Элементы валеологии и ОБЖ на занятиях по познавательной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Белова Светлана Юрьевна

В методической разработке представлены конспекты занятий с дошкольниками по ознакомлению с телом человека, огранами чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Тематический  план

п/п

Название темы

Содержание

Кол-во

часов

1

Профилактика кариеса

Роль зубов для организма  человека. Продукты питания полезные для зубов. Правила ухода за полостью рта. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми.

1

2

Профилактика кишечных инфекций

Роль личной гигиены для организма человека. Представление о микробах. Знакомство с основными предметами и средствами личной гигиены. Правила мытья рук.

1

3

Охрана зрения

Почему люди носят очки. Физические свойства очков. Гигиенические правила, способствующие  сохранению зрения. Гимнастика для глаз.

1

4

Здоровые привычки питания

Для чего человеку необходимо питаться. Витамины А,В,С и  продукты питания. Основные  питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Необходимость  соблюдения  пищевого режима.

2

5

Двигательная активность (ДА) и здоровье человека

Понятия ДА и ее роль  для организма человека. Зимние и летние виды спорта. Разучивание  комплекса  упражнений  утренней гимнастики.

1

6

Мое здоровье и животные

Уход за домашними животными. Профилактика  грибковых заболеваний кожи. Эти забавные животные.

1

7

Праздник «Здоровья»

Проведение викторины, конкурсов  по  основным аспектам  формирования  здорового образа жизни.

1

ИТОГО:

8

   Среди проблем, рассматриваемых в программе, особый  практический и теоретический интерес имеет проблема  личной  гигиены, т.к. именно она, по нашему мнению, является важнейшим средством активного  отношения человека к своему здоровью. Вопросы содержания  программы  важны не только с точки зрения   повышения гигиенической культуры, но и для  профилактики заболеваний.

   По каждой теме  разработаны  подробные  планы-конспекты  проведения   занятий. Продолжительность каждого занятия в пределах 30 минут. Проводить занятия может  воспитатель группы.

                                                                         

   ЗНАНИЯ ДЕТЯМ   ОБ  ОРГАНИЗМЕ?

Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни, поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему  организму.

В доступной форме знакомьте детей с тем как устроено тело человека, его организм.

Привлекая иллюстрированный материал, расскажите об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, кровообращении, дыхании и т.д.)

Необходимо познакомить детей с  основным замечательным механизмом, который расположен внутри посередине  туловища и который  помогает нам жить – это сердце.

Нужно объяснить детям, что сердце сжимается и разжимается, работает  как насос, перегоняя кровь.  Предложим детям проверить на себе, как работает  сердце  после физических упражнений, в состоянии  покоя, после сна.

Чтобы дети познали свое тело  и организм, нужно не только знакомить их с  устройством  и работой органов, но и  важно сформировать умение чутко  прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему, ритмично  работать, вовремя реагировать на изменения  самочувствия (жажда, усталость).

При организации различных форм  физической активности  необходимо формировать у детей  правила безопасного поведения и ценного образа  жизни, развивать представления о  полезности, целесообразности  физической  активности и личной гигиены.

Для формирования  ценностей здорового образа жизни, детям необходимо рассказывать о значении  профилактики  заболеваний, различных видах закаливания, дыхательной гимнастики воздушных и солнечных ваннах. Дети должны осознать  для чего то или другое из  них, через  произведения  художественной  литературы и из жизни. Объяснить детям как действуют на организм свежий воздух, солнце и вода, ветер (помогают  при закаливании  организма).

Необходимо формировать у детей  навыки личной гигиены. Обращая внимание на сложность и хрупкость  организма, необходимо  говорить о бережном  отношении к своему телу, уходу за ним. Дети должны  научиться мыть  руки, чистить зубы, причесываться. Эти правила, ребенок  должен выполнять сам,  осознавая какую пользу они  принесут организму. В беседе «Для чего  чистить зубы» можно рассказать о микроорганизмах – микробах,  невидимых глазом, что они  являются возбудителями болезней.

Как капелька, но не делится,

Как яйцо, но не разобьешь,

Как колобок, но не съешь.

Что это?    

       (Клетка)

Толстый, но не бревно,

Красный, но не перец,

Мокрый, как лужа.

Что это?

(Язык)

Теплый, но не грелка,

Хрупкий, но не стекло,

Кричащий, но не серена.

Кто это?

(Новорожденный)

Один говорит,

Двое глядят,

Да слушают.

(Язык, глаза, уши)

Ласкает, но не море.

Греет, но не солнце,

Говорит «Спокойной ночи»,

Но не радио.

Кто это?

(Мамочка)

Тридцать два молотят,

Один поворачивает.

( Зубы, язык)

Не сеют, не сажают,

Сами вырастают.

