительный социальный опыт в сложной игровой ситуации.

4. Создаются предпосылки для целенаправленного творческого построения желаемых ситуаций в совместной деятельности дошкольников. По результатам диагностики следует отметить, что уровень развития игровых умений значительно повысился. На первом году обучения с низким уровнем было 75% детей, на третьем году обучения детей с низким уровнем не выявлено, со средним-70%, а с высоким-30% детей.

Наибольшую ценность в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии, представляют сюжетные социально-развивающие игры.

Действуя в игре, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства. Поэтому в социально-развивающей игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особенности и возможности ребенка, что необходимо для определения основных направлений коррекционной работы по преодолению недостатков развития детей, в том числе и собственно игровой деятельности.

Наши дети в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив. Таким образом, сюжетно-ролевая игра содержит разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. В сюжетно-ролевой игре заложены огромные возможности коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения, развития саморегуляции как общей способности, речи, воображения, учения и т.д.

 Опыт работы в коррекционных группах для детей с особенностями в развитии  показал, что в данном виде игр у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок познает законы общения, характеры, социальные роли людей, усваивает различные комбинации их соподчинения.

Обучение сюжетно-ролевой игре, хотя и занимает важное место в коррекционно-воспитательной работе, однако не является ее самоцелью, поэтому нельзя считать время зря потерянным, если ребенок не научится самостоятельно играть, и будет нуждаться в помощи взрослого. Главным является то, что наши дети выходят из своего замкнутого мира. У него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, возникает положительное эмоциональное отношение и желание налаживать контакты со взрослыми и сверстниками. Посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию. Оказывает на них стимулирующее воздействие.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети с проблемами в развитии овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности. Таким образом, осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в школе, а в целом проходит их первичная социализация.

Таким образом, игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, сточки зрения социальной перспективы. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

 Игра — подлинная социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Она, как важная деятельность ребенка,  выполняет общевоспитательные и социальные функции.

Рассмотренные вопросы раскрывают не все проблемы, связанные  с обучением сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. И поэтому осознаешь необходимость и важность проведенной работы, и также дальнейшее ее развитие.

Результаты исследования могут быть учтены в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и семейном социуме и рекомендованы в помощь педагогам и родителям


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Березка» х.Бейсужек Второй по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А. Подготовила воспитатель Сахно Е.К.

Слайд 2

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.

Слайд 3

Значение игры для развития ребенка Субъективное, внутреннее ощущение свободы Наличие внутреннего эмоционального комфорта Развитие способности к воображению, образному мышлению Освоение правил взаимодействия

Слайд 4

Развивающие функции игры Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.

Слайд 5

Цель педагогических воздействий Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей , в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

Слайд 6

Принципы организации сюжетной игры Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

Слайд 7

Средство формирования игровых умений Однотемные Одноперсонажные Однотемные Многоперсонажные Мнотемные Многопресонажны Сюжет игры

Слайд 8

Условия активизации самостоятельной игры Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми. Создание условий для самостоятельной детской игры.

Слайд 9

Организация игры в первой младшей группе Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом .

Слайд 10

Использование предметов стимулирующих к зеркальным, взаимоподражательным действиям, направленным друг на друга. (мяч, машинка, кубики) РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК РЕБЕНОК

Слайд 11

Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически Что данное действие означает Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи. Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем. Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом

Слайд 12

Задача педагога Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом. Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие.

Слайд 13

Приемы руководства игрой Игры – инсценировки «Игра рядом» Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.

Слайд 14

Устранение «застреваемости» у детей во время организации сюжетной игры Подключение воспитателя к уже возникшей игре. Цель : расширение смысла игровой ситуации для ребенка. Подключение к самостоятельной деятельности ребенка. Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.

Слайд 15

Организация игры во второй младшей группе Задачи: Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.

Слайд 16

Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

Слайд 17

Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)

Слайд 18

Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель играет вместе с детьми. Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера.

Слайд 19

Организация игры в средней группе Задачи : Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение игровую роль. Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Слайд 20

Условия развития игры Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).

Слайд 21

Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие. Активизирует ролевой диалог. «Замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Слайд 22

Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).

Слайд 23

Организация игры в старшей и подготовительной группах Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание) .

Слайд 24

Этапы работы над игрой Сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Начинать преобразовывать известную сказку с изменения главного героя, его задачи, волшебного средства.

Слайд 25

3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов. 4. Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров». 5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Слайд 26

Резюме На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным , состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми , где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры , в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Слайд 27

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

ОПЫТ РАБОТЫ «Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений»

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умен...

Опыт планирования сюжетно-ролевых игр в ДОУ

презентация по планированию сюжетно-ролевых игр в ДОУ по программе "Детский сад - 2100"...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Опыт работы "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования личности ребёнка

Основная цель работы: формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога....