Проект "Зимующие птицы"
проект (средняя группа) по теме

Крикливенко София Николаевна

Проект предназначен для реализации воспитателями и логопедами в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptitsy.doc917 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад 498 комбинированного вида

Октябрьского района

 

                   

                     

ПРОЕКТ

"ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

    Авторы:

                                  Архипова Е.Ю. - логопед

    Крикливенко С.Н.

     Пащенко Т.В.

      воспитатели первой

квалификационной категории

   средняя логопедическая группа

                           

                             НОВОСИБИРСК  2012-2013гг.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: творческий, групповой, поисково-исследовательский.

Продолжительность: 3 месяца.

Участники: дети средней (4-5 лет) логопедической группы – 16 человек, 2 воспитателя, логопед,  родители.

Образовательные  области: «Познание», «Коммуникации».

Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о птицах, зимующих в нашем крае, о названии некоторых из них, об их внешнем виде, особенностях питания, проживания, о пользе   и т.д. Не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать птиц, т.к. у детей крайне бедный словарный запас. Участие детей в проекте «Птицы рядом с нами» позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: расширить представление о многообразии зимующих         

птиц; сформировать бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимнее время; продолжать учить наблюдать птицами в естественной среде их обитания.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.
  • Расширить и пополнить словарный запас детей по теме «Зимующие птицы»

Существительными: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, корм, кормушка, скворечник…

Глаголами: сидит, летит, клевать, каркает, махать, стучать, чирикает…

Прилагательными: чёрная, болтливая, пёстрый, красногрудый, быстрые, зимующая…

  • Развивать связную речь через составление описательного рассказа о птицах по схеме.
  • Формировать  лексико-грамматический строй речи:
  • Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие, состоящее из двух слов – зимующие птицы;
  • Развивать наблюдательность детей, учить выделять характерные особенности, повадки зимующих птиц;
  • Совершенствовать сенсорные способности детей – учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать разные их виды по очертанию, оперению, называть увиденное и услышанное;
  • Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (птицы над кормушкой, около кормушки);
  • Продолжать учить детей различать понятия: нос-клюв, руки-крылья, ноги-лапы, волосы-перья-пух, ногти-когти;
  • Расширять глагольный словарь детей за счёт слов, обозначающих способы передвижения, приставочных глаголов;
  • Закреплять знания детей о цвете;
  • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
  • Продолжать упражнять детей в использовании предложений разной конструкции: распространённых с однородными подлежащими.
  • Развивать разговорно-описательную речь:
  • Уточнить содержание обобщающего понятия «птицы», их характерные особенности. Учить связно рассказывать о них;
  • Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы (сравнивать птиц и людей, птиц между собой, устанавливать зависимость их поведения т времени года и погоды);
  • Упражнять в составлении предложений разной конструкции по наблюдениям и объединять их в рассказ.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Основные направления реализации проекта:

  • Наблюдение за птицами во время прогулки, из окна групповой комнаты;
  • Рассматривание птиц, составление описательного рассказа о них;
  • Коррекционная работа.

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Зимующие птицы».
  • Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением птиц из художественной литературы.
  • Чтение рассказов Т.А.Шорыгиной о зимующих птицах.
  • Прослушивание  голосов птиц в аудиозаписи.
  • Составление разрезных картинок «Птицы».
  • Разгадывание загадок.
  • Лексико-грамматические игры и упражнения:  «Покажи части тела птицы», «Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Скажи наоборот», «Чьи перья?».
  • Разучивание песенки « Села птичка на окошко».
  • Разработка альбома «Зимующие птицы».
  • Разучивание стихотворений о птицах.
  • Наблюдение за птицами на прогулке.

Обеспечение:

  • Детская художественная литература.
  • Специальная методическая литература.
  • Аудиозаписи по теме.