( Волосы)

Ношу их много лет,

А сносу  им не знаю.

( Волосы)

Два соседа – непоседы,

День – на работе,

Ночь – на отдыхе.

(Глаза)

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

(Глаза)

У двух матерей

По пять сыновей,

Одно имя всем.

(Руки, пальцы)

Если б не было его,

НЕ сказал бы ничего.

(Язык)

Анкета

  1. Что беспокоит Вас в состоянии здоровья вашего ребенка?
  2. Кому из врачей  специалистов Вы хотели бы задать вопросы? Какие?
  3. Какие виды закаливания Вы проводите с ребенком в семье и считаете наиболее  полезными?
  4. Сколько времени  проводит Ваш ребенок на свежем воздухе в будни и в  выходные?
  5. Какие профилактические   мероприятия  проводите  с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа? Какие формы закаливания предлагаете проводить в детском саду?
  6. Какими средствами народной медицины вы  пользуетесь во время  болезни ребенка?
  7. Какие меры предосторожности в отношении  Вашего ребенка  должен  предпринять  медперсонал детского  сада, воспитатели в связи  имеющимися  заболеваниями,  травмами.

Анкета  для родителей

(нужное  подчеркнуть)

  1. Часто ли болеет ваш ребенок?   (Да, нет)

  1. Причины болезни:
  • Недостаточное физическое  воспитание ребенка в детском  саду;
  • Наследственность, предрасположенность.

     3. Знаете ли Вы  физические   показатели,  по которым  можно  следить за правильным  развитием  Вашего ребенка? (Да, нет, частично)

     4.  На  что, на Ваш взгляд, должны   семья и детский  сад  обращать  внимание,  заботясь о здоровье  и физической  культуре  ребенка:

  •  Соблюдение режима
  • Рациональное, калорийное питание
  • Полноценный  сон
  • Недостаточное пребывание на свежем воздухе
  • Здоровая гигиеническая  среда
  • Благоприятная  психологическая  атмосфера
  • Наличие  детских спортивных площадок
  • Физкультурные занятия
  • Закаливающие   мероприятия

     5.  Какие закаливающие  процедуры  наиболее  приемлемы  для Вашего ребенка:

  • Облегченная форма  одежды  на прогулке
  • Облегченная  одежда в группе
  • Обливание  водой контрастной температуры
  • Хождение босиком
  • Систематическое  проветривание  группы
  • Прогулка в любую  погоду
  • Полоскание  горла  водой  комнатной  температуры
  • Умывание лица, шеи, рук до локтя  водой  комнатной  температуры

     6.  Знаете ли Вы, как  укреплять здоровье ребенка  дома?    (Да, нет, частично)

     7.  Нужна ли помощь  детского  сада?      (Да, нет, частично)

(средняя группа)

Цель:  Продолжить знакомить детей с  органами человека (глаза, нос, горло), рассказать какую роль они играют в нашем организме, выяснить знания детей  об этих органах, для чего  они нужны,  воспитывать навыки  ухода  за органами.

Практическая  работа:  Наблюдать за рыбками в аквариум

Игры: «Узнай  по запаху», «Громче, тише» и т.д.

Материал: доктор Айболит (игрушка), мелкие предметы, дудочка, кость  мясная, овощи, продукты с запахом (огурцы соленые, апельсин, чеснок и т.д.)

Ход  занятия.

Приходит Д.А.

           -  Здравствуйте, дети. Я слышал, что вы интересуетесь и хотите  узнать,  как живет организм?  А какие  органы  есть у человека, ну-ка, что вы знаете  об этом? (закрепляются  знания о скелете человека, кости, мышцы, тело покрыто кожей, для чего она  нужна,  как нужно ухаживать за ней,  почему человек не падает, а  стоит, ходит, может  бегать и т.д.)

         -   А хотите, ребята, сегодня я расскажу вам  об  органах, без  которых  человек не смог бы жить.

        -   Это  орган, которым мы видим.

Дети.  – Глаза

Д.А.    – Это  орган, которым мы  говорим

Дети   – Горло

Д.А.    – Это орган, которым  мы чувствует  запахи

Дети   -  Нос

Игра «Чего не стало»   (на столе с разложенными  предметами).

   -  Вот видите, ребята, мы смогли   поиграть в эту игру, потому, что  ваши глаза видели и запоминали. Как вы думаете,  как живут люди, которые не видят?

    Представьте себя на их месте. Закройте  глаза, поверните голову направо, налево, увидели  что-нибудь?

Дети  - Нет

Д.А.   – Значит,  очень трудно  живется  слепым  людям.

Игра «Жмурки» - разминка

Д.А.   -  Ребята, а какой  орган  помогает  нам говорить?

Дети  -  Горло. Если  мы  подуем в дудочку, что   с ней  произойдет? (она заиграет, издаст звуки). Ребенок играет  на дудочке.

Д.А.   - Происходит, это потому, что у нас в горлышке  голосовые связки, когда  мы  дуем, струя  воздуха  попадает  на эти связки и они  вибрируют,  как  бы трясутся, поэтому  получается звук.

           - Предлагаю издать  звуки  домашних  животных.  (Прибегает собачка,    

             нюхает)

Собачка. – Здравствуйте, ребята!  Куда  я попала?

Дети    – В детский  сад.

Воспитатель  – Как  тебя зовут и что тебе  надо у нас?

Собачка    – Ой,  я бежала, бежала  и почувствовала  приятный  запах и этот  запах  привлек  меня  сюда.

Воспитатель – А как,  ребята,  собачка почувствовала   запах,  чем?

Дети – Носом.

Воспитатель – Правильно (собачка  бегает  по группе, нюхает, ищет и находит  мясную  косточку и грызет).

Воспитатель – А, вы ребята, чувствуете какой-нибудь запах? А ну-ка встаньте и понюхайте  своими  носами (ответы).

            -  Сейчас мы поиграем  в игру  «Узнай  по запаху» (при помощи  обоняния дети  определяют запах приготовленных  овощей и фруктов). Теперь, ребята, вы знаете, что глаза нужны человеку для того, чтобы???

Дети – Видеть!

Воспитатель – нос???

Дети – нюхать!

Воспитатель – горло???

Дети – говорить!

Воспитатель – А чтобы эти органы не заболели, что нужно?

Дети – Охранять, их беречь от заболеваний,  проверяться у врача. Полоскать  горлышко   и  промывать нос,  чтобы не попали микробы. Следить  за  глазами,  не тереть их грязными  руками и т.д.

Воспитатель – Молодцы, а сейчас  познакомьте  собачку с Д.А. и с нашей группой, сделайте   для нее  домик, напоите  водичкой  и поиграйте с ней.

       

 ЗНАКОМСТВО  С ТЕЛОМ  ЧЕЛОВЕКА

 (средняя группа)

Цель: Формировать  представления  о строении и функции  человека,  познакомить со скелетом  человека (картинка), рассказать о значении мышц и костей  для жизни человека, учить детей  беречь    свое тело, заботиться  о нем  в повседневной   жизни.

Предварительная работа:  наблюдения за движениями  людей, животных, рыб, насекомых.

Ход занятия

  •  Ребята, сегодня  мы  побеседует,  из чего  состоит  наше тело. (Вызвать ребенка)
  • Давайте посмотрим, из каких частей  состоит  тело Димы (головы, шеи, туловища, ног, рук)
  • А у Оли? (тоже такие)
  • А у остальных ребят?
  • Значит все дети разные и  одновременно похожие, потому, что тело состоит  из одинаковых частей: головы, шеи, туловища, ног, рук. Как у дома есть стены и потому  он такой  крепкий, так и у человека есть  кости и мышцы большие и маленькие.  Давайте  поиграем, пощупаем себя. Почувствовали, где кости: А мышцы связаны с костями между собой как вагоны в  поезде. Давайте поиграем пальчиками, что они делают? (двигаются, шевелятся).
  • Почему?
  • Это все благодаря мышцам, которые  как-будто  ниточки управляют  ими. Это тело, человека непокрытое кожей, поэтому нам всем видно, что  находится внутри. На этой  картинке  вы видите, что (кости человека) – это называется – скелет человека. А на другой картинке к костям  присоединились какие-то ниточки. Что это? (мышцы). Посмотрите,  как они связаны между собой. Давайте поищем на своем теле мышцы. Где их  больше всего? На мягких местах (дети  говорят, показывают, затем, предлагаю  детям встать, присесть, подпрыгнуть, прокатиться не «велосипеде»).
  • Когда у человека сгибаются части тела, работают мышцы – сгибатели, а когда, разгибаются – работают мышцы – разгибатели.
  • А  что произойдет с человеком, если   у него не будет мышц и костей? (Ответы детей)
  • Человек  просто будет не живой (показываю  куклу). Вот каким будет человек без мышц  и костей, он не  сможет  жить. А чтобы ваши кости и мышцы были крепкими, сильными, вы должны  беречь  свое тело  от ушибов, ран, есть то, что вам   дают  в детском саду и дома.
  • А сейчас давайте  померяемся  силой.

Игры: «Перетяни  канат», «Чья рука  сильнее», «Кто больше  присядет» и т.д.

Цель:   Дать детям  доступные  знания   о том, как мы дышим, как устроены наши  легкие.  Воспитывать привычку  бережно относится к своему здоровью.

