Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспкект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект16.59 КБ

Предварительный просмотр:

                           Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

                                               Тема «Зимнее путешествие»

 Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-6 лет

Место проведения: групповая комната.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе и в жизни животных с наступлением зимы.

Задачи: развивать умение понимать смысл образных выражений, загадок. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Учить образовывать притяжательные прилагательные от основ существительных. Развивать образное мышление, воображение. Развивать способности к коллективному творчеству.

Интеграция областей: речевое развитие (приоритетная), познавательное, художественно- эстетическое, физическое развитие, социально- коммуникативное.

Предварительная работа: наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями, беседы о зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, загадывание загадок о зиме, слушание музыкальных произведений.

Оборудование: проектор, ноутбук, стулья для постройки поезда, игрушки: заяц, волк, лиса, бумажные снежинки, деревья для оформления заснеженного леса, песня «Мы едем, едем, едем» зимняя музыка, письмо и др.

                                                                     Ход занятия.

Организационный момент (дети стоят в кругу).

Воспит-ль: -дети, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Согласны? (ответы детей)

Раздается стук в дверь, приносят письмо.

Восп-ль: - нам принесли письмо! Какой конверт? Расскажите (большой, красивый, расписной).

На нем написано для детей старшей группы. Хотите, чтобы я вам его прочитала? А ты, Даша хочешь? ( я хочу, мы хотим, они хотят). А игрушки хотят?

Воспитатель читает письмо.

Дорогие дети, приглашаем вас в зимней лес. Полюбоваться его красотой и поиграть с нами. Лесные жители: зайка, лисичка, волчок и медвежонок. Но чтобы попасть в наш лес вы должны отгадать наши загадки.

Восп-ль: -вы согласны отгадать загадки лесных жителей? Тогда слушайте первую загадку.

                                                                          Тройка, тройка прилетела,

 

                                                                            Скакуны в той тройке белы,

                                                                              А в санях сидит царица-

                                                                               Белокожа, светлолица.

                                                                                Как махнула рукавом,

                                                                                 Все покрыла серебром. (Зима)

В:- как выдумаете, о какой царице речь в этой загадке? Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их название. (на проекторе картинка зимы). Послушайте еще загадку о зиме.

                                                                      Кто угадай-ка?

                                                                      Седая хозяйка.

                                                                      Тряхнет перинки,

                                                                       Над миром- пушинки!

В:- почему в этой загадке зиму называют седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что за пушинки вылетают из них? (на проекторе картинка зимы меняется- идет снег).

В:- вот еще загадка, слушайте внимательно.

                                                                       Какой это матер на стекла нанес

                                                                       И листья, и траву, и заросли роз? (Мороз).

В: -с кем в этой загадке сравнивают мороз (с мастером).

                                                                           Белый Тихон с неба спихан,

                                                                            Где пробегает- ковром устилает. (снег).

В: -кого в этой загадке называют Тихоном? (снег).

В: -вот мы свами и отгадали все загадки и можем отправляться в гости в зимний лес. На чем можно поехать в лес зимой? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в лес на поезде. Это и надежно, и удобно. Стулья- это вагончики, поставьте вагончики друг за другом. Вот поезд и готов. Давайте вспомним, что нужно сделать перед выходом на улицу? (одеться).

(дети имитируют одевание под музыку- физкультминутка).

В:- вот теперь садимся и едем. (звучит музыка. Дети напевают)

                                                                  Мы едем, едем, едем

                                                                  В далекие края,

                                                                   Хорошие соседи,

                                                                   Счастливые друзья!

В:- вот мы и приехали в лес. Выходим. Будьте внимательны, не потеряйтесь и не отставайте друг от друга. Как хорошо в зимнем лесу! Давайте вдохнем свежий, ароматный воздух леса! (дыхательная гимнастика).

В: -дети, скажите, а какой снег в лесу? (блестящий, искристый, пушистый, белый и тд). А как выглядят деревья в лесу? (тихие, укрытые снегом как одеялом, замерзшие).

Посмотрите! Чьи здесь домики? Слышите, тявкает лисичка? Чей это домик? (лисий). Расскажите какая лиса? (рыжая, пушистая, хитрая). Как называется лисий дом? (нора).

Покажите, как ходит лиса. (дети имитируют движения лисы).

А в другом живет медведь! Чей это домик? (медвежий). Как называется медвежий дом? (берлога). Что делает медведь зимой? (спит).

А в следующем домике дружно живут зайцы. Чей дом? (Заячий). Как он называется? (нора).

Какие зайцы? Расскажите? (шустрые, быстрые, резвые, пушистые и тд.) Покажите, как они прыгают.

А в этом доме живет волк. Чей дом? (волчий). Как он называется? (логово). Как он воет, когда голодный? Как крадется за добычей? Покажите.

В: -ребята мы с вами загулялись! Уже поздно и нам пора возвращаться домой. Идем обратно к нашему поезду. Да здесь уже и сугроб намело. Перешагиваем через сугроб. (имитируют) (на проекторе вечерний зимний лес). Здесь тропинка совсем узкая. Идем друг за другом, очень осторожно, чтобы не сбиться с пути. Вот наш поезд. Отряхнем с себя снег и садимся в поезд. Вот мы и дома!

В: -ребята вам понравилось наше зимнее путешествие? Выберете из картинок, лежащих перед вами, то, что понравилось больше всего. Расскажи, Маша, почему ты выбрала эту картинку? А ты Саша, почему выбрал эту картинку? И тд.

Самоанализ занятия.

Занятие проводилось согласно написанному конспекту, конспект был разработан самостоятельно. В ходе занятия старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, объем информации был достаточный.  В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы: групповая, индивидуальная. В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно- эстетическое», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности.  Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала картинки по данной теме, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...