«Поликультурное воспитание дошкольников в ДОУ»
статья (старшая группа) на тему
Понятие поликультурного воспитания определяют как воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, этническому, национальному и расовому признаку. Поликультурность воспитания предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современных контекстах. Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в детском саду, городе, крае, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков общения с носителями других культур. Материал посвящен задаче сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализацию в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikulturnoe_vospitanie_doshkolnikov_v_dou_kozlova_n.v.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поликультурное воспитание дошкольников в ДОУ»
Козлова Надежда Владимировна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – Детский сад №51»
Понятие поликультурного воспитания определяет как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, этническому, национальному и расовому признаку».
Поликультурность воспитания предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современных контекстах.
Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается нами как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в детском саду, городе, крае, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков общения с носителями других культур. Наша задача – сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализацию в современном мире.
Нами была разработана программа с учетом возрастных особенностей детей: - в младшем и среднем дошкольном возрасте – используем игровую деятельность, как средство формирования понятий «Я человек» и приобщаем детей к культуре России.
- в старшем дошкольном возрасте – мы формируем навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, расширяем знания о культуре народов России.
Программа состоит из 4 модулей, каждый модуль разделен на блоки. Боле подробно остановлюсь на тематике непосредственно образовательной деятельности и видах образовательной деятельности в режимных моментах.
В образовательной деятельности в режимных моментах используем сюжетно-ролевые игры (Дочки-матери с национальными куклами, В гости к бабушке, Семья, Театр), дидактические игры (С кем живешь, Назови имя, Кто о вас заботится, Отражение в зеркале, Помоги маме), театрализованные игры и подвижные игры, беседы (Бабушка, дедушка и ты, Твоя семья, Твои эмоции), рассматриваем проблемные ситуации (Мама с папой ушли на работу?Если с другом поссорился ты?, Как познакомиться?), а так же проводим продуктивную деятельность знакомим с национальной литературой.
Модуль «Я и мой дом»
«Я человек» - НОД: «Наша дружная семья - мама, папа, брат и я», «Мои любимые игрушки», «Тайна моего имени», «Я имею право, я выполняю обязанности», «Я и другие».
«Моя семья, мои родственники» - НОД «Ладушки в гостях у бабушки», «Дружная семья, «Маленький помощник», «С кем я живу», «Правила домашнего этикета», «Нет дороже дружка, чем родная матушка», , «Мое родословное дерево».
Модуль «Моя родная страна»
«Мой двор, моя улица» - НОД: «Домик раз, домик два – это улица моя», «Я по улице шагаю, все вокруг я подмечаю», «Игры нашего двора»
«Мой город» - «Что такое город?», «День города», «Народные гуляния»
«Мой край» - «В хате бабушки Варвары», «Славься талантами край мой родной», «Знаю и люблю свой край»
Модуль «Я гражданин России»
«Государственность» - НОД: «Мой дом Россия», «Этих дней не смолкнет слава», «Великие художники России»
«Достопримечательности» - «Красна изба углами, а девица – пирогами», «Центры народно-прикладного искусства России»
«Экология» - «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кладовая родины нашей», «Мы в ответе за тебя природа»
«Искусство» - «Разноцветная Россия», «Берестяное чудо». «Необыкновенные завитки»
Модуль «Диалог культур»
«Нас много на шаре земном» - НОД: «Государственная символика разных стран», «Дружат дети всей земли
«По странам и континентам» - «Играют дети на всей планете»
«Экологические ритмы планеты» - «По морям и океанам», «Японский сад камней и альпийские горки»
«Искусства сказочная нить» - «Играй гармонь веселая, звучи варган задумчивый» «Не даром слово молвилось», «Бирюльки, редзю и другие».
Таким образом разносторонняя информация не только расширяет кругозор, речь ребенка, но и дает представление о разных странах, развивает любознательность и интерес к особенностям восприятия мира, присущим разным людям.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании РФ»
- Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД».
- Конвенция прав ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поликультурное воспитание дошкольника
сценка-драматизация :"Сватовство Поволжских немцев".Материал подготовлен для участия в областном фольклорном фестивале 2013года....
Поликультурное воспитание дошкольников
Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный ...
Интеграция физической культуры и поликультурного воспитания дошкольников посредством народных игр.
Примерное перспективное планирование ознакомления дошкольников с народными играми России, стран ближнего и дальнего зарубежья....
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.
Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников....
Статья "Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ в рамках поликультурного воспитания дошкольников"
Статья "Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ в рамках поликультурного воспитания дошкольников" способствует вовлечению родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию....
Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)
Цель поликультурного воспитания - формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...