Ход занятия

Ребята как   вы думаете,  может ли организм человека жить без воздуха. Значит, нам нужен воздух. А с помощью чего  мы дышим, вы знаете? Хотите узнать?

За то чтобы  наш организм обеспечить воздухом  отвечают легкие, их у нас 2, правое и левое. Они находятся внутри грудной клетки. Когда мы  делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются. При выдохе они  выпускают из  себя воздух и уменьшаются в размерах.  Давайте проверим. Хотите? Положите руку себе на грудь. Чувствуете, как  на вдох движется рука, это ваши легкие расширяются. А когда выдыхаете, рука возвращается  на место, ваши легкие снова сокращаются.

Показ  иллюстраций  легких.

Очень  полезно дышать глубоко, чтобы набирать  большое количество  воздуха, столь необходимого нашим тканям и органам.

Хотите узнать, сколько  воздуха  можно наполнить в ваши  легкие за 1 глубокий вдох?

Смотрите, в этом шарике есть  воздух? Правильно  шарик сдут, в нем нет воздуха. Сейчас  я глубоко вздохну, а выдохну воздух в шарик.

Демонстрация  опыта с шариком. Наши легкие работают  все  время,  когда человек живет, и днем и ночью и когда бегает, когда спит, когда ест. Поэтому  нашему организму  нужен кислород, который находится в воздухе, а выдыхаем углекислый  газ и лишнее количество  воды. Хотите проверить?  Вот у меня зеркало, кто хочет подышать на него? А теперь проведи пальчиком  по зеркалу. Что ты чувствуешь? Правильно  зеркало стало мокрым. Вот какие полезные  легкие. Но как о них   мы должны заботиться? Легкие тоже могут заболеть, это затруднит их    работу и тогда  страдает  весь организм.

Хочешь знать,  что может  повредить работе наших легких?

Во- первых,  это грязный воздух, поэтому, что нельзя жечь сухую траву, листву, мусор. Это сильно загрязняет наш воздух. Еще наши легкие подвержены инфекциям, то есть мы микробов вдыхаем вместе с воздухом, поэтому мы в группе  делаем влажную   уборку, проветриваем. А некоторые дети любят бегать и поднимать вместе с пылью  микробов в воздух. Как вы думаете это полезно?

А еще когда дети сначала бегают все потные, выходят на улицу переохлаждаются, организм ослабевает и уже хуже борется с болезнями и микробами.

Теперь  вы узнали, как мы с вами дышим. И я надеюсь, вы будете внимательнее  относиться к своему здоровью. В конце занятия предлагаю выполнить дыхательные упражнения.

КАЖДЫЙ  ЧЕЛОВЕК  ИМЕЕТ ПРАВО НА ИМЯ.

Примерное содержание. Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство  о рождении»; учить умению называть  полным именем  своих родителей, друзей;  познакомить с понятием «отчество», воспитывать уважение друг  к другу. К окружающим людям.

Ход занятия.

1. Воспитатель, рассадив детей. Я вас вижу каждый  день. Знаю вас хорошо. Вас связывает много общего. Однако каждый человек отличается своей внешностью, характером, именем. Да, у каждого человека есть имя. Сегодня  мы с вами  поговорим о праве человека на имя.

По имени человека определяется его пол – мужчина  он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь  обращаясь   к взрослому человеку,  мы  обязательно к имени  прибавляем его отчество, тем самым  проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их  по именам: Лена – Леночка, Игорь – Игорек, Таня – Танечка.

  • Вам, наверное, будет интересно узнать, как на Руси  нарекали малышей. Наши  предки к выбору имени своих детей  подходили весьма ответственно. Их мечтой было  желание видеть  свое дитя  рослым, сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена как Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир, людей, Людмила – милая людям.
  • Кто мне скажет,  в чем смысл имени Вера, Надежда, Любовь? (ответы). Имя Елена в народе (в народе Алена, Олена) пришло к нам от древних греков и означает свет, светлая. Галина – тоже  греческого происхождения и означает  спокойствие, тишину, гладь моря, тихую погоду.
  • Я неслучайно  привела эти примеры. По  ним видно, что некоторые имена коренные русские, другие пришли к нам из разных стран. Я вас прошу дома узнать у родителей, что означают ваши имена, какого они  происхождения. А завтра поделитесь своими знаниями в группе.
  • Сейчас разыграем  игру. Называется она «Обратись по имени». Игровой правило:  обязательно обращаться друг к другу  по имени. Вот, например,  Лена тебе трудно застегнуть пуговицу.  Обратись, пожалуйста, за помощью к Игорю.  Как  ты должна сказать? Как  должен ответить Игорь? (ответы). Или Таня тебе нужен   зеленый карандаш, который есть у Вити. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Витя?
  • Воспитатель: (по окончании игры) – Вы  все молодцы! К друг к другу обращались  по имени, вежливо, уважительно.

