Открытое интегрированное занятие в старшей группе детского сада на тему: « Путешествие по зимнему Донскому краю»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Коваленко Оксана Викторовна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему:

 « Путешествие по зимнему  Донскому краю»

Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему:

 « Путешествие по зимнему  Донскому краю»

Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи:

Образовательная:

-формировать представление воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;

-формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;

— дифференцировать понятия край — страна;

Развивающая:

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;

-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Воспитательная:

-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению

Материал:  изображение Донского края, флаг, герб Ростовской обл.; картинки: казак, казачка, курень;  картинки одежды; иллюстрации птиц, рыб, реки Дон; картинки для игры «Животные Донского края», фонограммы; ватные диски; на каждого ребенка флаг Ростовской обл. в разрезе.

 

Ход занятия

-Ребята, вы любите путешествовать? Я вас приглашаю в путешествие.

-На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А  как мы можем охарактеризовать нашу страну, какая она Россия?

(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

– Россия – наша Родина.

 Родина...  Родной край — это земля, где в свое время появился ты на свет. Она любима навечно. Поэтому человек всегда помнит свою единственную, любимую и неповторимую родину.

     Страну свою мы с уважением называем Родиной, а место, где были рождены, родным краем, нашей малой Родиной.

       Наша малая Родина – Донской край.

 ( Ростовская обл.г.Зерноград).картинки с изображениями края.

Мы родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

-Отгадайте мою загадку:

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима)

-Верно, зима. И мы с вами сегодня отправимся путешествовать по зимнему Донскому краю. Я знаю, что Люба знает замечательное стихотворение, которое называется:

 « Зима на Дон вернулась»

Вновь вернулась зима дорогая,
Она не хочет наш Дон покидать...
Притрусила, снежку здесь играя,
Стала тишь и опять благодать.
Нарядила сосну снег роняя,
Чтоб красу было лучше видать...
Поспешим в лес скорей дорогая,
Красу леса родного встречать.

-Вот как красиво описывает зиму на Дону поэт.

-Итак, пора отправиться в путешествие по Донскому краю. Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам необходимо одеться и собраться в путь.

( Вывешиваю картинки: шапка, шуба, сандали, коньки, кепка, сапоги, санки, лыжи)

-Посмотрите, что нам необходимо одеть и что мы можем взять с собой в путешествие?

Игра «Одевалочка»

 Мы отправляемся в путь на лыжах.(Идем)

Итак, первая остановка “Государственная”

Ростов – на – Дону  - главный город Донского края, областной центр(показываю фото города). Был основан в 1749 году на месте крепости. Ростовская область имеет свой герб, флаг и гимн.

 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0eda/0004c9c9-b5ab4def/640/img2.jpg

 Флаг Ростовской области  представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – синего, средней – жёлтого, нижней – алого цветов и вертикальной полосы белого цвета, расположенной вдоль древка. Цвета флага символизировали белый- единство трёх народов (синий — донских казаков, жёлтый — калмыков, красный — русских,), живших на Дону.

http://www.novoshakhtinsk.org/upload/iblock/12b/12b24c4ad3d54ee9bf336e27e9bc4ff6.jpg

Показываю герб области, говорю о нем:

-В центре герба, щит, на голубом фоне, мы видим изображение красной крепостной стены с тремя башнями. Под стеной мы видим золотой колос, накрытый сверху голубым волнистым поясом. По бокам расположены исторические донские регалии.

- Удерживает щит двуглавый орел, каждую из голов которого венчает Российская императорская корона. Посредине орел увенчан большой Российской короной с лазоревыми лентами на ней.

- Герб и флаг Ростовской области неразрывно связаны друг с другом.

Я предлагаю вам собрать флаг нашей области из разрезных частей (собирает флаг области каждый ребенок) .

-Послушайте, как звучит гимн Ростовской области.

-Вот мы познакомились с символами Донского края.

-Отправляемся в путь дальше.

Остановка Речная.

