Интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада на тему: «Хейро»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Туркасова Виктория Михайловна

Интегрированное занятие

в подготовительной группе детского сада

на тему: «Хейро»

(коммуникация, физическая культура,

познание, художественное творчество)

Цели: познакомить с праздником «Хейро»; углубить и

обобщить знания детей о народах севера, их быте и деятельности.

прививать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_turkasova_integrirovannoe_zanyatie_heyro.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №5 Норильчонок»

Интегрированное занятие

в подготовительной группе детского сада

на тему: «Хейро»

(коммуникация, физическая культура,

познание, художественное творчество)

Воспитатель: Туркасова Виктория Михайловна

                                            Норильск, 2016

Программные задачи:

Цели: познакомить с праздником «Хейро»; углубить и

обобщить знания детей о народах севера, их быте и деятельности.

прививать любовь к родному краю.

Образовательная «Коммуникация»

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. Развитие связной диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Физическая культура»

  1. Формирование потребности в ежедневной двигательной активности;
  2. Закрепление умения соблюдать заданный темп в ходьбе.

Образовательная область «Познание»

  1. Расширение и уточнение представлений детей о предметном мире.
  2. Расширение представлений детей о родном крае и его особенностях;
  3. Формирование элементарных представлений об истории человечества

           через  знакомство с легендами народов мира.

Образовательная область «Художественное творчество»

  1.      Развитие продуктивной деятельности детей (аппликация);
  2. Развитие декоративного творчества детей;
  3. Умения создавать узоры по мотивам народных  орнаментов.

Материалы:  Простой карандаш, ножницы, клей, шаблон узора  «Уши зайца», «Фон» полоски цветного картона.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он – Таймыр. Про него еще говорят: «Таймыр - край удивительный». В этом крае и праздники удивительные. Ребята поговорим сегодня о празднике «Хейро».

Хейро – праздник северных народов, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. Этим словом называют «солнце» сразу на  нескольких языках. Празднуется он как правило, в январе, когда диск солнца появляется над горизонтом.

Праздник символизирует начало новой жизни. В этот день жители, одетые в традиционные  национальные костюмы собираются возле костра. Здесь начинается магический танец Хейро. Люди, взявшись за руки, водят хоровод вокруг костра по часовой стрелке, выкрикивая «Хэйро».

            Этот праздник собирает всех жителей, они собираются своими многочисленными семьями. Устраивают соревнования по национальным видам спорта. Мужчины и женщины участвуют в перетягивании палки, метании топора на дальность, метании хорея – это палка для управления оленями. Праздник помогает общаться молодежи, а также предавать традиции от старших к младшими.

Давайте и мы с вами встретим солнышко, веселыми играми. Сыграем в долганскую подвижную игру «Хейро». Вставайте в круг,  и беритесь за руки.

(Дети становятся в круг, держась за руки, идут по кругу приставным шагом, делают взмахи вперед-назад, громко говорят: «Хейро!». Ведущий («Солнце») сидит на корточках в центре круга, по команде «Раз, два, три! Солнышка гори!» встает. Дети разбегаются. Кого поймал ведущий, не продолжают игру. По команде "Раз, два, три - в круг скорей беги!" ведущий возвращается в круг. Игра продолжается. Дети играют 2-3раза).

Воспитатель: Коренные жители Таймыра живут в тундре, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Это – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят столько рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.

        Культура народов Севера очень разнообразна, очень много сложено об этом мифов и легенд, все они неразрывно связаны с природой.

Давайте  отправимся в путешествие  по Легендам народов севера. А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.

Воспитатель: Послушайте ребята первую легенду:

Озёра и реки

Озёра без края –

Ковши голубые,

Вода голубая.

Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в нашей тундре все водоемы.

А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.Енисей, р.Норилка, о.Таймыр.)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в  следующую игру «Один – много». Мы будем путешествовать  по тундре на лыжах, давайте представим, что мы надели лыжи. Шаги у нас будут получаться какие? (ответы детей) Правильно, скользящие. Я буду идти впереди вас, называть один предмет, а вы много.  

-Я вижу сову, вы видите (ответы детей, «Сов»).

-Я вижу оленя, вы видите (ответы детей, «Оленей»).

-Я вижу куропатку, вы видите (ответы детей, «Куропаток»).

-Я вижу волка, вы видите (ответы детей, «Волков»).

-Я вижу медведя, вы видите (ответы детей, «Медведей»).

-Я вижу зайца, вы видите (ответы детей, «Зайцев»)

-Я вижу чум, вы видите (ответы детей, «Чумы»)

-Я вижу оленевода, вы видите (ответы детей, «Оленеводов»).

Молодцы ребята, вы не разу не ошиблись, называли окончания слов правильно и четко.

Воспитатель: А теперь ребята послушайте  легенду: «СОЛНЦЕ И ЛУНА»

В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Хейро (Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.

Воспитатель: А теперь посмотрите ребята на иллюстрации традиционной одежды коренных народов Севера.

Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям,  для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб.

        

Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур. Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.

Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Раньше мастерицы вышивали белым подшейным волосом оленя, постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки. Вышивка сочеталась с мозаикой и  аппликацией, для украшения применялись меха разных цветов, бисер, цветное сукно, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики. Украшали одежду меховой, бисерной мозайкой, с помощью различных орнаментов. Каждый орнамент имел свое название: дети, уши зайца, два крючка, макушка чума, кедровые ветки, рога быков. Орнамент составляют из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Сначала их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки.

Давайте же ребята, и мы с вами попробуем сделать узор под названием: «Уши зайца», сначала по шаблону нужно перевести узор на светлую и темную бумагу, затем аккуратно ножницами вырезать его, и приклеить на подготовленную полосу картона.

     

Вот и подошло  к концу наше занятие Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Транспорт".

Интегрированное занятие на тему "Транспорт". Занятие рассчитано на детей подготовительной группы массового детского сада. Проведено и подготовлено занятие учителем - логопедом и воспитателем группы....

Интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада "В гости к гному Эконому и фее Экологии"

Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление, пробуждать здоровый интерес к деньгам; познакомить с элементарными экономическими понятиями: «экономика», «накопление», «товар»,...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада "Мой любимый город"

Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной.Задачи:-Расширять представления детей о родном городе;-Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;-Учить детей рисовать большой до...

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада. Тема: "Весна"

Данное итоговое занятие поможет воспитателю без особого труда продемонстрировать  знания детей подготовительной группы, полученные в течение учебного года. Так же НОД способствует обучению детей ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада "Перелетные птицы".

Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт). Задачи: - закрепить умение делить птиц на перелётны...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: приобщ...