2. Воспитатель (показывает  детям «Свидетельство о рождении»). Этот лист бумаги, что у меня в руках, документ, и называется он Свидетельство о рождении. Сюда записывают  фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения. Когда прейдете домой, попросите маму    показать вам этот документ. Пусть мама  прочтет  все его пункты. Вы еще раз  услышите,  как звучат имя, отчество и фамилия  ваших родителей. Однако мы  с вами засиделись. Может  быть, разыграем игру? Называется она «Имена». С помощью стульев  составим  кружок и сядем. Игровой правило:  хлопаем в ладоши, поворачиваемся  к  соседу и называем свое  полное имя, затем – имя и отчество.

ИТОГИ  занятия  подводит  педагог: «Каждый человек имеет  право на имя». Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полное, уменьшительно-ласкательное (ответы). Объясните, пожалуйста, смысл  слова «отчество» (ответы). Что  представляет  собой свидетельство  о рождении? (ответы).

УШИ – ОРГАН  СЛУХА

Цель: познакомить с особенностями развития слуха у животных и человека;

активизировать знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью.            

 Материал: Схематичное изображение строения уха человека; картинки с изображением некоторых животных; вата.                        

Ход занятия; в начале занятия целесообразно активизировать внимание детей с помощью вопросов                                          

- Зачем человеку слух?

- Как вы   думаете, когда у людей начал развиваться слух?

Рассказ воспитателя.

Для улавливания и различия звуков у человека (у многих животных) существует специальный орган - уши.

- Сколько у вас ушей?

На самом деле у нас с вами по шесть ушей; по два наружных, которые всем видны, их еще называют ушными раковинами, по два средних уха и по два внутренних уха.   В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представим себе такую ситуацию: вы сидите в сквере на скамейке и читаете интересную книгу, и на вас хочет напасть злая собака, она с лаем бежит к вам.

Какие помощники первыми сообщают вам об опасности? Уши даже спящего человека различают достаточно тихие звуки: шорох листвы, шаги и т. п.

Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. А мозг, в свою очередь разбудит вас и прикажет бежать от этой опасности. Услышанные сигналы передаются в мозг по специальным дорожкам - нервам. Затем они поступают в специальный отдел мозга, который воспринимает звуки.

Современный человек не умеет двигать ушами, а вот уши древних людей могли двигаться, как локаторы, в разные стороны.

- Почему? Древних людей опасность подстерегала со всех сторон. Многие животные умеют двигать ушами (лошадь, собака, заяц, кошка и др.), и при этом они не отрывают взгляда от добычи или врага, поворачивая по направлению к звуку только уши. Для чего нужны уши?

Если бы не уши, мы могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди.

Если человек рождается глухим, он,  как правило, и говорить не может (или звуки его речи значительно отличаются от привычных). Слух животных отличается от слуха человека. Волк улавливает звуки за 50 метров от их источника, а человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в 5 метрах от себя. Лисица зимой находит своих будущих жертв под толстым слоем снега по их шуршанию. Она различает звуки, которые человеческое ухо не воспринимает. Слух собаки тоже отличается от человеческого. Именно поэтому дрессированные собаки используются на работе в милиции, в службах спасения. Но настоящими   «чемпионами» по слуху являются дельфины, киты, летучие мыши, так как слух для них гораздо более важное чувство, чем зрение. Отличным слухом обладают ежи. Ни одно насекомое не проползет мимо них незамеченным. Этот зверек слышит даже, как сидящая на ветке улитка выпускает рожки. У большинства животных, как и у человека, уши располагаются на голове. Но вот у кузнечиков они расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться. А у рыб уши расположены по бокам. ОПЫТ

Цель: определение связи уха с носоглоткой. Опыт проводится после рассмотрения схемы «строение уха». Воспитатель предлагает ребенку набрать воздух и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые-проходы своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.

ГЛАЗА – ОРГАН  ЗРЕНИЯ

Цель: Показать, какую роль зрение играет в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных.

Материал: Объемный макет глаза человека и схематическое изображение его строения, таблица «Восприятие цвета человеком и животными».

 Ход занятия: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть в зеркале свои глаза, а потом посмотреть в глаза соседу. «У людей по два глаза расположенных на расстоянии?»,  «Человек не может одним глазом увидеть другой глаз?».                                   Дети рассказывают, как выглядят глаза.      

ЗАГАДКА.

- А зачем человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?

Для большей убедительности предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают. Рекомендуется использовать стихотворение Н.Орловой «Ребятишкам про глаза».