Предполагаемый результат:

  • Расширение кругозора детей.
  • Развитие наблюдательности и логического мышления.
  • Знание основных названий зимующих птиц.
  • Овладение обобщающим понятием.
  • Определение птиц  по внешнему виду и описанию.
  • Умение находить сходства и различия по нескольким признакам.
  • Умение составлять описательный рассказ о птицах с использованием опорной схемы.
  • Знание, из каких частей состоит туловище птиц, чем оно покрыто; почему зимующие птицы не улетают на юг, где они живут и чем питаются;  какую пользу  приносят человеку и природе.
  • Желание подкармливать птиц в зимнее время.

Презентация проекта:

  • Оформление фотовыставки «Покормите птиц зимой».
  • Альбом «Зимующие птицы».
  • Оформление настенного панно «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
  • Развлечение с участием родителей «Птицы -  наши друзья».

                                                                        

1 этап «Выбор темы»

                В начале декабря с детьми нашей группы мы работали по лексической теме « Зимующие птицы». В процессе изучения данной  темы с детьми рассматривали много иллюстраций, читали художественные произведения, слушали голоса птиц, наблюдали за птицами на прогулке и из окна, играли в различные игры.

Понаблюдав и сделав вывод о том, что детям очень интересна эта тема во время очередной  беседы детям были заданы вопросы:      « Как помочь нашим пернатым друзьям перезимовать?», «Чем  подкармливать птиц?», «Какую пользу приносят птицы человеку и природеи др.

Изучив ответы детей, а также имеющиеся знания и интересы, мы стали подбирать различный материал к данной теме  (художественную литературу, фотографии и др.), а также выяснили знания детей внутри темы.

Что мы знаем?

  • Кто такие зимующие птицы.
  • Названия птиц.
  • Из каких частей состоит туловище птицы, чем оно покрыто.
  • Как они передвигаются.
  • Где можно чаще всего встретить их.

На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы  и возможные проекты

Содержательные направления:

  • Для чего нужны птицы.
  • Какую пользу приносят природе и человеку.
  • Как птицы спасаются от врагов.
  • Почему птицы издают разные звуки.
  • Сходства и различия внешнего вида (размер, окрас).
  • Как помочь птицам пережить сильные морозы.
  • Какой корм любят больше всего те или иные зимующие птицы.
  • Места обитания зимующих птиц.

Возможные проекты:

  • Альбом «Зимующие птицы».
  • Настенное панно «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
  • Оформление фотовыставки «Покормите птиц зимой».

2 этап «Сбор сведений»

        На этом этапе определили цели по разным видам деятельности детей, организовали доступную развивающую среду  таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражении её в разнообразной деятельности.

Этапы реализации проекта.

 п\п

Этапы проекта

Сроки

Ответственные

 

1.

  2.

  3.  

  4.  

 5.

 6.

 7.

 8.

  9.

  10.

  11.

 12.

  13.

  14.

  15.

  16.

  17.

  18.

 19.

 20.

 21.

 

 22.

  1.

  2.

  3.

  4.

  5.

  6.

  7.

 8.

  9.

  10.

  11.

  12.

  13.

  14.

  15.

 

  16.

  17.

 18.

 1.

  2.

 3.

  4.

  5.

 6.

 7.

  8.

  9.

 10.

  11.

 12.

  13.

 14.

  15.

 16.

 17.

 

 18.

 19.

 20.

 

 21.

Декабрь

Экологическая акция « Накормите птиц зимой» - изготовление детьми совместно с родителями кормушек для птиц, развешивание кормушек на участке, ежедневная подкормка птиц.

Сбор материала для изготовления альбома «Зимующие птицы».

Наблюдение за птицами на прогулке, из окна групповой комнаты.

Непосредственно -  образовательная деятельность « Зимующие птицы».

Рекомендации и задания для родителей по теме «Зимующие птицы».

Беседа «Как подкармливать птиц».

Чтение художественной литературы о птицах и рассматривание иллюстраций.

