Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка (младшая группа) по теме

Козык Мария Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы  второй младшей группы 

На сегодняшний день картина такова, что всё больше детей с ОВЗ и детей-инвалидов посещают детские образовательные учреждения. Специфика работы требует от нас индивидуального подхода к каждому ребёнку. Детям с особенностями развития и внимания нужно больше, соответственно индивидуальная работа с такими детьми строится по особым правилам, и соответственно времени таким детям уделяется чуточку больше, нежели остальным. Проектируя индивидуальный образовательный маршрут, я основывалась на данных мониторинга (который проводила сама же) и диагнозе ребёнка. И пусть не все нарушения здоровья этой девочки можно исправить на базе нашего ДОУ, но всё же некоторые подвижки уже заметны. И это, пожалуй, приносит истинную радость от работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_vtoraya_mladshaya.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 27 станицы Анастасиевской

муниципального образования Славянский район

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы  второй младшей группы (1) 

Составитель: Козык М.А., воспитатель

Сведения о ребёнке: ФИО (девочка, возраст 3 года 7 месяцев). Адрес проживания

Сведения о семье: Состав семьи: 5 человек.

Мать: ФИО. Возраст___.    Образование: среднее. Род занятий в настоящее время________.

Отец: ФИО. Возраст___. Образование: средне-специальное. Род занятий в настоящее время_______. Жилищные условия семьи: собственное жильё (квартира).

Характеристика семьи: полная, многодетная, малообеспеченная. У ребёнка есть сестра и брат. Воспитанием ребёнка занимаются оба родителя.  

Соматическое здоровье: II группа здоровья, врождённая миопия высокой степени левого глаза, в исходе ратинопатии недоношенных, средней степени правого глаза с астигматическим компонентом. Подозрение на ЧАЗН левого глаза. Выраженное расстройство экспрессивной речи в форме ОНР II уровня при дизартрии. Плоско-вальгусная установка обеих стоп.

Особенности моторной сферы 

Общая моторика: незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловка. 
Ручная моторика: норма (сохранность функции), объем движений полный, темп медленный, переключаемость  неточная, координация - незначительные нарушения.
Ведущая рука: правша.

Характеристика познавательной сферы ребенка

Характеристика внимания: во время занятий способна длительно сосредотачиваться на каком-либо деле, старательна и аккуратна в выполнении заданий. 
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; не подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима), не понимает содержание сюжетных рядов и картин.

Состояние знаний ребенка по разделам программы 

По результатам мониторинга было выявлено следующее:

- слабо сформировано представление о семье, названиях растений и животных, правила поведения в общественных местах, со взрослыми и сверстниками, культурно-гигиенические навыки, умение различать музыкальные инструменты. Слабо сформировано умение различать противоположные значения (выше-ниже, слева-справа), умение различать предметы по форме, цвету, размеру;

- не сформирован навык имитирования мимики, движений или интонации героев литературных произведений, навык придерживаться правил в дидактических играх, навык составления краткого рассказа об увиденном, чёткой артикуляции звуков. Кроме того, не сформировано умение энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах и прыгать в длину с места, не определяет количественное соотношение двух групп (больше-меньше и пр.).

Отношение к занятиям: девочка способна контролировать свою деятельность, доводит дело до конца, но быстро истощаема, работает медленно и неравномерно, способна принимать ли помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); затруднения, возникающие в процессе деятельности, преодолевает: обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки; может  самостоятельно одеться, раздеться, обращаясь за помощью к взрослым, не обувается самостоятельно; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; не умеет убирать свои вещи в шкафчик и складывать на стуле.
Игровая деятельность: испытывает  интерес к игрушкам, есть любимые игры, правила игры не всегда понимает и не всегда  выполняет, не вносит изменения в содержание игры, в коллективной игре выбирает пассивную роль, в конфликтной ситуации поведение агрессивное (может ударить других детей),  умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку собирает с трудом, выполняет простые постройки из кубиков.

 Основные трудности, отмечаемые в общении: конфликтна, без причины щипает детей, реакции на вопросы (задания) взрослых заторможены, часто проявляет ревность к сестре.
Дополнительные особенности развития ребенка: замечены склонности, проявление творческих способностей к ИЗО-деятельности.

Исходя из вышеизложенного, был составлен план индивидуальной работы в течение учебного года (2016-2017гг.) и проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанницы на основе данных мониторинга освоения образовательных областей.

Цели маршрута: 

- Купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанницы;

-  Профилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка;

- Коррекция и развитие речи ребенка;

- Повышение уровня развития внимания ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий;

- Социализация ребенка среди сверстников;

- Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанницы.

Задачи ИОМ

- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

- осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;

- проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанницей;

- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Педагогом группы и старшим воспитателем ДОУ составлен индивидуальный план работы с девочкой на основе первичного обследования (мониторинга), который включает в себя:

- Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка);

- Работу с ребенком по индивидуальному плану;

- Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута).

Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации. 

Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Создание ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах. Способствование формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение. Повышение уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.) Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать   не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Повышение уровня концентрация внимания; уровня развития восприятия; уровня развития общего интеллекта.  Направление на самостоятельное выполнение заданий, предлагаемые воспитателем. Педагогу создавать ситуацию успеха во время объяснения способов действий. Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Таким образом, неоднократное выполнение упражнения ребёнком различного уровня сложности закрепляет и совершенствует способы действия, уровень развития ребёнка повысится.

Основные направления образовательного маршрута:

    - организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

    - развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

    - формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной,

    предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации,    

    рисования);

    - развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного

    механизма, речевых функций);

    - формирование представлений об окружающем (предметном мире и  

       социальных отношениях);

   - формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Предполагаемые результаты и сроки: индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на один учебный год

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки;

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Непосредственная работа педагога в рамках ИОМ

Реализация ИОМ

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Самостоятель-ная деятельность

Содержание работы по сопровождению ребенка

Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание)

В режимных моментах, в течение дня

Активность речевого общения снижена, девочка стеснительна

Привлечение к дежурству на занятиях, в уголке природы, по столовой

Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся».  

Игры: «Люблю — не люблю»;

«Ласковое имя»; «Доскажи словечко»  

 Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похожа». Пальчиковая гимнастика

Подготовка к празднику «Ярмарка осени» изготовление коллективной работы.

 Консультирование семьи «Роль сюжетно –ролевой игры».

Повтор стихотворения и текстов песен к праздникам.

В ходе НОД, в режимных моментах

Нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе

Работа в уголке природы: полив комнатных растений (совместно с другими детьми)

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)»  

Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». 

Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к праздникам.

В ходе НОД, в индивидуальной работе

Неправильно держит карандаш, кисть, закрашивает, выходя за контуры предмета.

Самостоятельная деятельность в уголке ИЗО (на выбор): упражнения «Дорисуй», «Раскрась», работа с трафаретами

Показ, объяснение, напоминание, похвала

Беседы о пользе ИЗО-деятельности для развития мелкой моторики, рекомендации по организации занятий дома

В ходе НОД, в индивидуальной работе

Не умеет отталкиваться в прыжке на двух ногах

Организация подвижных игр («Зайка серый умывается» и пр.)

Показ, объяснение, напоминание, похвала

Консультирование родителей о пользе физзарядки и общеукрепляю-щих упражнений

В режимных моментах, в ходе индивидуальной работы

Не сформированы культурно-гигиенические навыки

Реализация санитарно –гигиенических навыков по подготовке ко сну, прогулке, приёму пищи                                      (одевание, раздевание складывание вещей на стул, в шкаф), дежурство по столовой

Упражнения «Чистые ладошки», «Как нужно вытираться полотенцем», беседы о поведении за столом, ролевые игры в семью (с сервировкой стола), «Соберем куклу на прогулку», чтение художественной литературы

Беседы с родителями о пользе неоднократных повторений упражнений, о здоровой самостоятельности ребёнка, рекомендации по развитию мелкой моторики

В режимных моментах, в ходе НОД (музыкальных и физкультурных занятий), в индивидуальной работе

Общая моторная неловкость: двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, скованность, зажатость движений.

 Игры, потешки с движениями, на развитие крупной моторики («У жирафа пятна-пятна», «Буги-вуги», «Ёлочки-пенёчки» и др.)

1.Пальчиковые игры

2.Подвижные игры

3.Развитие танцевальных навыков

Консультирование родителей о необходимости повторения пальчиковых гимнастик и игр, о развитии танцевальных навыков в домашних условиях

В течение дня

Коммуникатив-ные нарушения: снижение потребности в общении, несформирован-ность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения.

Рассматривание иллюстраций к художествен-ной литературе в книжном уголке, ролевые игры в уголке ряженья

Индивидуальная работа по развитию речи на с опорой на сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, театрализован-ные игры, настольно-печатные игры

Рекомендации родителям о необходимости ежедневного чтения художественной литературы детям и бесед с ними о прочитанном

В течение дня, в ходе НОД

Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов, геометрических фигур

Игры для развития мелкой моторики: «Магнитная мозаика», мозаика, шнуровки, пазлы. Игры в уголке математики (лабиринт, волшебная горка), игры с водой и песком

Дыхательная гимнастика

Дидактические игры: лото, «Ассоциации», разрезные картинки, «Мамы и малыши», «Чудесный мешочек»

Пальчиковая гимнастика

Закрепление названий цветов, геометрических фигур дома, рекомендации по играм с водой дома

В течение дня, в ходе НОД

Слабо сформировано представление о семье, названиях растений и животных, правила поведения в общественных местах

Беседы «Моя семья», «Профессии моих родителей», дежурство в уголке природы, концентрация внимания на проблемных моментах в ходе НОД

Чтение литературных произведений, беседы на этические темы.  

Игра «Приглашение в гости».

 Решение проблемных ситуаций: «Найдём вежливые слова»; «Как поступить».

Упражнения «Мусорное ведро», «Поздоровайся по-разному», игры в кукольном уголке

Рекомендовать родителям проводить беседы на этические темы («Что такое хорошо и что такое плохо»), закреплять знания о семье через совместное просматривание семейных альбомов, закрепление правил поведения в общественных местах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...