Рассказ воспитателя:

Природа заботливо оберегает глаза. Они расположены в специальных углублениях - глазницах. Закрывают этот дом  «специальная дверца» под названием веко. Потечет со лба пот - его остановят брови. Ветер понесет в лидо пыль - ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то их «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей («дворников») на смотровом стекле автомобиля. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнуться. Только тогда, когда глаза прикрыты, веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед глазами. Они движутся то вправо, то влево, то вверх, то вниз, как бы нащупывая изображение. Видна только передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Впереди и под веками глаз покрыт специальной прозрачной тканью - коньюктивой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли. Радужная оболочка может быть разного цвета. А в самом центре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому снаружи зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света зрачок то сужается, то расширяется благодаря специальным мышцам. Далее изображение проходит через особую линзу - хрусталик. Этот хрусталик «крепиться» на специальных мышцах и может изменять свою кривизну (быть выпуклым, плоским, или вогнутым). Кривизна хрусталика зависит оттого, на каком расстоянии рассматриваемый предмет. На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка - сетчатка. Именно на сетчатке и происходит восприятие изображения благодаря специальным слеткам - палочкам и колбочкам. Колбочки воспринимают цвет, причем могут.

это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением сумерек колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, не зная, какого они цвета. А если включить свет, то трудолюбивые колбочки сразу проснуться и снова примутся за работу, чтобы они могли определить, что какого цвета. Воспитатель предлагает детям провести опыты, подчеркивает, что они сами будут выступать в роли исследователей.

ОПЫТ №1

Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение. Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширены. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что  находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток - палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается очень четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы видим то, на что смотрим.

ОПЫТ №2

Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек

перестает видеть данное изображение.

Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован, крест, а в правом

нижнем -  два круга (маленький и побольше).

Ребенку предлагают посмотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть-

  ладошкой. При этом в поле зрения находятся два круга. Затем ребенка просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой - то момент один из     кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Воспитатель рассказывает о том, чем отличается зрение человека и животных.

У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. »Глазные пятна», воспринимающие свет, есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья. На поверхности тела плоских червей есть так называемые «глазки», их «глазные пятна» неспособны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи, А у берегов Юго - Восточной Азии  живет рыбка - иглобрюх, которая пользуется специальными «солнцезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе  всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки. Лягушка видит только движущие предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.  У раков глаза расположены на специальных антеннах - стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще   у него есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятиться назад. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.   У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете.

 ВОПРОС: Каких специальных зрительных клеток больше у кур, голубей, ящериц? А у совы и филина?

Муравьи даже днем видят звезды. Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна.  А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Так, красный цвет они воспринимают так же, как и   человек воспринимает черный цвет.

В отличие от животных, человек, может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 году. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в. живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что он не различает цвета. Явление световой, слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.

Цель: Выявить у детей имеющиеся знания, подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, формировать гуманные  чувства  по отношению к инвалидам

Материал: Комплект кубиков  с выпуклыми буквами русского языка (или  букв из магнитной азбуки).

Ход занятия

Воспитатель  предлагает  детям ответить на ряд  вопросов

  • Как называют человека, лишенного зрения?
  • Как вы представляете жизнь таких людей?
  • Как вы думаете, может ли слепой человек  научиться читать? Каким  образом?

Воспитатель  может рассказать  детям о специальном  шрифте для слепых людей в виде  выпуклых букв – шрифте Брайля; предложить детям с завязанными  глазами  узнать  буквы. Постепенно воспитатель  подводит детей к пониманию того, что у слепых из-за невозможности видеть окружающее, обостряются  другие виды чувствительности.

Предложим детям  объяснить  выражение  «слепые люди  видят по своему», а затем ответить на вопросы:

  • Помогли бы вы слепым людям, если бы им  потребовалась ваша помощь?
  • Как бы вы помогли  больным людям и инвалидам, если бы были волшебниками?
  • Как бы вы  помогли  им, если бы были изобретателями?

КОЖА  -  ОРГАН  ОСЯЗАНИЯ

Цель:  Дать элементарные знания о профилактике заболеваний  кажи и рекомендации  по оказанию первой  помощи пострадавшим.

Материал: Комплект сюжетных картинок (дети без  панамок летом играют на детской площадке,  посиневший  от холода малыш  на санках, мальчик перелезает через забор,  зацепился, порвал брюки, исцарапался и т.д.)

Ход занятия

Одним из важных условий здоровья человека является  чистая кожа. Поэтому необходимо  ежедневное  мытье теплой водой с мылом,  что освобождает кожу от  накопившейся на  ней  пыли и микробов.

Тепловой и солнечный  удары

Летом  для  предупреждения  теплового  удара следует одеваться соответственно  температуре воздуха. Одежда должна быть  чистой и хорошо пропускать воздух.  При  тепловом ударе или солнечном ударе  человека  нужно перенести в прохладное место, раздеть или расстегнуть одежду, на голову положить смоченное  холодно   водой полотенце , а под ноги подложить валик  из одежды. Дать выпить прохладной воды и обязательно  вызвать врача.

