конспект занятия П.И Чайковский балет "Щелкунчик"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лебедева Наталья Эдуардовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_shchelkunchik.docx149.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида Детский сад №8 «Зоряночка»

                                                                                                                                                       

                                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                            

                                                                                                           Заведующий МБДОУ д/с №8 «Зоряночка»

                                                                                                                        _________________ Месикова С.Ю.                                                                                                                              

                                                                                   _____________________

                     Конспект

        Музыкального  занятия по теме:

      П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»

      для  детей  подготовительной группы

            C:\Users\777\Desktop\76794205.jpg                                                           

                                                                        Музыкальный руководитель

                                                                                    Высшей квалификационной категории

                                                                        Лебедева Н.Э.

                                                                                                

                                                  г. Ессентуки

                                                         2016 г.

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, совершенствование музыкально-ритмических движений, развитие творческих способностей,

Задачи:

- Познакомить с  музыкой и сюжетом сказки, знакомить с вальсами из балета.

- Чувствовать характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.

- Передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях.

- Пополнять знания детей о балете

- Развивать коммуникативные навыки

- Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов.

АктуальностьСказка Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" заслужено считается классикой детской литературы, занимая почетное место среди творений Г. Х. Андерсена, Ш. Пьеро, А. Милна и других писателей, чьи персонажи знакомы каждому ребенку.

"Щелкунчик" был написан в 1816 году и до сих пор пользуется неизменной популярностью. Эта сказка - о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.

Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. По мотивам "Щелкунчика" был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением. Во многих странах режиссеры используют данную постановку в своих спектаклях.

Ход занятия: Под музыку «Вальс цветов» П. Чайковского дети парами входят в зал и рассаживаются на свои места.

Музыкальный руководитель:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней –

Не вспугнуть бы нам его!

Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что в Новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких ночей описана в сказке Э. Гофмана «Щелкунчик», а музыку к этой сказке сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский.

Мы с вами уже много раз слушали разные произведения Петра Ильича Чайковского. Сегодня я вас познакомлю с музыкой и сюжетом сказки-балета «Щелкунчик». Это прекрасная музыка рассказывает про новогоднюю ночь и события, которые происходят с героями сказки.

Ребята, что такое балет?

Дети«Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

Муз. руководитель: Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.

А кто же такой ЩелкунчикЩелкунчик – это деревянная игрушка, которая умеет щёлкать орехи. Так что же случилось с этим деревянным человечком и другими героями сказки в эту Новогоднюю ночь?

Действие первое

Украшение и зажигание елки

Действие происходит в старинном немецком городке в начале 19 века. Вечер. Накануне рождества на улице оживлённо и празднично. Ярко освещён дом Штальбаума- у него ожидается много гостей. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Среди приглашённых на ёлку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей – Дроссельмейер. Первыми появляются родители и, увидев, что к празднику всё готово, начинают кружиться в танце, словно в детстве. Наконец, в гостиную входят дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.

Представьте себе, нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное.

Звучит «Марш»

Музыкальный руководитель: Какой это марш по характеру?

Дети: Весёлый, шуточный.

Музыкальный руководитель: Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, легко.

После раздачи подарков начинаются танцы.

Выход Дросельмейстера.

Последним приходит Дроссельмейер в маске. Он может оживлять игрушки. Но когда он снимает маску, Мари и Фриц узнают своего любимого крёстного. Он дарит Мари куклу, а её брату – солдатика.

Мари хочет поиграть с подаренными куклами, но их уже убрали. Мари огорчена. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика – куклу, которая может раскусывать орехи (щипцы для колки орехов в форме солдатика). Новая игрушка особенно нравится Мари, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Мари с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Мари поднимает своего любимца и старается утешить его.

Отъезд гостей. Ночь

Детям пора спать. Мари просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково - «сонной» музыке звучит тема колыбельной Мари.

Звучит «Колыбельная».

Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Мари хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Она взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Сражение.

Вдруг под предводительством Мышиного короля появляются мыши. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой с ними, но армия мышей превосходит армию солдатиков.

(Мальчики исполняют «Танец солдатиков» под «Марш» из балета «Щелкунчик»).

Мари в отчаянии снимает с себя туфельку и бросает её в Мышиного короля. Он убегает вместе со своей армией. Солдатики победили! Они на плечах несут Мари к Щелкунчику. Вдруг лицо Щелкунчика начинает меняться: он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство.

Действие второе

Вальс снежных хлопьев

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю девочкам исполнить «Танец снежинок».

(Девочки исполняют «Танец снежинок»).

Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальный характер соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Мари. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Дворец сластей Конфитюренбур

Королевство, куда отправились Мари и принц было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену. В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Мари. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.

Звучит «Танец Феи Драже».

Музыкальный руководитель: Какая эта музыка?

Дети: Волшебная, нежная.

Музыкальный руководитель: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Прибытие Мари и Щелкунчика. Дивертисмент

По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Мари и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. Композитор описал эту сцену так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Мари и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и ведомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Дельфины выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».

Итак, в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Принц танцевал с Мари.

Муз. руководитель: Ребята, послушайте эту музыку! Какая она?

Звучит «Танец Мари и принца».

Дети: Музыка радостная, нежная!

Музыкальный руководитель: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали.

Звучат на празднике и несколько других танцев.

Шоколад: испанский танец

Испанский танец (шоколад)- быстрый, задорный, заводная, слышны щелкания кастаньет. Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.

Кофе: арабский танец

Арабский танец (кофе)- медленный, плавный, нежный. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок, слышен слегка играющий бубен.

Чай: китайский танец

Китайский танец (чай)- игривый, прыгающий, шуточный Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.

Трепак: русский танец

Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.

Музыкальный руководитель: Под воздействием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленьких изящных бабочек и кружиться над цветами. Я предлагаю вам превратиться в бабочек и полетать над цветочной поляной в ритме вальса.

Дети танцуют под «Вальс цветов» (импровизация).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана«Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам понравился больше всего?

Дети: Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогала Щелкунчику победить мышиного короля.

- А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.

- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.

(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского.  Происходит знакомство с одним из вид...

конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"

конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....

Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского

          Конспект занятий по слушанию музыки  П.И.ЧайковскогоМузыкального руководителяДОУ № 62 Красносельского района Санкт – ПетербургаКарелина Я.Н....

Конспект занятия «Поездка на ярмарку» по Детскому альбому П.И.Чайковского для детей старшей и подготовительной группы

Конспект занятия «Поездка на ярмарку»по Детскому альбому П.И.Чайковскогодля детей старшей и подготовительной группы...

Конспект занятия: Знакомство с фортепианной пьесой П.Чайковского "Октябрь". Занятие для детей подготовительной группы.

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы. В прошлом году дети слушали несколько пьес из "Детского альбома". Основная цель этого занятия, продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайков...

конспект занятия "Детям о Чайковском"

В конспекте в доступной форме рассказывается о творчестве композитора П.И.Чайковского...