Народная педагогика в воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Чувашова Марина Николаевна
Актуальность. Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Но в наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Чувашова Марина Николаевна

МБДОУ№67

Народная педагогика в воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна:  материальные ценности доминируют над духовными,  у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Важно  сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира?

 Духовно-нравственные качества личности у детей дошкольного возраста можно развивать по средствам народной педагогики этой проблеме посвящены классические работы К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского.

Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.
        Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Цель: воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста  по средствам народной педагогики (народных праздников, обычаев и традиций)

Задачи: 

  1. Разработать циклограмму тематического планирования по теме
  2. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей
  3. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
  4. Познакомить  детей с основами  народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни
  5. Развивать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
  6. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

Проанализировав  методическую литературу  и опыт других педагогов по данному направлению были выявлены  основные компоненты народной педагогики:

Устное народное творчество: Потешки, сказки, сказания, колыбельные и др.

Прикладное творчество: изготовление из глины народных игрушек, роспись, резьба по дереву,  рукоделие и др.

Музыкальное творчество: Инструменты , танцевально- песенное творчество и др.

Праздники, обычаи и обряды :православные традиции

За основу работы была взята программа Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Разработана циклограмма (перспективный план)  основанная  на проектной деятельности  с  учетом народного календаря. Конечным результатом каждого проекта является народный праздник дающий духовные ростки и вызывающий эмоциональный отклик в душе не только ребёнка , но и взрослого. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников.

При реализации проектов используется  постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями,  обрядами, ремеслами, историей, культурой того или иного праздника (Осенины, наступление Нового года, Рождество, приход весны и т.д.). При ознакомлении детей с каким-либо народным праздником, работа начинается задолго до наступления самого праздника. В книжном уголке выставлялются иллюстрации и книги определенной тематики (например: «Чудо, чудо Рождество», автор Першина, «Добрый дедушка (сказание о Деде Морозе)», автор Балакшин), а после закрепляются в продуктивных видах деятельности (аппликация – рождественская звездочка, лепка – пасхальный кулич, рисование – пасхальное яйцо). Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так и во время прогулок.

Для достижения поставленной  целей необходимо было так же  заинтересовать родителей и найти в их лице поддержку. Для этого создавались информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации, а также вечера вопросов и ответов ( анкетирование).

В процессе совместной работы на основе народных традиций с детьми мы видели, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как народная культура и народная педагогика обладает удивительной способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе работы каждый ребенок раскрывался как цветок, а родители начинали интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке.

Так были разработаны и реализованы такие проекты

«Русская  Масленица»: В ходе этого проекта с детьми были изготовлены масленичные куклы, разучены стихи и заклички, совместно с музыкальным руководителем разучены песни и хороводные игры по данной тематике. С родителями проведена беседа в ходе которой по инициативе родителей были изготовлены костюмы к празднику. Конечным результатом всей деятельности стал праздник « Масленица».

«Дорого яичко  ко дню Христова» : На протяжении всей подготовке к этому празднику мы вместе с детьми в свободной деятельности  и на занятиях разучивали стихи, песни, хороводные игры, подвижные народные игры, расписывали яйца, изготовляли вербные веточки.

«Капуста - барыня»: Реализуя такой проект как  « Капустница» мы тесно сотрудничали с родителями, они с удовольствием предоставляли нам для создания альбома семейные рецепты соления капусты, так же совместно с детьми изготавливали « капустниц» и блюда из капусты. Параллельно  с этим велась так же работа и с детьми: на занятиях детей знакомили с традицией солить капусту, дети не только слушали но и участвовали в солении; в свободной деятельности и на прогулке с детьми были разучены народные игры посвящённые капусте, загаданы загадки, разучена считалка и т.д.  

«У самовара не скучаем»:  Готовясь к этому празднику была проведена беседа с детьми, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, совместно с родителями организована выставка самоваров и выставка чая. При взаимодействии с музыкальным руководителем были разучены песни и хороводные игры связанные с этим праздником.

Данная работа имеет большую значимость для воспитания духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста, что подтверждается  результатами диагностических мероприятий проведенных в течение года: беседы, наблюдения, анкетирование, которые  показали   уровень заинтересованности и знаний родителей и детей в воспитательно-образовательном процессе  и активного участие в жизни группы и детского сада. Заметно стало сплочение коллектива где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом. Родители заметили изменения в поведении детей: проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание; стремятся к добру и неприятию зла; верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины.

            Итогом данной работы стали: циклограмма (перспективный план)  основанная  на проектной деятельности  с  учетом народного календаря, диагностический материал, наглядно - дидактические пособия, презентационные материалы , а так же  созданы оптимальные  условия для воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.

Перспективы работы на будущее – это  включение всех компонентов народной педагогики с учетом регионального компонента: сказаний, песен, пословиц, поговорок, хороводов Иркутского региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города

Педагогический  проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста. ...

Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

Статья "Воспитание духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста в ДОУ"

Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодёжные организации, в рамках...

Система формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста в работе с мультфильмами

Мультфильм — наиболее эффективный в условиях стационарного отделения воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия детей...

Проект на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»

По словам Ф. М. Достаевского: «Православие- есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего».Цель:- познакомить с феноменами христианской правосла...