Обморожение кожи

 Если вы почувствовали, что у вас замерзли ноги,  сделайте несколько широких махов вперед, затем несколько раз присядьте. Если замерзли руки, выполняйте  энергичные махи  от плеча и быстро сжимайте пальцы в кулаки.  Чаще обмораживается  кожа  открытых частей  тела: носа, ушей, щек, пальцев. Сначала  кожа бледнеет, теряет чувствительность, затем может омертветь. На улице, если замерзли уши, нос или щеки, можно выполнить такие движения: сильно нагнувшись, сделать 20 шагов или 10-15 наклонов вперед. Дома на обмороженные участки наложить теплую повязку, ватно-марлевую или шерстяную, и не  снимать ее до тех пор, пока не  появится  чувство жара и не  восстановиться чувствительность. Ни в коем случае  нельзя растирать онемевшие участки  кожи: можно повредить кожу и занести  инфекцию. Хорошо помогает горячее  питье (сладкий  чай или молоко). Пострадавшему необходимо  соблюдать покой.

Ожег  кожи

         Огонь, горячие  предметы,  кипящая жидкость, различные химические вещества могут  вызвать ожог кожи.  Обожженное место нужно освободить  от одежды и срочно доставить  пострадавшего к врачу. Находясь,  продолжительное  время  под лучами палящего  солнца, тоже можно получить ожог кожи. Если она покраснела, необходимо срочно уйти в тень или в прохладное помещение. На разгоряченную кожу нужно положить влажное полотенце, смоченное  в прохладной воде. Хорошо снимает жар  протирание  кожи кислым  молоком или простоквашей через каждые два часа.

Первая  помощь при порезах кажи и царапинах

 При порезах кожи и царапинах  через образовавшиеся раны различные микробы  могут легко  проникнуть в организм. Чтобы этого не случилось, нужно  срочно  промыть рану раствором перекиси водорода, предварительно  освободив  больное место  от одежды. Затем обработать кожу вокруг раны раствором йода или зеленки и наложить бинтовую повязку или закрыть  бактерицидным пластырем.

НОС – ОРГАН  ОБОНЯНИЯ

Цель: Познакомиться с особенностями  работы носа, дать  сравнительную характеристику его работы  по восприятию запахов  у животных и человека; сформулировать вместе с детьми  рекомендации по охране этого  важного  органа обоняния.

Материал. Вазы с цветами, продукты с характерным запахом, матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки  с изображением некоторых  животных.

Ход занятия.

В начале занятии  воспитатель выявляет знания детей о «работе»  носа, затем подытожить информацию.

Рассказ  воспитателя

Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что  природа дала нос, чтобы  задирать его кверху. Есть даже выражения «Ишь ты, нос задрал!» или «Ну, что нос  повесил?» это шутка. На самом деле даже самый маленький  нос – весьма важная часть тела.  Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и распознать различные запахи. Как  же нос чувствует запахи: Воздух, который мы вдыхаем, раздражает нервные окончания. Если  он имеет какой-нибудь запах, мы его немедленно почувствуем.

Опыт

Цель: Упражнять детей в  различении цветов и пищи по запаху.

Взрослый предлагает ребенку, не глядя  определить в  какой вазе находятся розы, а в какой  ландыши.  Можно использовать  различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба и т.д.).

Воспитатель  продолжает рассказ:

Клетки, воспринимающие запахи, чрезвычайно чувствительные. Они способны  различать  тысячи различных запахов, причем о  каждом отдельном запахе  в мозг  передается  специальный  сигнал.

Большинство животных чувствуют  запахи лучше, чем человек. У кошек, собак, лошадей обоняние, развито так сильно, что  обычно они  узнают запах знакомого им человека  задолго  до того, как он  приблизится. Олень и  кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться.

Когда у вас сильный насморк, мы почти перестаем чувствовать запахи. Это  происходит из-за того, что  слизистые оболочки в носу  разбухают, раздражаются и забиваются слизью. В результате запахи перестают возбуждать обаятельные  клетки.

У человека воспринимающего  запах клетки  расположены в самой верхней части  носовой  полости потому, чтобы  почувствовать запах, нам  необходимо сделать вдох. Убедимся в этом на опыте.

Опыт

Цель: Доказать необходимость входа для  определения запаха.  Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусок туалетного  мыла или  флакончик от духов. Не  трогая мешочка, воспитатель  предлагает детям догадаться  по запаху, что  находится внутри.

