Предметно пространственная среда – фактор эффективной реализации современных образовательных технологий
методическая разработка (старшая группа) на тему
Организация развивающей предметно пространственной среды – одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организации предметно пространственной среды.
Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот, образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно - пространственной среды.
Использование методического подхода – комплексного применения технологий экспериментирования, моделирования, ИКТ в работе с детьми - позволяет более качественно, интересно, и на современном уровне формировать представление детей о природе, раскрывать все ее тайны и законы, а так же бережно ее охранять.
Технология детского экспериментирования. Организация экспериментальной деятельности представлена в виде центров под названием «Веселая академия наук» и «Окно в природу».
Центр и лаборатория представляют собой мебельные модули со специально оборудованными стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования (мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д); микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе оборудованы подвижные уголки экспериментирования: легкие столы, мольберты, стеллажи на колесиках, мягкие модули.
При оборудовании этих центров учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность предлагаемого материала и оборудования;
- доступность расположения.
В центре «Окно в природу» открыта так называемая экологическая лаборатория.
Подбор оборудования, материалов, объектов в центр природы мы разместили в соответствии с возрастом, руководствуясь ФГОС и Санитарными Правилами и Нормами. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д., муляжи фруктов и овощей.
В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений.
Гербарий позволяет получить представления о многообразии мира природы родного края. Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят, отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников, наблюдательность, совершенствует их способность к анализу.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
Детская литература так же помогает закрепить у детей знания, которые они получают в процессе НОД по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как выводятся лягушки, как появляется цветок, как появляется птица и т.д.). В таких случаях на помощь и приходит детская литература, в которой поэтапно это показано в красочных иллюстрациях.
В центре «Веселая академия наук» дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт.
Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности.
Проводятся опыты с песком, песочными часами, водой, льдом, с магнитами, воздухом, солнечным светом и т.д. На стенде дети помещают результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок.
В центре вывешиваются правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, делаем тематические выставки.
Технология моделирования
Применяя дидактическое пособие «Минутки моделирования» мы используем следующие виды моделей:
предметные модели, которые воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений.
Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Предметно-схематические модели.
Наблюдая за животными и растениями, вместе с детьми обследуем объект, и выделяем на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, используем карточки-символы.
Выделяем функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначаем их схематическими моделями
Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.). С помощью картинок-моделей обозначаем условия жизни, потребности живых организмов.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство, в котором происходит развитие различных игровых ситуаций, так как макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда. Это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. В группе созданы макеты, связанные с природой. Это настольные макеты, плоские настенные макеты, мини-макеты, глобусы Земли и звездного неба, макет солнечной системы, луны.
Макеты стационарные и разборные - могут использоваться как в собранном виде, так и отдельными частями. Надо отметить, что все объекты (звери, насекомые, животные и др.) не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний. Например, макет - модель «На дне морском».
Позволяет более наглядно и образно познакомить детей с обитателями морских глубин. Информационно -компьютерные технологии
В Центре «ИКТ» размещены — ноутбук, магнитофон, микрофон, коллекция дисков.
Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде:
- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,
- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.
Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение логично, научно. ИКТ помогает детям на слух
воспринимать голоса животных, шумы природы и др.
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Рассмотрим на примере темы «Космос» использование данных технологий в комплексе.
Цель: формирование у детей знаний о космосе и воспитание бережного отношения к нашей планете.
В центре ИКТ дети совершили путешествие по солнечной системе. Ребята побывали в космосе, видя перед собой мультимедийную презентацию, с интересом слушали рассказ воспитателя.
В центре «Академия веселых наук» дети совместно с воспитателем провели ряд опытов
«Затмение солнца», «Вращение луны», « Солнце и Земля», «Солнечная система».
Далее в совместной деятельности взрослых и детей создавались макеты: макет солнечной системы, макет луны. Для более точного представления о небе, звёздах изготовлен настенный макет Солнечной системы.
Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение комплекса технологий, интегрирующих различные образовательные области, что значительно повышает эффективность экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_konferentsiya.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно пространственная среда – фактор эффективной реализации современных образовательных технологий
Доронина Елена Борисовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск Самарской области
СП «Детский сад № 19 «Колокольчик»
Организация развивающей предметно пространственной среды – одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организации предметно пространственной среды.
Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот, образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно - пространственной среды.
Использование методического подхода – комплексного применения технологий экспериментирования, моделирования, ИКТ в работе с детьми - позволяет более качественно, интересно, и на современном уровне формировать представление детей о природе, раскрывать все ее тайны и законы, а так же бережно ее охранять.
Технология детского экспериментирования. Организация экспериментальной деятельности представлена в виде центров под названием «Веселая академия наук» и «Окно в природу».
Центр и лаборатория представляют собой мебельные модули со специально оборудованными стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования (мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д); микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе оборудованы подвижные уголки экспериментирования: легкие столы, мольберты, стеллажи на колесиках, мягкие модули.
При оборудовании этих центров учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность предлагаемого материала и оборудования;
- доступность расположения.
В центре «Окно в природу» открыта так называемая экологическая лаборатория.
Подбор оборудования, материалов, объектов в центр природы мы разместили в соответствии с возрастом, руководствуясь ФГОС и Санитарными Правилами и Нормами. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д., муляжи фруктов и овощей.
В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений.
Гербарий позволяет получить представления о многообразии мира природы родного края. Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят, отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников, наблюдательность, совершенствует их способность к анализу.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
Детская литература так же помогает закрепить у детей знания, которые они получают в процессе НОД по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как выводятся лягушки, как появляется цветок, как появляется птица и т.д.). В таких случаях на помощь и приходит детская литература, в которой поэтапно это показано в красочных иллюстрациях.
В центре «Веселая академия наук» дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт.
Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности.
Проводятся опыты с песком, песочными часами, водой, льдом, с магнитами, воздухом, солнечным светом и т.д. На стенде дети помещают результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок.
В центре вывешиваются правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, делаем тематические выставки.
Технология моделирования
Применяя дидактическое пособие «Минутки моделирования» мы используем следующие виды моделей:
предметные модели, которые воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений.
Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Предметно-схематические модели.
Наблюдая за животными и растениями, вместе с детьми обследуем объект, и выделяем на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, используем карточки-символы.
Выделяем функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначаем их схематическими моделями
Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.). С помощью картинок-моделей обозначаем условия жизни, потребности живых организмов.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство, в котором происходит развитие различных игровых ситуаций, так как макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда. Это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. В группе созданы макеты, связанные с природой. Это настольные макеты, плоские настенные макеты, мини-макеты, глобусы Земли и звездного неба, макет солнечной системы, луны.
Макеты стационарные и разборные - могут использоваться как в собранном виде, так и отдельными частями. Надо отметить, что все объекты (звери, насекомые, животные и др.) не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний. Например, макет - модель «На дне морском».
Позволяет более наглядно и образно познакомить детей с обитателями морских глубин. Информационно -компьютерные технологии
В Центре «ИКТ» размещены — ноутбук, магнитофон, микрофон, коллекция дисков.
Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде:
- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,
- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.
Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение логично, научно. ИКТ помогает детям на слух
воспринимать голоса животных, шумы природы и др.
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Рассмотрим на примере темы «Космос» использование данных технологий в комплексе.
Цель: формирование у детей знаний о космосе и воспитание бережного отношения к нашей планете.
В центре ИКТ дети совершили путешествие по солнечной системе. Ребята побывали в космосе, видя перед собой мультимедийную презентацию, с интересом слушали рассказ воспитателя.
В центре «Академия веселых наук» дети совместно с воспитателем провели ряд опытов
«Затмение солнца», «Вращение луны», « Солнце и Земля», «Солнечная система».
Далее в совместной деятельности взрослых и детей создавались макеты: макет солнечной системы, макет луны. Для более точного представления о небе, звёздах изготовлен настенный макет Солнечной системы.
Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение комплекса технологий, интегрирующих различные образовательные области, что значительно повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"
Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Методические материалы для заведующих и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО и предметно-...
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...
«Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство реализации адаптированной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (далее – РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательно...
«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Консультация для педагогов...
«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.Основная цель экологического воспитания – сформировать у де...