Доклад "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Екатерина Александровна Смирнова

Доклад "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_sredney_gruppe.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание в средней группе»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство – это период, когда у ребенка появляется потребность в самостоятельной деятельности, формируются осознание собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе, о семье и родной земле и стране. Именно в этом возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно осуществляться совместными усилиями дошкольной образовательной системой и семьей.

Что же такое духовно-нравственное воспитание? Это, прежде всего любовь к маме, родным, к Родине, любовь к природе, уважение к другим людям, сверстникам, уважительное отношение к народным традициям и творчеству.

Духовно-нравственное воспитание – это очень долговременный процесс. Он предполагает внутреннее изменение каждого ребенка, которые может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» и включает в себя все образовательные области.

Основной задачей духовно-нравственного воспитания  дошкольников в ДОУ является воспитание духовно-нравственной личности, посредствам осознания принадлежности к семье, к детскому саду, к малой Родине и стране, приобщения к  народному творчеству и традициям русского народа.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой в работе с детьми:  

  1. Расширять представления о культуре, праздниках и народных традициях русского народа.
  2. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  3. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, к малой Родине, к родной стране.
  4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  5. Вовлекать родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

В самом начале учебного года мы продумали план совместной работы.

Предложили мамам и папам, дедушкам и бабушкам проявить свою инициативу. Познакомили родителей с «уголком семьи», рассказали об играх для того, чтобы родители узнали, что жизнь ребенка, отношение друг к другу, могут стать содержанием детских игр.

Был изготовлен стенд семейных фотографий, оформленный в виде «Семейной мозаики», это и было знакомство с семьей каждого ребенка.

Проведено специальное занятие на тему «Как я помогаю маме», тогда каждый ребенок мог понять, что и других детей есть своя семья, что все родные любят и заботятся друг о друге.

Для стимулирования активности детей, для того чтобы они больше интересовались настроением, самочувствием родных людей мы создавали проблемную ситуацию: «Почему мама рассердилась на свою дочку» – предлагали поиграть, представить, что мама пришла с работы, а игрушки все разбросаны, в комнате беспорядок (заранее это было сделано в игровом уголке), детям были предложены вопросы:

  1. Какое может быть настроение мамы, покажите?
  2. Почему у мамы плохое настроение? Чтобы вы сделали, чтобы мама улыбнулась? И др.

В повседневной жизни используем разные виды деятельности:

  • Кукольный спектакль «Мишкина семья», инсценировка сказки «Три медведя» (с целью закрепления понятия «семья», знание о членах семьи), «Репка» (дружная семья справится с любыми трудностями).
  • Игра-занятие «Семье Зайкиных пришло письмо» (с целью закрепления самого слова «фамилия», знакомство с адресом: любая семья живет в доме, все вместе, у них есть соседи, это тоже семья, они живут в другой квартире).
  • Праздники «День семьи», «8 марта», «23 февраля». Спортивный  праздник «Мама, папа, я  - спортивная семья».
  • И конечно поделки подарков мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Также чрезвычайно важно любая совместная трудовая деятельность детей и взрослых – прежде всего своей мотивационной основой – я вместе с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, мы помогаем друг другу. Именно здесь можно узнать много интересного друг о друге.

Мы разработали комплекс мероприятий для сближения детей и родителей, стимулирования активности, творчества ребенка, желания показать себя, осознания своей значимости.

Наша совместная работа с родителями даст большое душевное тепло детям, поможет им понять, что такое доброе, сердечное отношение в семье, а они не забываются на протяжении всей жизни.

В течение учебного года нами запланированы следующие мероприятия:

В сентябре:

Совместная подготовка к учебному году.

Для родителей в приемной представлена наглядная информация в виде статей: «Режим дня», «Интересные занятия», «Памятка родителям», «Учите и читайте вместе с нами», «Нам 4 года», «Объявления».

Цель: нацелить, приобщить родителей к активности, совместной работе в новом учебном году.

Фоторепортаж «Воспоминания о лете».

Выставка фоторепортажей.

Цель: поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Родительское собрание «Азы воспитания. Духовно-нравственное воспитание».

Статьи: «Роль семьи и детского сада в формировании личностных качеств ребенка», «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника». Знакомство с комплексом мероприятий в детском саду, с задачами на год.

Цель: ознакомление родителей с планом работы на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот учебный год.

В октябре:

День добрых дел «Наши меньшие друзья!». 

Статьи: «Кормушки и как их делать!», «Домики от ветра!» и т.д.

Основной целью, которого является привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочению детского и взрослого коллектива.  

Далее с детьми необходимо выбрать место для кормушек и их установка.

Круглый стол «Воспитываем добротой». Родительский форум «Поговорим о нравственности». Для этого используются семейные фотографии «От улыбки хмурый день светлей!»; памятки для родителей «Искусство наказывать и поощрять», «Как правильно общаться с детьми».

Цель: познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми.

В ноябре:

«Презентация мяча!» (совместно с родителями).  

Объявление о дне мяча и статьи «История мяча», «Национальные игры!».

Цель: дать знания детям и родителям об играх с мячом разных народов, их разном виде, особенностях игр с ними. Развивать ловкость, воспитывать уважение к традициям разных национальностей в подвижной игре.

Предварительно с детьми изготовить из лоскутов с наполнителем мячи разных национальностей.

Родителям предложить советы по отработке игровых моментов с детьми мячом.

Спортивный праздник с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья» (к неделе здоровья).

Для родителей изготовить приглашения, выставить литературу об охране здоровья; статья «Наши привычки – привычки наших детей».

Цель: приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

Фоторамка: «Портрет моей мамочки» (ко Дню матери)

Выставка творческого оформления рамок – самоделок с папами для мамочек! Групповая газета «Для мамочек!», статья «Как оформить фоторамочку!».