Воспитатель продолжает рассказ:

С помощью обоняния человек  контролирует  количество воздуха. При  появлении в воздухе  приятного запаха мы стараемся дышать глубже (воздух  после дождя, на прогулке в лесу и т.д.).  А при  ощущении  неприятного   запаха, наоборот, стараемся дышать как  можно  реже. Но в течение короткого  времени человек  привыкает к новому  запаху и начинает дышать в обычном (темпе) ритме.

Ученые  посчитали, что  человек  различает огромное  количество (около 400) различных запахов. И все же у большинства  животных аппарат  по   различению  запахов  развит гораздо  лучше.  Для многих животных обоняние  является самым важным чувством  нередко  заменяющее зрение или  слух. Не почуя во время запах хищника или не  отыскать добычу  по следу для некоторых  из них  равносильно  смерти. Лучше  других животных  воспринимают запахи собаки, очень слабо  - птицы,  а вот дельфины вообще  не различают запахов.

Люди воспринимают друг друга  при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных  большую роль играет   своеобразный запах, идущий  от них. Например, у муравьев есть «запах тревоги» и «запах смерти», который исходит от мертвых муравьев.  Живого муравья, издающего этот запах, его собратья «хоронят» - вытаскивают из  муравейника. И   сколько бы раз  он ни возвращался обратно «похороны» будут повторяться, пока не исчезните этот запах.

 

        

ЯЗЫК – ОРГАН ВКУС А

Цель: дать  элементарные  знания  о значении языка в ощущении вкуса пищи, а также о значении  слюны и о влиянии  температуры пищи на  обострения или притупление вкусовой чувствительности.

Материал: Схематичен изображение языка со вкусовыми зонами, набор разнообразных продуктов питания, картинки  с изображением некоторых животных.

Ход занятия.

- Для чего человеку нужен язык? (ответы детей)

Язык помогает издавать самые  разные звуки, а главное  разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего  вход в дом рот и  проверяющего пищу на ее пригодность  или непригодность к употреблению. А во время  жевания  язык переворачивает  кусочки пищи.  Вкусовые ощущения  зависят  и от  зрительного  восприятия продукта.  Даже обычная еда, но искусно выложенная на блюдо, кажется аппетитнее. Вкус пищи зависит и от  обоняния (ощущение запаха). Мы уже на опыте  убедились, что существует связь между  ухом и носоглоткой. Во время насморка вкус пищи ощущается слабее.

Опыт.

Цель: Определить пищу только на вкус (не глядя на нее). Воспитатель предлагает ребенку определить на вкус разные продукты. Для чего он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончанию опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он  различал  вкус пищи.

Опыт.

Цель:  доказать взаимосвязь органов  вкуса и запаха.

Воспитатель  предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху, какой  продукт перед ним. Затем ему предлагают закрыть нос и вдыхать только  ртом выполнить  аналогичное задание. В  результате ребенок приходит к выводу, что  вдыхая воздух только ртом. Невозможно  определить продукт. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то  с закрытым носом, ребенок понимает, что при  нарушении  обоняния меняется вкус продукта.

- Язык реагирует на разный вкус специальными  вкусовыми клетками в виде сосочков, которые  расположены на языке  большими  группами. У человека вкусовых сосочков около 9-10 тысяч, у животных их меньше (у утки – около 200, у голубя – 37, у цыпленка – 24).

Чтобы узнать, какая часть  языка, какой вкус сильнее  чувствует, проведем опыт.

Опыт.

Цель: Определить, вкусовые  зоны  языка.

Перед каждым ребенком  устанавливают  зеркало  на подставке, четыре блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком  лимона), на каждом блюдце по одной деревянной палочке с ватой, рядом стакан с водой для смачивания этих палочек.

Воспитатель  предлагает  детям  придвинуть к себе первое блюдо, смочить конец палочки в Ваде и обмакнуть в Сарах. Далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель  прикладывает палочку к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. Затем  предлагает подумать и назвать в какой части языка живут «сладкие» сосочки.

Аналогичная  работа  проводится и на  определение места расположения  других вкусовых сосочков. После высказываний  детей воспитатель  подводит итог какая часть языка, какой вкус лучше  воспринимает.

Для логического мышления детям предлагается  порассуждать на какую часть языка следует класть таблетку, чтобы не чувствовать ее горький вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по познавательной деятельности «Красящие вещества фруктов»

Экспериментальная деятельность на занятии по познавательной деятельности с детьми второй младшей группы....

Конспект занятия по познавательной деятельности.

Очень интересно проходят занятия с детьми по познавательной деятельности....

Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух – невидимка»

 Занятие направлено на закрепление с детьми понятия «воздух»  и его свойств(легкость, прозрачность, невидимость), роли воздуха в жизни человека и живой природы, понятие ветра (движение воздуха), его х...

Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами экспериментирования

Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами ...