Предметно пространственная среда – фактор эффективной реализации современных образовательных технологий
методическая разработка (старшая группа) на тему

Организация развивающей предметно пространственной среды – одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в  правильной организации предметно пространственной среды.

Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот, образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно - пространственной среды.

Использование методического подхода – комплексного применения технологий экспериментирования, моделирования, ИКТ в работе с детьми - позволяет более качественно, интересно, и на современном уровне формировать представление детей о природе, раскрывать все ее тайны и законы, а так же бережно ее охранять.

Технология детского экспериментирования. Организация экспериментальной деятельности представлена в виде центров под названием «Веселая академия наук» и «Окно в природу».

Центр и лаборатория представляют собой мебельные модули со специально оборудованными  стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования (мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д); микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования  изучаемой темы, в группе оборудованы  подвижные уголки  экспериментирования: легкие столы, мольберты, стеллажи на колесиках, мягкие модули.

При оборудовании этих центров  учитывались следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность предлагаемого материала и оборудования;

- доступность расположения.

В центре «Окно в природу» открыта так называемая  экологическая  лаборатория.

Подбор оборудования, материалов, объектов в центр природы мы разместили в соответствии с возрастом, руководствуясь ФГОС и Санитарными Правилами и Нормами. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д., муляжи фруктов и овощей.

В этом  уголке  дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений.

Гербарий  позволяет получить представления о многообразии  мира природы родного края.  Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят, отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников, наблюдательность, совершенствует их способность к анализу.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

Детская литература так же помогает закрепить у детей знания, которые они получают в процессе НОД по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как выводятся лягушки, как появляется цветок, как появляется птица и т.д.). В таких случаях на помощь и приходит детская литература, в которой поэтапно это показано в красочных иллюстрациях.

В центре «Веселая академия наук» дети проводят самостоятельную и совместную  со  взрослым исследовательскую деятельность. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт.

 Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности. 

Проводятся опыты с песком, песочными часами, водой, льдом, с магнитами, воздухом, солнечным светом и т.д. На стенде  дети  помещают результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок.

В центре  вывешиваются правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, делаем тематические выставки.

Технология моделирования

Применяя дидактическое пособие «Минутки моделирования» мы используем следующие виды моделей:

предметные модели, которые воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений.

Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Предметно-схематические модели.

Наблюдая за животными и растениями, вместе с детьми обследуем объект, и выделяем на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, используем карточки-символы.

Выделяем функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначаем их схематическими моделями

Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.). С помощью картинок-моделей обозначаем условия жизни, потребности живых организмов.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство, в котором происходит развитие различных игровых ситуаций, так как макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда. Это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. В группе созданы макеты, связанные с природой. Это настольные макеты,  плоские настенные макеты, мини-макеты, глобусы Земли и звездного неба,  макет солнечной системы, луны.

Макеты  стационарные и  разборные - могут использоваться как в собранном виде, так и отдельными частями. Надо отметить, что все объекты (звери, насекомые, животные и др.) не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний. Например, макет - модель  «На дне морском». 

Позволяет более наглядно и образно познакомить детей с обитателями морских глубин.  Информационно -компьютерные технологии

В Центре «ИКТ» размещены —  ноутбук, магнитофон, микрофон, коллекция дисков.

 Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде:

- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,

- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.

Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение  логично, научно. ИКТ помогает детям на слух

воспринимать голоса животных, шумы природы и др.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Рассмотрим на примере темы «Космос» использование  данных технологий в комплексе.

Цель: формирование у детей знаний о космосе и воспитание бережного отношения к нашей планете.

В центре ИКТ дети совершили путешествие по солнечной системе. Ребята побывали в космосе, видя перед собой мультимедийную презентацию, с интересом слушали рассказ воспитателя.

В центре «Академия веселых наук» дети совместно с воспитателем провели ряд опытов

«Затмение солнца», «Вращение луны»,  « Солнце и Земля»,  «Солнечная система».

Далее в совместной деятельности взрослых и детей  создавались  макеты:  макет солнечной системы, макет луны. Для более точного представления о небе, звёздах изготовлен настенный  макет Солнечной системы.

Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение комплекса технологий, интегрирующих различные образовательные области, что значительно повышает эффективность экологического воспитания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_konferentsiya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно пространственная среда – фактор эффективной реализации современных образовательных технологий

Доронина Елена Борисовна,

   воспитатель высшей квалификационной категории

    ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск Самарской области

              СП «Детский сад № 19 «Колокольчик»

Организация развивающей предметно пространственной среды – одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в  правильной организации предметно пространственной среды.

Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот, образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно - пространственной среды.

Использование методического подхода – комплексного применения технологий экспериментирования, моделирования, ИКТ в работе с детьми - позволяет более качественно, интересно, и на современном уровне формировать представление детей о природе, раскрывать все ее тайны и законы, а так же бережно ее охранять.

Технология детского экспериментирования. Организация экспериментальной деятельности представлена в виде центров под названием «Веселая академия наук» и «Окно в природу».

Центр и лаборатория представляют собой мебельные модули со специально оборудованными  стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования (мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д); микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования  изучаемой темы, в группе оборудованы  подвижные уголки  экспериментирования: легкие столы, мольберты, стеллажи на колесиках, мягкие модули.

При оборудовании этих центров  учитывались следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность предлагаемого материала и оборудования;

- доступность расположения.

В центре «Окно в природу» открыта так называемая  экологическая  лаборатория.

Подбор оборудования, материалов, объектов в центр природы мы разместили в соответствии с возрастом, руководствуясь ФГОС и Санитарными Правилами и Нормами. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д., муляжи фруктов и овощей.

В этом  уголке  дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений.

Гербарий  позволяет получить представления о многообразии  мира природы родного края.  Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят, отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников, наблюдательность, совершенствует их способность к анализу.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

Детская литература так же помогает закрепить у детей знания, которые они получают в процессе НОД по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как выводятся лягушки, как появляется цветок, как появляется птица и т.д.). В таких случаях на помощь и приходит детская литература, в которой поэтапно это показано в красочных иллюстрациях.

В центре «Веселая академия наук» дети проводят самостоятельную и совместную  со  взрослым исследовательскую деятельность. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт.

 Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности.  

Проводятся опыты с песком, песочными часами, водой, льдом, с магнитами, воздухом, солнечным светом и т.д. На стенде  дети  помещают результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок.

В центре  вывешиваются правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, делаем тематические выставки.

Технология моделирования

Применяя дидактическое пособие «Минутки моделирования» мы используем следующие виды моделей:

предметные модели, которые воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений.

Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Предметно-схематические модели.

Наблюдая за животными и растениями, вместе с детьми обследуем объект, и выделяем на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, используем карточки-символы.

Выделяем функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначаем их схематическими моделями

Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.). С помощью картинок-моделей обозначаем условия жизни, потребности живых организмов.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство, в котором происходит развитие различных игровых ситуаций, так как макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда. Это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. В группе созданы макеты, связанные с природой. Это настольные макеты,  плоские настенные макеты, мини-макеты, глобусы Земли и звездного неба,  макет солнечной системы, луны.

Макеты  стационарные и  разборные - могут использоваться как в собранном виде, так и отдельными частями. Надо отметить, что все объекты (звери, насекомые, животные и др.) не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний. Например, макет - модель  «На дне морском».  

Позволяет более наглядно и образно познакомить детей с обитателями морских глубин.  Информационно -компьютерные технологии

В Центре «ИКТ» размещены —  ноутбук, магнитофон, микрофон, коллекция дисков.

 Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде:

- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,

- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.

Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение  логично, научно. ИКТ помогает детям на слух

воспринимать голоса животных, шумы природы и др.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Рассмотрим на примере темы «Космос» использование  данных технологий в комплексе.

Цель: формирование у детей знаний о космосе и воспитание бережного отношения к нашей планете.

В центре ИКТ дети совершили путешествие по солнечной системе. Ребята побывали в космосе, видя перед собой мультимедийную презентацию, с интересом слушали рассказ воспитателя.

В центре «Академия веселых наук» дети совместно с воспитателем провели ряд опытов

«Затмение солнца», «Вращение луны»,  « Солнце и Земля»,  «Солнечная система».

Далее в совместной деятельности взрослых и детей  создавались  макеты:  макет солнечной системы, макет луны. Для более точного представления о небе, звёздах изготовлен настенный  макет Солнечной системы.

Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение комплекса технологий, интегрирующих различные образовательные области, что значительно повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"

Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Методические материалы для заведующих  и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды  с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство реализации адаптированной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (далее – РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательно...