Психогимнастика: цель, задачи и результаты
презентация на тему

Шай Марина Сергеевна

Психогимнастика- это курс специальных занятий( этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnastika.pptx714.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОГИМНАСТИКА в работе с детьми: цели, технологии и результаты Подготовил: педагог-психолог ФГК ДОУ «Детские ясли – сад «Сказка» МВД России» Шай М.С .

Слайд 2

Психогимнастика - это курс специальных занятий( этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ) Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств. Основные достоинства психогимнастики : игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.

Слайд 3

Цель психогимнастики . Сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Преодолеть барьеры в общении ( понять себя и других). Снять психическое напряжение. Дать возможность в самовыражении Развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Слайд 4

Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком. В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников). Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Материнская любовь к детям дает ребенку уверенность в том, что он понят, принят и признан как личность, а это залог здорового самочувствия и развития. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.

Слайд 5

Основные задачи: Фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; Учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; Фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявление этих эмоций; Анализировать и словестно описывать мышечные проявления эмоций; Повторно производить эмоции в заданных упражнениях; Контролировать ощущения.

Слайд 6

Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять. Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие: движений; эмоций; общения; поведения. Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады.

Слайд 7

Когда использовать психогимнастику ? Прежде всего такие занятия показаны детям: с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера , легкими задержками психического развития и другими нервно- психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими нтеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Слайд 8

Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?». Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики .

Слайд 9

Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей . Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Слайд 10

Структура занятий Начальный этап. Беседа с детьми, художественное слово , загадка, яркая красочная игрушка, сюрпризный момент. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы . Этап проживаний действий . Отработка основных движений , гимнастических упражнений. Цель : достижение результата обучающих воспитательных и развивающих задач . Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. Этап организации контролируемого поведения . Цель : тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции . Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предполагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Слайд 11

Использование психогимнастики педагогом ДОУ . Физминутки . Ауторелаксация после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной.) В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также индивидуально .

Слайд 12

Желательно, чтобы занятие сопровождалось музыкой . Она помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

Материалы семинара по теме «Обучение дошкольников решению проектных задач с целью достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Черепановский педагогический техникумом

Материалы семинара по теме "Учение дошкольников решению проектных задач  с целью достижения  планируемых результатов в соответствии  с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Чере...

Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста: огород на окне (выращивание лука). Цель, задачи, ожидаемый результат.

Цель: Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию лука в комнатных условиях. Формирование основы исследовательской деятельности. Развитие любознательности, внимания, мышления, активног...

Итоговое родительское собрание в средней группе «Какими мы стали» Цель: подведение итогов образовательного процесса за учебный год. Задачи: • проанализировать результаты образовательной и культурно-досуговой деятельности воспитанников за учебный год; • оп

Итоговое родительское собрание в средней группе «Какими мы стали»Цель: подведение итогов образовательного процесса за учебный год.Задачи:• проанализировать результаты о...

Патриотическое воспитание детей на всех этапах освоения новой ФОП. Основные темы. Цели. Задачи. Планируемые результаты

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономиче...

Патриотическое воспитан детей на всех этапах освоения новой ФОП. Основные темы. Цели. Задачи. Планируем результаты.

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основедуховно-нравственных ценностей российского ...