Из опыта работы
учебно-методический материал на тему

Рязанцева Ирина Юрьевна

 

Проектный метод в деятельности ДОУ.

Планирование  воспитательно – образовательного процесса с детьми, используя метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_vospitatelja.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

 Опыт работы  воспитателя

 Еськиной Елены Геннадиевны

Проектный метод в деятельности ДОУ.

Планирование  воспитательно – образовательного процесса с детьми, используя метод проектов.

Введение:

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

1.1 Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

·         Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

·         Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

·         Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

·         занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

·         комплексные блочно-тематические занятия;

·        :

:

1.2. План работы воспитателя по подготовке проекта

1.      На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.      Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.      Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.      Составление плана-схемы проекта.

5.      Сбор, накопление материала.

6.      Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.      Домашние задания для сам. выполнения.

8.      Презентация проекта, открытое занятие.

1.3. Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

·         к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

·         в каких источниках можно найти информацию;

·         какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

·         с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

1.      по составу участников;

2.      по целевой установке;

3.      по тематике;

4.      по срокам реализации.

1.4. Виды проектов.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.      исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.      ролево - игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.      информационно –практико - ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.      творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

·         комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;

·         межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

·         творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

·         групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

·         индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

·         исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.

1.5. Цели и задачи.

Основной целью проектного метода в ДОУ  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.      обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.      развитие познавательных способностей;

3.      развитие творческого воображения;

4.      развитие творческого мышления;

5.      развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

·         вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

·         активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

·         формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

·         формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

·         развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

·         формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

·         развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

               Деятельность педагога

         Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4.Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

2.1. Актуальность проектного метода в  работе с детьми дошкольного возраста.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет  определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1.      пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.      приобщать детей к процессу познания;

3.      формировать различные представления;

4.      привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.      побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1.      формирование эмоциональной заинтересованности;

2.      знакомство с предметами и действиями с ними;

3.      развитие мышления и воображения;

4.      речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.      осознание поставленной цели;

2.      овладение различными способами решения поставленных задач;

3.      способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4.      поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

·         стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

·         формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

·         формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

·         обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

·         расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

·         сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

·         развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

·         овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1.      развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.      развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3.      формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4.      развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1.      произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2.      потребности в создании собственной картины мира;

3.      навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.      выявить проблему;

2.      самостоятельно искать нужное решение;

3.      выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4.      самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

·         развитие самопознания и положительной самооценки;

·         овладение способами внеситуативно-личностного общения;

·         высокий уровень коммуникативной компетентности;

·         осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

·         развитие осознанного отношения к своему здоровью;

·         формирование потребности в здоровом образе жизни;

·         совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

·         систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

·         развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

·         углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

·         овладение различными видами худ. деятельности;

·         развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки»,  «Книжкина неделя», «Мир театра»).

2.2.Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

  1. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Организуя работу над проектами, воспитатели учат детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником). В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому воспитатели информировали родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.

3.1. Вывод: 

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

  Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....