ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья (младшая группа) на тему

Гусева Наталья Юрьевна

При применении на практике данных методов педагогического взаимодействия процесс воспитания становиться обоюдно приятным и способствует не только всестороннему развитию личности ребёнка, но и позволит наладить тесный контакт и взаимопонимание между воспитателем и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metodov_pedagogicheskogo_vzaimodeystviya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Гусева Н. Ю.

ГБДОУ №81

        «Самое надёжное, но самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитание». (Екатерина II)

        Приходя в детский сад, дети попадают в новую социально обустроенную среду, не похожую на привычную домашнюю атмосферу. Происходит знакомство с разными людьми: воспитателями, другими детьми, обслуживающим персоналом. Им нужно научиться выстраивать отношения со всеми и в этом им помогает в первую очередь их воспитатель-наставник, вовлекая их в педагогический процесс воспитания.

        Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Это сложнейший процесс, состоящий из компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. Оно присутствует во всех видах деятельности – познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.

         Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим тогда, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребёнка наступает  ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитателю. Опытные, талантливые педагоги обладают особым чутьём и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием. Таким образом, педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

Благодаря использованию данных методов устанавливается контакт между воспитателем и детьми. Умение правильно и в нужной ситуации их применить позволяет избежать конфликтных ситуации как между воспитателем и детьми, так и детям между собой:

  1. Язык принятия

Это контакт глаз, приветливый взгляд воспитателя, позитивные телесные контакты (поглаживание, ласковое прикосновение). Доброжелательные, приветливые интонации в речи педагога при передаче информации. Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности в любой деятельности или сообщения со стороны ребёнка. Одобрение, похвала, комплимент. Поддержка в трудной ситуации с последующим объяснением и помощью. Сравнение ребёнка с самим собой, положительные оценки. Употребление ласковых слов и обращение по имени. Опора на сильные стороны ребёнка.

  1. Метод отражения чувств ребёнка

Это проговаривание чувств, которые испытывает ребёнок: «Мне кажется, ты обижен?», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным?», «Ты боишься, что у тебя не получится?», «Ты злишься на меня, наверное, я тебя чем-то обидела?». Таким образом, мы помогаем ребёнку осознать своё эмоциональное состояние и рассказать о нём. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Укрепляется психоэмоциональная связь между воспитателем и ребёнком, он чувствует, что не одинок и его понимают и принимают в данной ситуации, с возможностью её поправить без ущемления личности воспитанника.

  1. Метод выражения своих чувств, либо оценке ситуации в необидной для ребёнка форме

Полностью подавить свои эмоции нельзя и ребёнок всегда знает, сердиты мы или нет. Поэтому необходимо делиться с ребёнком своими чувствами, объяснять и проговаривать, а значит доверять ему. При этом нужно говорить от первого лица. Сообщить о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении. «Меня это очень огорчает», «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же», «Я рада, что у тебя так хорошо получилось». Этот метод даст возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей бронёй авторитета, который стремимся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренними в выражении своих. Они начинают чувствовать: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять. И тогда они начинают учитывать наши пожелания и переживания.

  1. Метод смещения негативной оценки

- на самого себя

Для сравнения: «Опять ты всё перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд! Вымой, пожалуйста, руки».

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети» // «Мне неприятно такое поведение».

«Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться», «Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

- на третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда её вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть её куклой, нужно спросить разрешение».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».

- на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их, потом не хочешь!» // « Об игрушки на полу можно споткнуться».

  1. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык - «У тебя никогда ничего не получается как следует!» // «Временный» язык - «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя всё получится»

  1. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций

Зная «сильные» стороны ребёнка, педагог в определённой ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребёнка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого!»

  1. Приём смены ролей

Это моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека: «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».

  1. Метод оценки действия

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

        

        Применяя на практике данные эффективные методы, процесс воспитания может стать обоюдно приятным и способствовать не только всестороннему развитию личности ребёнка, но и наладить тесный контакт и взаимопонимание между воспитателем и детьми.

        Педагогическое взаимодействие в воспитании всегда имеет два взаимно обусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. В основе сотрудничества педагога и ребёнка лежит диалогичность общения, требующая от педагога демократического стиля управления. По Ш.А. Амонашвили, оптимальным вариантом педагогического воздействия при сотрудничестве является повышение статуса воспитанника при сохранении статуса педагога. Это предполагает, что при педагогическом взаимодействии развиваются оба субъекта: педагог помогает детям в их разностороннем развитии, но и дети стимулируют развитие педагога, его самосовершенствование, как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане. Таким образом, реализация педагогического взаимодействия предъявляет более высокие требования к профессионально личностным качествам педагога. Благодаря использованию методов педагогического взаимодействия наиболее успешно у детей развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональное состояние других участников совместной деятельности (воспитателя, детей), способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, а также способность к мирному разрешению конфликтов.

Список литературы:

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь – М., 2002 г.

Сидоров С.В. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса. (Электронный ресурс)

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб: ООО Издательство «Речь», 2000 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

«Использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками».

Ребенок в детском саду — самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в т...

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы   «Развитие  игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников  со сверстниками  ...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...

Педагогический совет «Использование медиатехнологий в образовательном и воспитательном процессе»

Тема «Использование медиатехнологий в образовательном и воспитательном процессе»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель:  повышение ИКТ-компетентнос...