Рассказы Т.А.Шорыгиной «Воробей», «Ворона».

Н.С.Сладков «Синичка необыкновенная».

Беседы по пословицам и поговоркам о птицах.

Составление рассказов-описаний о птице с опорой на схему.

Конструирование птиц из плоскостных геометрических фигур (сорока, воробей).

Заучивание стихотворения «Вот на ветках, посмотри…»

Пальчиковая игра «Дятел»

Чтение художественной литературы.

Г. Скребицкий « Маленький лесовод»

Русская-народная игра «Зимующие и перелётные птицы».

Дидактические игры 

«Собери птицу»

«Узнай птицу по силуэту».

Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц.

Коррекционная работа. Обводка и штриховка силуэтов птиц.

Игровые  упражнения «Подбери признак», «Весёлый счет», «Кто как подаёт голос?», «Подбери слово», «Узнай птицу».

Игра на снятие психоэмоционального напряжения «Вороны».

Игровое задание «Исправь ошибку».

Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль».

Изготовление плаката, значка «Покорми птиц!».

Январь

Конкурс «Птичья столовая».

Развешивание кормушек на участке, ежедневная подкормка птиц.

Оформление настенного панно «Они остались зимовать, мы им будем помогать

Словесная игра «Четвёртый лишний»

Игровые упражнения «Дорисуй птицу», «Кто в каком домике живёт?», «Что напутал художник?», Летает – не летает».

Игра на снятие психоэмоционального напряжения «Кого я встретил в лесу

Лепка птиц из пластилина «Птицы на кормушке».

Игровое упражнение «Покорми синицу и голубя» (сортировка семечек и горошка).

Пальчиковая игра «Совушка».

Выкладывание контура птиц пластилиновыми жгутиками.

Разгадывание загадок о птицах.

Выставка детской художественной литературы по теме «Птицы – наши друзья

Оригами «Птичка»

Чтение художественной литературы. Рассказы Т.А.Шорыгиной «Дятел», «Синица», «Сова».

Сказки «Сова»,  В.Бианки, «Филин».

Рассказ «Жадный Чик и кот Васька».

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Физкультминутка – логоритмика «Села птичка на окошко».

Подвижная игра «Снегири»

Поиск информации, загадок, рассказов, стихотворений, фотографий, иллюстраций о сове для оформления единого альбома для детского сада «Наши пернатые друзья».

Февраль

Массаж «Птицы»

Игровые упражнения «Один – много», «Сообрази-ка», «Хитрые вопросы».

Выставка совместных с родителями  работ «Зимующие птицы».

Чтение художественной литературы. Т.А.Шорыгина «Клёст», «Сорока»;

К.Чуковский «Снегирь»; В.Бианки «Февраль».

Игра в слова «Услышишь – хлопни…»

Подвижная игра «Ворон – синица».

Разучивание считалки с отхлопыванием мяча о пол

«Верещунья – белобока,

Все зовут её – сорока

Выкладывание контура птиц шерстяной нитью на бархатной бумаге.

Игровое упражнение «Заготовка корма для птиц» (навык отрывания мелких клочков бумаги от большого листа).

Коллективная аппликация из салфеток «Снегири».

Пальчиковая игра «Гнёздышко».

Составление разрезных картинок «Птицы».

Игоровые упражнения «Покажи и назови», «Птичьи голоса», «Кто улетел?», «Кто как кричит?».

Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошке»

Отхлопывание количества слогов в словах  «Дятел», «Воробей».    

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке» (разглаживание смятой бумаги с нарисованными на ней птицами).

Аппликация «Птенчики».

Оформление альбома «Зимующие птицы».

Оформление фотовыставки «Покормите птиц зимой».

Развлечение «Птицы -  наши друзья!».

