Эмоционально-личностное развитие детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Материал прдставлен из опыта работы 2014 — 2016 годов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_emots._razv.doc35.5 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Ирина Анатольевна ПИЛИПЕЦ

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 40» г. Ярославль        

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

        Каждый хочет видеть в глазах своих детей радость, а на их лицах — улыбку. Счастливое детство — это та эмоциональная база, от которой человек подпитывается всю свою жизнь, вспоминая безмятежные годы.

        Но практика показывает, что дошколята, к сожалению, очень сильно отстают в эмоциональном развитии. Они почти не используют средства выразительности в устной речи, либо используют их неумело и невпопад; детки быстро утомляются в силу своей непоседливости и агрессивности; почти не умеют общаться со взрослыми и сверстниками. И это проблема не просто каждого ребенка, но и всего общества.

        Маленький человек очень чувствителен к тому, что его окружает, к тому, как к нему относятся взрослые. И все наши общественно-социальные проблемы, отраженные в семье, влияют на его пластичную психику, повышают уровень его тревожности. Ужасно то, что родители стали меньше общаться со своими детьми, передоверив их телевизионному общению, что сильно обедняет чувственную сферу детей, тормозит их психо-эмоциональное развитие.

        Обучать и воспитывать таких детей значительно сложнее. А надо. И чтобы процесс этот был более плодотворным, я в своей работе во главу угла ставлю прежде всего эмоциональное развитие своих воспитанников.

        Привыкшие во многих семьях к грубоватому холодному обращению дети, тем не менее, «не мешая жить взрослым» мало чего умеют делать самостоятельно. И с первых дней в детском саду я настойчиво и последовательно добиваюсь от них того, чтобы они сами могли обслуживать себя: завязывать шнурки, заправлять кровать, переодеваться на прогулку и т. д. Овладевая элементарными навыками самообслуживания, детки начинают ценить свой труд, помогать другим и слышать в свой адрес, может быть, первые слова благодарности. Через год-два и самооценка их становится близкой к реальной, поскольку в практических делах и заботах каждый виден как на ладони.

        Группа детского сада на несколько лет становится для детей вторым домом и, конечно, важно то, как он выглядит. Даже не имея щедрого финансирования, оформить группу можно красиво и привлекательно. Надо только продуманно поработать с цветом и разбить группу на четко выраженные зоны. Есть в моей группе и эмоциональный уголок, в котором дети ежедневно отмечают свое настроение. По их общему настрою я корректирую свою работу и держу во внимании особо «печальных» деток, чтобы все-таки вывести их из этого состояния.

        И уже давней и привычной моей домашней работой стало обклеивание цветной бумагой всевозможных коробочек и баночек для настольных игр и раздаточного материала. Только один их красочный вид сразу настраивает детей на позитивную заинтересованную работу.

        Очень важное значение я придаю играм с эмоциональным содержанием, в которых дети не только учатся выражать заданные эмоции согласно роли и персонажу, но и оценивать это в других в ходе обсуждения итогов игры. И чем многообразнее проживаемые детьми эмоции, тем богаче становится их внутренний мир и понятнее мир окружающий. В театральной игровой деятельности мы с детьми широко используем пальчиковый театр, театры Петрушки, на варежке, настольный и многое другое. И все приобретенные на занятиях навыки, к моему удовольствию, дети используют и в своих свободных играх как в групповых зонах, так и на прогулках.

        Эмоциональное развитие ребенка не может быть плавным, а его поведение всегда верным и адекватным. Дети совершают и поступки и проступки. И то и другое мы в группе обсуждаем. Если кто-то допустил проступок, то оценка его поведения сверстниками имеет очень действенное воспитательное значение. И тут важен не эффект наказания, а прежде всего осознание ребенком своей вины и того, что все поправимо, что прощение сильнее злобы. А в обсуждении положительных поступков дети учатся радоваться за других, что в жизни взрослых стало уже редким явлением.

        Помимо детского сада на эмоциональное развитие ребенка влияют семья и город. Дом, улица, город — это последовательные шаги ребенка в познании окружающего мира. Чем больше познанного, тем больше дети готовы принять в свои интересы; и уже стадион, цирк, библиотека, театр — не просто городские объекты, а места приложения разных эмоций, первые знания о профессиях, то есть жизнь, к которую они обязательно войдут и к которой нужно готовить себя. Изучая город, рисуя его, рассказывая о своих поездках по нему, дети расширяют свой общий круг, начинают понимать назначение того, что их окружает, и в конце концов перестают бояться пожарной лестницы, по которой они спускаются в ходе учебных тревог. А это очень много значит!

        Работа с семьями начинается с первого дня посещения ребенком детского сада. И если в первые дни важно оценить отношение родителей к детям и донести до них суть учебно-воспитательного процесса, то уже скоро я стараюсь включать их в этот самый процесс. Главное тут — создание благоприятного эмоционального фона как в семьях, так и в группе. И самое действенное и эффективное средство для этого — совместная деятельность детей и родителей. Конкурсы семейных рисунков и поделок не только позволяют родителям воочию видеть приобретенные ребенком навыки и умения, но и лучше понимать друг друга, быть нужнее друг другу. А уж когда родители участвуют в совместных спектаклях, восторгам детворы нет предела. Это праздник, который никогда не забудется. Это чудо, за которое дети могут многое простить своим родителям.

        Что дает мне опора на эмоциональное развитие детей в моей работе? Как оценить эффективность этой работы? Пожалуй, наиболее объективными будут три косвенных положительных признака.

        Мои детки очень редко и мало болеют. Иногда, скажем, в периоды распространенного гриппа, даже завидую коллегам, у которых в это время ходит меньше десяти человек. Мои-то — больше двадцати — все тут, под боком!

        Случается, что вижу ревность в глазах мам: детки, кажется им, и ласковее со мной, и разговорчивее, и домой идти не хотят…

        А уж встретить кого из своих на улице — это услышать радостный вопль еще за полста метров! Пугаюсь порой, но приятно-о.

        

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения

в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды....

особенности эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Используя данные, полученные в ходе предыдущего исследования, мы сможем выявить некую связь между типами семейного воспитания и эмоционально-личностной сферой детей дошкольного возраста...

План-конспект занятия по развитию эмоционально-личностной сферы у детей старшего возраста

Представлен план-конспект занятия по закреплению навыков самоосознания и формированию навыков полоролевой идентификации у детей старшего возраста с ЗПР....

Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи

У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следователь...