Использование фольклора как сокровищницу русского народа во всех формах работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию
методическая разработка по теме

Чернодымова Вера Ивановна

Обобщенный педагогический опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима. Дошкольное детство - это тот период, когда закладывается фундамент здоровья и физического развития детей, складываются привычки и черты характера.

Укрепление здоровья, повышение устойчивости организма детей дошкольного возраста к заболеваниям имеют большое значение. Но несмотря на отработанную систему, педагоги всё чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Причиной тому несколько, и одна из них - излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие - недостаточный учет возрастных особенностей детей. Поэтому общей задачей педагога, начиная с группы раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей. В течение занятия я стараюсь проявить своё доброе отношение к каждому ребёнку: подойду к нему, похвалю, назову ласковым именем.

Следующая немаловажная задача, решаемая педагогом, - стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Поощряя активность каждого ребёнка, я развиваю его стремление заниматься еще и еще. В этом мне помогают упражнения основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и достижимыми. Играя, ребёнок незаметно осваивает основные движения. И самое главное, каждому ребёнку следует дать почувствовать, что у него не только получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач, и в том числе физического развития.

Творчески используя фольклор, как эмоционально-образное средство влияю на детей, поддерживаю их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций, что вызывает у дошкольников удовольствие и радость заниматься физической культурой.


На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Опыт убеждает в возможности использовать фольклор во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию.

Примерный план такой работы:

I. Учебная работа-фольклорные физкультурные занятия:

а)двигательно-творческие;

б)сюжетные;

в)театральные;

г)музыкально-ритмические;

д)игровые;

е)познавательные;

ж)интегрированные.

II. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:

а)утренняя        и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;

б)ритмическая        гимнастика в русском народном стиле;

в)физкультминутки        на основе фольклора;

г)русские        народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.

  1. Активный отдых:

а)физкультурные        досуги;

б)спортивные        и фольклорные праздники;

в)дни        здоровья;

г)пешие        турпоходы.

  1. Работа с семьёй:

а)консультации        и семинары-практикумы для родителей;

б)групповые        и общие родительские собрания;

в)просмотр        родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;


г)совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий.

  1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкальноритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
  2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходимо частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
  3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
  4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой- калорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала
  5. Моторная плотность физкультурных занятий и упражнений гимнастики в сочетании с фольклорном материалом может достигать 80 %.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дот —нь(х умрйЖй гниях является физкультурные занятия. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием(например, общеразвивающее упражнение «КОЛОБОК»)дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребёнок идёт твёрдым шагом - «волк идёт», с гордой осанкой - «лиса - всему краса».

В работе дошкольных упражнений рекомендуют использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.

1. Двигательно-творческие занятия, основные на одном из видов устного народного творчества - потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполни обрезвивающего упражнения «Совушка -


сова» (и.п. - основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешки:

Совушка - сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому рекомендуют подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.

Для выполнения общеразвивающего упражнения «ЗМЕЙКА»

(и.п. - сед на пятках, кисти в замок: медленно вставать на колени - потянуться) можно использовать загадку.

Вьётся, извивается,

На солнце переливается.

Как зашипит,

Убегать всем велит.

Отгадав, загадка про белку:

Быстрый, маленький зверёк,

По деревьям скок - поскок,

Дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижение вперёд.

При проведении основных движений рекомендуют использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «КОЛОБОК» . «Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания!» «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.

На таких занятиях можно использовать 10-15 петешек или загадок «двигательного характера». Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например «Теремок», «Гуси-лебеди», и волшебные сказки: «Царевна - лягушка» и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С.Я. Маршак «Кошкин дом», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.

2. Сюжетные физкультурные занятия с «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в


заключительной части физкультурного занятия « У бабуси гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

Я га-га-га-голосист!

На занятиях могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия («Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка»).

  1. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок-золотой гребешок».

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (рус.нар.ск. «Заюшкина избушка».)

В инсценировках и играх драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятия «Строим теремок для зверей», «Зайкины слезы», «Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

  1. Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле берёзонька стояла». А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающее упражнение «Красны девицы». Это занятия на темы: «Русские узоры», «Праздничный концерт» и т. д..
  2. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе


можно использовать такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т.д.. Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок, например, занятия «Делу время - потехе час», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и другие.

  1. Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, «Здоровому все здорово», «Кто долго жует, тот долго живет», «Грязнулю всегда выручает ... (вода)».
  2. Интегрирование физкультурные занятия. Эти занятия рекомендуются проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания («Сердце и его работа», «Малыши - крепыши», «Сигналы тревоги» и т.д.)

С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре необходимо повторять занятия не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.

В дошкольных учреждениях также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки- загадушки» и др.

Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.

Педагог, творчески используя фольклор как эмоциональнообразное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование русских народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный материал возможно использовать при планировании проведения консультации для родителей детей дошкольного возраста....

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продук...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Организация проблемных форм работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию посредством реализации проекта

Организация проблемных форм работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию посредством реализации проекта...

Кейс - технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и её использование в экологическом воспитании дошкольников.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры   необходимо воспитывать с ранних лет. Стремительная динамика современной жизни требует п...