декабрь-январь

декабрь - январь

декабрь - февраль

декабрь

декабрь

декабрь       

декабрь

на протяжении всего проекта

декабрь-январь

декабрь - январь

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь - январь

декабрь - январь

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь -январь

декабрь

январь

январь - март

январь

январь

январь - февраль

январь

январь

в течение всего проекта

январь-февраль

январь

январь, февраль

январь

январь

январь

январь

январь

январь

январь

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль 

февраль

февраль

февраль

февраль

 

февраль

 28.02

воспитатели, родители

воспитатели, родители, логопед

воспитатели,

родители

логопед

логопед, воспитатели

Пащенко Т.В.

Крикливенко С.Н.

воспитатели

логопед, воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели,

логопед

воспитатели

воспитатели

логопед, воспитатели

воспитатели

воспитатели, логопед

логопед,

воспитатели

логопед, родители, воспитатели

логопед

воспитатели

воспитатели

родители, воспитатели

воспитатели, родители

воспитатели, логопед, родители

воспитатели

воспитатели, логопед

воспитатели

Пащенко Т.В.

воспитатели, логопед, родители

воспитатели

воспитатели, родители

воспитатели, логопед

воспитатели

Крикливенко 

С.Н.

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

родители, воспитатели

логопед,

воспитатели

логопед, воспитатели, родители

родители, воспитатели

воспитатели

логопед, воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели, родители

воспитатели

Пащенко Т.В.

воспитатели,

логопед

воспитатели, логопед

логопед,

воспитатели

логопед

логопед

воспитатели,

логопед

воспитатели

Крикливенко С.Н.

воспитатели, логопед,

родители

воспитатели

воспитатели, логопед, родители

Источники информации:

  • Художественная литература:

  • К.Паустовский «Растрёпанный воробей». М., «Детская литература», 1981г.
  • А.К.Тер-Акопян «Сова кричит на холод». «Малыш», 1985г.
  • В.Флинт «Птицы в нашем лесу». М., «Детская литература», 1981г.
  • Е.Синицин «Умные сказки».
  • Г.Снегирёв «Про птиц». «Художник РСФСР», 1991г.
  • В.Флинт «Птичий календарь». М., «Малыш», 1974г.
  • К.Люцис «Животный мир в картинках». М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2003г.
  • К.Д.Ушинский «Рассказы и сказки». М., «Детская литература», 1988г.
  • В.Бианки, Н.Сладков, М.Пришвин, Г.Скребицкий «Рассказы о     

животных». М., «Самовар», 2007г.

  • Е.Е.Зубарева «Хрестоматия по детской литературе». М., «Просвещение», 1988г.

   

  • Учебно-методическая литература:

  • «1000 загадок». Ярославль,1997г. «Академия развития».
  • Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки» Москва, 2006г. «Книголюб».
  • Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?». Москва, 2000г., ООО «Издательство ГНОМ и Д».
  • Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» Москва, 2005г. «Мозаика-синтез».
  • Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у  детей» Москва, 20007г. «Гном».
  • Т.П.Трясорукова «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального напряжения».

     Ростов – на – Дону, 2011г, «Феникс».

  • Т.П.Трясорукова «Гимнастика для пальчиков - для девочек и мальчиков»,

      Ростов – на – Дону, 2012г, «Фенико».

  • И.М.Новикова «Комплексный подход к изучению темы: Птицы».

      Москва, 2005г, «ГНОМ и Д».

  • Л.С.Сековец «Коррекция нарушений речи у дошкольников».

М., «Аркти», 2005г.

  • Т.Ю.Бардышева «Логопедические занятия в детском саду.

      Средняя группа».

      М., 2010г.

  • Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических 

      занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР».

      Санкт-петербург, «Детство-пресс», 2007г.

  • О.В.Жокова, Е.С.Лебедева  «Домашние задания для детей 

     средней логопедической группы ДОУ».

     М., «Творческий центр», 2011г.

  • Т.В.Пятница «Лексика + Грамматика. Часть 1».

      Мозырь, «Белый ветер», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....