Цель: порадовать в день матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками. Приобщение пап к работе группы, трудовому, эстетическому воспитанию детей.

В декабре:

Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!», «Как организовать выходной день с ребенком».

Вывесить предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребенком.

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!», «Играем дома» (картотека игр для родителей), статья «Активный отдых!».

Цель: поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе.

Родительское собрание «Правовое воспитание»

Статьи для родителей: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя!», «Способы открыть ребенку свою любовь!», «Искусство быть родителем!», «Понимаем ли мы друг друга?». Индивидуальные беседы по вопросам родителей.

Цель: познакомит родителей с Декларацией прав ребенка, Всеобщей Декларацией Прав человека, дать знания о правовом воспитании детей.

Конкурс новогодних поделок.

Объявление о конкурсе. Папка с советами по изготовлению некоторых поделок. Статьи «Сделай сам!», «Вторая жизнь вещей!». Индивидуальные советы по участию в конкурсе.

Цель: приобщать малоактивных родителей к совместной деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать сплоченность.

Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!»

Статьи для родителей «Как встретить Новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех С Новым годом.

Цель: развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплоченность.

В январе:

Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке.

Фотостатья «Как и что можно построить для зимних игр!», объявление-приглашение.

Цель: развивать желание родителей и детей в совместной деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.

Марафон «Добрых дел мастера»

Объявление о марафоне, поощрение – снежинки, возможный перечень добрых дел, календарь марафона, разъяснение родителям важности всеобщего участия в марафоне для детей, ответы на родительские вопросы.

Цель: приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.

Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

Статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра!». Пополнение сюжетно-ролевых игр в группе пособиями.

Цель: познакомить детей с разновидностью игр – сюжетно-ролевой, и дать знания об ее ведении, материалах, задачах.

Театрализованная деятельность – презентация театров «Вчера в семейной гостиной!».

Статьи «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?», «Как изготовить самим кукольный театр», поход в кукольный театр в детском саду.

Цель: приобщение семьей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплоченность.

В феврале:

Тематическая выставка «Рисуем вместе с папами»

Статьи «Растим будущего мужчину», «С помощью чего можно рисовать!», советы по организации выставки.

Цель: приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявлять творчество, активность.

Фотовыставка «Наши замечательные папы».

Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества. Создание открыток для пап, дедушек с 23 февраля.

Цель: развивать желание порадовать пап, дедушек своими открытками, поздравлениями, рисунками.

Масленица.

Приглашение, статьи «Проводы зимы!», «Вкусные блины», сбор соломы для масленицы.

Цель: приобщать родителей к празднованию русского традиционного праздника - Масленицы.

Дружеская встреча «Спорт, игра, дружба».

Приглашения, билеты, спорт-девиз.

Цель: продолжать приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни, развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело, энергично; воспитывать желание порадовать пап своими умениями.

В марте:

Тематическая выставка поделок и рисунков «Рисуем вместе с мамами».

Статья «Растим будущую женщину», «Новые изобразительные техники для творчества», советы по организации выставки,

Цель: приобщение мам к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявлять творчество, инициативу.

Выставка «Самые обаятельные и привлекательные!»

Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники»

Цель: развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Дружеская встреча «Моя мама – лучше всех» (совместный игровой досуг)

Приглашения, подбор и разучивание стихов.

Цель: провести веселый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным.

Проект «Сказка для всех».

Приглашение на театрализованный вечер с участием детей и родителей, оформление проекта. Изготовление атрибутов, подбор музыки и сказок.

Цель: приобщать семьи к театру, развивать желание поучаствовать в совместной театрализованной деятельности. Воспитывать активность и любовь к театру.

В апреле:

День смеха.

Создать совместно с детьми «Смешная газета!», «Смешинки от детей!». Подбор смешинок, случаев, фото т .д.

Цель: продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе  и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

Музыкально-спортивный праздник на улице «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем!».

Статья «Как уберечь ребенка от травм» (профилактика детского травматизма). Консультации о профилактике заболеваемости и об использовании физкультуры и закаливания дома.

Цель: развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях, воспитывать заинтересованность и инициативу.

Недельная акция «Зачем человеку детство»

Устный журнал для родителей, с высказываниями известных отечественных педагогов. Выставка «Наши таланты». Статья «Это интересно знать!». Индивидуальные беседы по вопросам родителей.

Цель: познакомить родителей со значением периода детства в развитии личности. Задуматься об особенностях и закономерностях развития ребенка дошкольного  возраста. Научить родителей видеть основные закономерности развития ребенка. Привлекать внимание родителей к детской субкультуре.

День открытых дверей для родителей.

Статья «Как предупредить весенний авитаминоз», фотоотчет «Наши успехи в день открытых дверей».

Цель: познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность понаблюдать своего ребенка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес воспитательно-образовательному процессу.

В мае:

Итоговое родительское собрание «Как повзрослели  и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей».

Статьи «Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год», «Что должен знать и уметь выпускник средней группы», «Как организовать летний отдых детей», «Летний санбюллютень». Индивидуальные беседы по диагностике.

Цель: дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

«День именинника» (ко дню семьи).

Фотогазета «Настоящие золотые рыбки».

Цель: сплотить на совместном развлечении коллектив группы и поздравления всех именинников. Получить положительные эмоции от встречи.

«Семейное путешествие».

Статьи «Живой отдых!», «Как организовать удачное лето?», «Бывает ли отдых интересным и полезным!?».

Цель: привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями, воспитателями.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Статьи «Наши зеленые друзья», «Клумбы радости»,  «Зеленый уголок у дома».

Цель: привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Проект по физическому воспитанию в детском саду.За здоровьем в детский сад

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

«Художественно – эстетическое воспитание в детском саду средствами детской мультипликации»

Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личн...