РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Евгения Николаевна Сухачева

Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих способностей в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_suhacheva_e.n.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Сухачева Евгения Николаевна,

воспитатель                                       

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих способностей в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, игра-драматизация.

Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство познания и всестороннего развития. Взаимодействуя с персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей. Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы - формируется воля, выдержка и самоконтроль; ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия. В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях. Таким образом, можно сказать, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы в развитии речи детей. На сцене ребёнку приходится сосредотачивать внимание и сравнительно долго удерживать его, что способствует развитию произвольности внимания, умения концентрироваться на определенном эпизоде. С развитием внимания дети получают возможность направлять свое сознание на основные черты сюжета литературного произведения, на черты характеров героев. Не менее важным является формирование в дошкольном возрасте произвольной памяти. Дети запоминают текст своей роли, последовательность действий, знают, когда приходит их очередь вступать в диалог. Ребенок учится ставить перед собой мимическую задачу и искать пути ее реализации. Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор, представления детей об окружающей действительности, что способствует развитию познавательной сферы у ребенка. Через театрально-игровую деятельность закладываются этические и нравственные основы сознания, где  ребенок учится видеть, прекрасное в жизни. Особенной ценностью театрализованной деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ФГОС, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательной деятельности. Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области: познавательное развитие-углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор; речевое развитие-происходит развитие всех сторон речи, активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дошкольники учатся выстраивать диалоги; чтение художественной литературы-через знакомство с художественными произведениями различных жанров, происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; художественное- эстетическое развитие-в процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, у дошкольников происходит развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Посредством слушания и обсуждения народной, классической, детской музыки, совместного пения, игре на музыкальных инструментах, у воспитанников развиваются музыкальные способности, способность эмоционально воспринимать музыку, происходит приобщение к музыкальному искусству. Малыши включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения. Но чтобы ребенок дошкольного возраста проявил способности к театральному творчеству необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать определенные знания и умения. 
              Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы стремимся к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально–исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально–эмоциональному развитию детей.

 Содержанием занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейший методический принцип в данном случае-практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо пытаемся выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному, или рассказанному. Но ни в коем случае не навязываем свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, превратив его не только в зрителя. Стараемся не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, исходим из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

 Различные формы организации театрализованной деятельности способствуют развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения. Ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держать себя в обществе.

Литературные источники

  1.   Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр — творчество — дети» М.: Просвещение, Владос, 1998г.
  2. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду». Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: Просвещение, Владос, 1995г.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я, Степина Н.М. «В мире детских эмоций». Генезис Москва 2010г.
  4.  Кряжева Н. Л. Пособие для практических работников ДОУ. Развитие эмоционального мира детей. «Вместе учимся, играем».
  5. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Совершенство, 1998
  6. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина «Тропинка к своему я», Генезис Москва 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"

В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать  месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...

конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

Встреча с героями сказок - театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная игровая деятельность с детьмии старшего дошкольного возраста...