Сенсорное воспитание под средством дидактических игр .
материал (младшая группа) на тему

Материал будет полезен педагогам,  работающим с детьми раннего возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_sensornomu_opytu_popovskoy_a.n.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ  САД  №10

Отчёт из опыта работы:

«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений»

Воспитатель:

Поповская А.Н.

2016г.

«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений»

Слайд №2-4  читать
        Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста - это формирование новых,  не  существующих  у  ребёнка  сенсорных  процессов  и свойств (ощущений, восприятий, представлений);

это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.

Слайд №5

         Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие – происходит  через развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка с взрослыми и сверстниками в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

2. Познавательное  развитие – происходит  через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – происходит  через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – это развитие  сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через  развитие мелкой моторики обеих рук.

       Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира.  

       В раннем детстве ребёнок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.

      Упущение в формировании сенсорной сферы ребёнка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение 5 сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен  для совершенствования  деятельности  органов  чувств, накопления  представлений  об  окружающем  мире.

     Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно, и расчленёно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся  на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения. Справедливо считать, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания оно направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

Слайд №6

       Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это  основные цвета, чёрный, белый, оттенки, пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, три величины (большой, средний, маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

Предметная   деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

- Экспериментирование  с материалом и веществами (вода, песок).

- Общение  и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Слайд №7 «Модель взаимодействия»

Слайд №8 «Технология работы»

Слайды №9-13   «Авторские игры»

         Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребёнок длительно идёт путём проб и ошибок. И только по средствам различных дидактических игр ребёнок наиболее легко всё усваивает.

 Слайд №14

 На основании этого можно поставить следующие задачи:

- Создать условия для обогащения и накоплений сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой  деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Формировать представления детей о форме, величине и цвете предметов.

- Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.

-  Развивать умение группировать предметы.

-  Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

-  Совершенствовать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

-  Воспитывать интерес к окружающему миру.

      Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка можно выстроить работу по сенсорному воспитанию поэтапно. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх можно менять и усложнять. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

Слайд №15-16

1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.

    Обучение детей обследованию предметов я провожу  последовательно. Например, беру в руки шар, дети накладывают на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по - другому. Они берут их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани. Полые предметы дети берут иначе. Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры«Чудесный мешочек», «Что в мешочке?»«Догадайся, что за предмет?».

      Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:

- Игры по формированию представлений о величине предметов«Бусы»«Самая  длинная, самая короткая»«В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

- Игры по формированию представлений о форме предметов«Где круг, а где квадрат?»«Подбери фигуру»,  «Прятки».

- Игры по формированию представлений о цвете предметов:

«Сделаем куклам бусы»,  «Подбери чашку к блюдцам»

 «Спрячь мышку»«Цветное лото»«Подбери цвет» и другие.

       Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение: «Такой же шарик. Предметы одинаковые. Цветочки разные».  Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета. Работу по цветовосприятию  можно продолжить в сюжетно-ролевой игре «Семья». Предложить для куклы в красном платье налить чай красную чашку и поставить на блюдце такого же цвета.

Слайд №17

2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию.

    Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, и у них  возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять умение определять цветформу, величину предметовДидактические игры, разученные ранее используют в интегрированном образовательном процессе:

- в образовательной области «Познавательное развитие» («В какую коробочку»«Чудесный мешочек».)

- в художественно - эстетическом развитии («Разноцветные капли»«Сложи узор» и др.)

- в речевом развитии («Назови какой»«Кто вышел погулять»)

Слайд №18

3 этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.

         На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Для самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик»«Собери пазл»«Кто чей малыш»«Чей домик» и другие. Дети проявляют интерес так же к наборам для завинчивания к мозаике.

Слайд №19

Взаимодействие с родителями:

        В работе с родителями следует проводить консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться дома для закрепления навыков.

 Я предложила:

- Папку передвижку: «Использование дидактических игр в развитии речи ребёнка»

- Информацию:  «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

Провела для родителей:

-  Семинар: «Учимся играя»

- Родительское собрание: «Игра как средство развитие детей 2-3 лет»

- Мастер класс: «В какие  дидактические игры играть дома?»

Слайд №20-22  читать с презентации

      Проанализировав свой опыт работы  по вопросу «Формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста  посредствам дидактических игр и упражнений», я  сделала вывод,  что благодаря дидактическим играм и упражнениям  дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, делают выводы, начинают логически мыслить.

    Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию речи и сенсорных эталонов.

   Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время  образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности я старалась развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка"

 Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка...

Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка

Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка  На третьем году жизни продолжается интенсивное ознакомление с окружающим миром. Активность малыша проявляетс...

Конспект НОД в области «Познание» по сенсорному развитию по средствам дидактических игр в первой младшей группе.

Формирование  сенсорных способностей  у детей. Развивать умение детей ориентироваться в 4 цветах,  называть их, подбирать по образцу, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (кр...

Выступление на тему: «Развитие сенсорных эталонов по средствам дидактической игры».

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», &laqu...

Нетрадиционное родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Развиваемся, играя» (сенсорное развитие детей средствами дидактических игр).

Нетрадиционное родительское собрание во второй младшей группеТема:  «Развиваемся,  играя» (сенсорное  развитие  детей  средствами дидактических игр)....

Самообразование " Развитие сенсорных способностей по средствам дидактических игр"

Повышение саомообразования по развитию сенсорных способностей детей....

Сенсорное развитие по средствам дидактической игры «Собери урожай яблок».

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...