Картотека игровых упржнений
методическая разработка на тему

Матвеева Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию системного мышления 2 года обучения

«Где мой дом?»

Цель: развивать умение классифицировать объекты.

Оборудование: несколько объектов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые:

Ход игры:

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог просит ребенка сравнить: «чем эти объекты различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

«Признаки»

Цель: развивать умение классифицировать объекты, закрепить название и значение признаков.

Можно использовать по аналогии предыдущей игры и несколько групп объектов (По материалу, по поверхности, ит.д. взависимости от пройденных признаков)

«Съедобное – не съедобное»

Цель: развивать умение классифицировать объекты.

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».

«Магазин»

Цель: развивать умение классифицировать объекты, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Педагог говорит детям: «Ребята в магазин завезли товар, но разобрать его не успевают. Давайте поможем продавцам разобрать товар.». Педагог рассказывает, что на первой полке находятся музыкальные инструменты, на второй одежда и т.д. Дети должны разложить товар на свои места. Количество полок может варьироваться.

Для усложнения игры можно использовать пространственные ориентиры (сверху, снизу, посередине, слева, справа)  

«Что это?»

Цель: Развитие навыков анализа.

Предложите ребенку охарактеризовать следующие объекты используя обобщающее слово.

Например:

- банан, яблоко, груша, апельсин (фрукты)

-стол, кровать, диван, табурет (мебель)

Словарные ряды  можно придумывать самостоятельно постепенно усложняя задание (природные явления, чувства, времена года м т.д.)

«Новоселье у игрушек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: педагог рассказывает: «ирушки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же игрушкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

«Что-то-часть  чего-то»

Цель: Закрепить части и места обитания объекта живой природы.

Ход игрового упражнения:

Для игры понадобится разрезанная предметная картинка из 12-16 квадратов. Картинка лежит на столе изображением вниз.Наугад по желанию детей открывается один квадрат. Дети рассматривают открывшееся изображение, у каких предметов еще бывают такие же части. Когда варианты исчерпаны, открывается следующий квадрат. И так до тех пор пока не будут открыты все квадраты.

«Путешествие во времени»

Цель: учить располагать объекты растительного мира согласно линии жизни растения.

Ход игры: дети выбирают картинку, изображением части растения в определенный период развития. Затем рассказывают дальнейшее развитие этого растения.

«Волшебный мешочек»

Цель: формировать умение по набору признаков узнавать рукотворный объект.

Ход игры: в мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество рукотворных объектов. Один из играющих опускает руку в мешочек, ощупывает объект на ощупь и перечисляют те признаки, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным признакам отгадывают объект.



Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию системного мышления 1года обучения

«Кто где живет»

Цель: упражнять в назывании места обитания живой природы.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и «поселелить» у себя на нужной карточке.

«Летает – не летает»

Цель: развивать умение классифицировать объекты.

Ход игры:

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке.

«Летает-плавает-бегает»

Цель: Упражнять в назывании действий объектов живой природы.

Материал: мяч

Ход игрового упражнения:

Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения объекта.

Можно усложнить задание: называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребенок должен называть происхождение: щука-природный мир, плавает.

«Вытяни репку»

Цель: Закрепить стадии роста и развития живых объектов (Растительный и животный мир)

Ход игрового упражнения:

Задается объект живой природы. Воспитатель предлагает «потянуть репку». Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка «остается» на грядке.

Например: икринка играет роль «репки», головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем-потянем… вытащили «репку».

«Был. Есть. Будет»

Цель: закрепить стадии роста и развития живых объектов (растительный и животный мир)

Ход игрового упражнения:

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, будущем и настоящем.

Например: Яблоко сейчас – сладкое, сочное, красное

                    Было- зеленое, кислое, терпкое

                    Будет- сухое, сморщенное, червивое

«Хвастуны»

Цель: упражнять в навыках описания и сравнения объектов по признкам.

Ход игрового упражнения:

В: хвастались как-то тыква и помидор, кто из них лучше. Только по признакам.

-Я,- кричал помидор, -самый лучший, такой же круглый, как солнце

-Я тоже похожа на солнце,- возражала тыква,

Солнышко желтое, и у меня желтый бочок. А по размеру я больше.

Нужно найти как можно больше признаков для сравнения.

«Загадочный куб»

Цель: закрепить стадии роста и развития живых объектов (растительный и животный мир)

Ход игры:  в игре используется куб с картинками. Кидается куб, по выпавшей картинке ребенок должен рассказать о стадиях развития этого объекта.

Игра «Тоне-не тонет» (Игра-эксперимент)

Цель: опытным путем  определить качественную характеристику объекта.

                                         Ход игры:

Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?

«Съедобное – не съедобное»

Цель: развивать умение классифицировать объекты.

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».

«Дружок»

Цель: упражнять в сравнении систем.

Ход игры: выбирается любой объект из детского окружения. Дети выделяют свойства объекта и функциональное назначение. Затем дети должны найти в группе объект, который имеет нечто общее с исходным объектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики.

Рука постепенно развивается от хватательных и ощупывательных  движений до сложного навыка письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, недостаточное развит...

Картотека "Игровой массаж"

В картотеку влючен:"Игровой массаж" А. Уманской и К. Динейки"Гимнастика маленьких волшебников" Т. Несттерюк и А ШкодаМассаж БАТ, предотвращающий простудные заболевания в стихотворной форме...

Картотека игровых приемов, стимулирующих интерес к музыкальной деятельности.

Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом....

Картотека игровых ситуаций на формирование игровых умений у старших дошкольников.

Картотека игровых ситуация на формирование игровых умений у старших дошкольников...

Картотека игровых ситуаций на формирование игровых умений у старших дошкольников.

Картотека игровых ситуаций на формирование игровых умений у старших дошкольников....

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....