Самая крупная река Ростовской области река-Дон (показываю фото),( звучит фонограмма реки)

Эту реку иногда называют Тихий Дон, как вы думаете, почему? (Река течет спокойно, не бурлит)

Река Дон- большая, широкая, полноводная, с довольно сильным течением,  с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

 Река замерзает, но не каждую зиму. Корабль во льду

В реке Дон обитает очень большое количество пресноводных рыб.

-Каких рыб вы знаете?

-Щука

-Толстолобик

-Карп

-Сом

-Белый амур

-Карась

-Красноперка

-Лещь и много других рыб. (Показываю картинки)

-Вот какое большое количество рыб обитает в Дону.

-Пора отправляться в путь дальше.

-Большая часть нашего донского края-это бесконечные поля, холмистые равнины, степи, но есть в нем и леса.

Следующая наша остановка называется  Лесная.( звучит фонограмма леса)

-Вот мы и попали с вами в лес.

-Становитесь в круг и подышите лесным морозным воздухом: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

- Лес- это огромный зелёный дом для зверей , птиц !В лесу много деревьев, кустарников. Лес это зелёное богатство, которым нужно гордиться, и беречь его.  

-Сейчас я хочу узнать, знаете ли вы, какие животные живут в лесах донского края:

Игра «Животные Донского края»: (вывешиваются картинки, дети называют лишнее животное)

-Еще у нас в лесах живет большое разнообразие птиц, угадайте их, если вы правильно отгадываете птицу, то услышите ее пение:

1.Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.) Включается фонограмма «Щебетанье птиц»

2.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.) Включается фонограмма «Щебетанье птиц»

3.Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел) Включается фонограмма «Щебетанье птиц»

4.Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это (Синичка) Включается фонограмма «Щебетанье птиц»

5.Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.) Включается фонограмма «Щебетанье птиц»

6.Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (Ворона) Включается фонограмма «Щебетанье птиц»

Лес  и степи– это наше богатство. Давайте беречь природу.

-Нам пора отправляться дальше в путь.(идем на лыжах)

Остановка Гостевая.

-Нас приветствуют казак и казачка, это жители Дона.

-Кто такой казак?

-Казак-это воин, защитник границы. А в быту это еще и охотник, рыболов и земледелец. В дону казаки ловили много рыбы из нее варили уху. Рыбу жарили, сушили. Еще они сеяли пшеницу и ухаживали за домашними животными.

-Казачки тоже без дела не сидели. Растили детей, были рукодельницы. А еще они любили водить хороводы.

-Казаки гостеприимный народ. Любили собираться за общим застольем, принимать гостей. В старину говорили, что чай можно пить с медком да с крендельком. Гостей всегда встречали караваем.

-Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

 Жилище казака называлось «курень».  Курень - по-монгольски значит «круглый». Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел.

Чуть позже   курень стал  больше похож на избу русских крестьян или на хату украинцев.

У богатых казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. А потом какие стали строить дома. Потом дома стали строить из дерева и камня.

-Дети казаков любили различные зимние забавы: играть в снежки, лепить снежную бабу, кататься на коньках, кататься на санках с горки.

-  Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках  с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?

- Вы будите отвечать на мои вопросы, а из ваших ответов будем строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. ( прикрепляем снежки из ваты на доску).
- Начинаем:
ЗИМА какая?
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая

Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Искристый
Хрустящий
Серебристый
Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное Новогоднее
Грустное
Шаловливое Хорошее
Прекрасное
Плохое
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

-Скатимся с горки?

-Дыхательная гимнастика «Катание с горки». И. п.: о. с. 1 – присесть, вдох носом. 2 – на выдохе произнести «У-у-у-у-х!». Повторить 3-4- раза.

С горки прокатились, а теперь пора нам возвращаться домой.

Итог.

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

-Ребята, что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия?

-Как называется главный город Донского края, как называется главная река?

-Мне было очень интересно с вами , и мы еще ни раз отправимся с вами в увлекательные путешествия.

https://filed7-23.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F6209%2F86441892.2c6%2F0_9adc3_4cbd118f_orig.jpg&mw=&mh=&sig=b23eb5bf18bf352daf4527a5fdb97b83