Методический материал Тема: «Перспективный план образовательной деятельности с элементами фольклора в первой младшей группе». .
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Пояснительная записка

 Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флёрина и другие отмечают, что именно включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.

Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Актуальность: результативное осуществление социально-личностного воспитания дошкольников.

Педагогическая целесообразность: реализация личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, педагогами; признание приоритета внутреннего мира ребёнка.

.Содержание перспективного плана  имеет социально-личностную направленность и охватывает некоторые аспекты развития личности ребенка:

  • развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольника;
  • формирование общечеловеческих нравственных качеств (патриотизма через любовь к семье, окружающим, малой Родине);
  • развитие гуманных качеств личности;
  • расширение кругозора через знакомство с устным народным творчеством.

 

Возраст участников: дети 2-3 лет.

Ожидаемые результаты: у детей должна быть развита любознательность, эмоциональная отзывчивость, сформированы первичные знания о малой Родине.

Способы проверки: беседа, наблюдение.

Цель: пополнить знания воспитанников образовательного процесса  через устное народное творчество

Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора:

1. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.

2. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству с взрослыми и сверстниками.

4. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Перспективный план  образовательной деятельности с элементами фольклора в первой младшей группе».

Сентябрь

Тема

Задачи

1.

Милости просим, гости дорогие

Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно, слушать, воспринимать и запоминать песенки потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком,  кочергой;

 рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь;

 обогащать словарь детей: "чугунок",  "кочерга".

3.

Петушок - золотой гребешок

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

4.

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку "Как у нашего кот"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

 

Октябрь

Тема

Задачи

1.

Чтение потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок"

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

2.

Мы ходили в огород

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая"; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3.

Семья Петушка

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка, у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой курочкой);

учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4.

Колобок

Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

 

Ноябрь

Тема

Задачи

1.

Ходит сон близ окон

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.

2.

Водичка, водичка, умой моё личико

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно, рассказывать потешку "Водичка, водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3.

С гуся вода, а с Ванечки худоба

Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в "избе".

4.

Заюшкина избушка

Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно, инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой "Зайки".

 

 

 

Декабрь

Тема

Задачи

1.

Девочка и лиса

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.

2.

Уж ты, зимушка-зима

Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.

3.

Фока воду кипятит и как зеркало блестит

Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

4.

Сундучок Деда Мороза

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

 

Январь

Тема

Задачи

1.

Пришла коляда - открывай ворота

Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки;

2.

Весёлые ложки

Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

   

3.

Половичку курочка веничком метёт

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

 

                                                   Февраль

Тема

Задачи

1.

Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая

Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.

2.

Три медведя

Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

3.

Маша и медведь

Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

4.

Идёт коза рогатая

Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

 

Март

Тема

Задачи

1.

В гости к Хозяюшке

Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2.

Приди, весна, с радостью

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка", «Грачи-киричи».

3.

Трень-брень, гусельки

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

4.

В гости к бабушке Загадушке

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

 

Апрель

Тема

Задачи

1.

Сорока -белобока кашу варила

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно, рассказывать знакомую потешку.

2.

Репка

Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

3.

Во дворе у бабушки

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4.

Курочка Ряба

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

 

Май

Тема

Задачи

1.

Солнышко, нарядись, красное, покажись

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

2.

Кто в тереме живёт

Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

3.

Ярмарка

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

4.

Сказки водят хоровод

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

 

Для представления об особенностях жизни русского народа в группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками ,загадками.

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь"

Имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "В какой сказке герой", "Из какой сказки предмет".

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. У детей активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Я убеждена, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, а также является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.  Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008. -С. 20-23

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Князева О. Л.Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - Спб.: Акцидент, 1997.

4.  Мельников М.Н.  Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.

5.Кутьина, Н. Б. Программа "Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой" - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 208 с.

6.Фроленко, Е. С. В гости к бабушке//Дошкольное воспитание. - 2009 г. - № 2. - 64 с.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                               присмотра и оздоровления детский сад  №24

                                         Методический материал

Тема: «Перспективный план  образовательной деятельности с элементами фольклора в первой младшей группе».
.

                                                                                                 

                                                                                       Воспитатель 1 кат.

                                                                                                         Бутузова Л. В.

                                                          Ангарск 2013г.

                                           

Пояснительная записка

 Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флёрина и другие отмечают, что именно включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.

Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Актуальность: результативное осуществление социально-личностного воспитания дошкольников.

Педагогическая целесообразность: реализация личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, педагогами; признание приоритета внутреннего мира ребёнка.

.Содержание перспективного плана  имеет социально-личностную направленность и охватывает некоторые аспекты развития личности ребенка:

  • развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольника;
  • формирование общечеловеческих нравственных качеств (патриотизма через любовь к семье, окружающим, малой Родине);
  • развитие гуманных качеств личности;
  • расширение кругозора через знакомство с устным народным творчеством.

Возраст участников: дети 2-3 лет.

Ожидаемые результаты: у детей должна быть развита любознательность, эмоциональная отзывчивость, сформированы первичные знания о малой Родине.

Способы проверки: беседа, наблюдение.

Цель: пополнить знания воспитанников образовательного процесса  через устное народное творчество

Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора:

1. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.

2. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству с взрослыми и сверстниками.

4. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

 «Перспективный план  образовательной деятельности с элементами фольклора в первой младшей группе».

Сентябрь

Тема

Задачи

1.

Милости просим, гости дорогие

Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно, слушать, воспринимать и запоминать песенки потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком,  кочергой;

 рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь;

 обогащать словарь детей: "чугунок",  "кочерга".

3.

Петушок - золотой гребешок

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

4.

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку "Как у нашего кот"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

Октябрь

Тема

Задачи

1.

Чтение потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок"

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

2.

Мы ходили в огород

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая"; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3.

Семья Петушка

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка, у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой курочкой);

учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4.

Колобок

Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

Ноябрь

Тема

Задачи

1.

Ходит сон близ окон

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.

2.

Водичка, водичка, умой моё личико

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно, рассказывать потешку "Водичка, водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3.

С гуся вода, а с Ванечки худоба

Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в "избе".

4.

Заюшкина избушка

Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно, инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой "Зайки".

Декабрь

Тема

Задачи

1.

Девочка и лиса

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.

2.

Уж ты, зимушка-зима

Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.

3.

Фока воду кипятит и как зеркало блестит

Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

4.

Сундучок Деда Мороза

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

Январь

Тема

Задачи

1.

Пришла коляда - открывай ворота

Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки;

2.

Весёлые ложки

Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

3.

Половичку курочка веничком метёт

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

                                                   Февраль

Тема

Задачи

1.

Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая

Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.

2.

Три медведя

Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

3.

Маша и медведь

Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

4.

Идёт коза рогатая

Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

Март

Тема

Задачи

1.

В гости к Хозяюшке

Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2.

Приди, весна, с радостью

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка", «Грачи-киричи».

3.

Трень-брень, гусельки

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

4.

В гости к бабушке Загадушке

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Апрель

Тема

Задачи

1.

Сорока -белобока кашу варила

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно, рассказывать знакомую потешку.

2.

Репка

Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

3.

Во дворе у бабушки

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4.

Курочка Ряба

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

Май

Тема

Задачи

1.

Солнышко, нарядись, красное, покажись

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

2.

Кто в тереме живёт

Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

3.

Ярмарка

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

4.

Сказки водят хоровод

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Для представления об особенностях жизни русского народа в группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками ,загадками.

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь"

Имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "В какой сказке герой", "Из какой сказки предмет".

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. У детей активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Я убеждена, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, а также является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей.

Библиографический список

1.  Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008. -С. 20-23

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Князева О. Л.Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - Спб.: Акцидент, 1997.

4.  Мельников М.Н.  Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.

5.Кутьина, Н. Б. Программа "Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой" - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 208 с.

6.Фроленко, Е. С. В гости к бабушке//Дошкольное воспитание. - 2009 г. - № 2. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора в первой младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию коммуникативных качеств  с детьми 2-3 лет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе.

Фольклор   является   богатейшим   источником   познавательно-речевого  развития   детей.   Через   фольклор   дети...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...

Перспективный план НОД с элементами фольклора во второй младшей группе

Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этническ...

конспект НОД с элементами фольклора в первой младшей группе

конспект НОД с элементами фольклора в первой младшей группе "В гостях у бабушки  Арины"...

Конспект НОД с элементами фольклора в первой младшей группе «В гостях у бабушки Арины»

Конспект  НОД с элементами фольклора  в первой  младшей группе«В гостях у бабушки Арины»Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепить знания о домашних ...