Главные вкладки

    Музыкальная игра-сказка в воспитании ребенка.
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Лашина Елена Николаевна

    Музыка, эмоционально окрашивая восприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное отношение к персонажам и действиям, а сказка помогает восприятию музыки, углубляя и усиливая её воздействие на ребенка.”

    О.П.Радынова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalnaya_igra-skazka.docx33.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    “Игра - самый приемлемый, доступный и любимый вид деятельности для ребенка. Она является естественной формой подготовки музыкальных сказок. При этом происходит удвоение художественных впечатлений ребенка.

    Музыка, эмоционально окрашивая восприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное отношение к персонажам и действиям, а сказка помогает восприятию музыки, углубляя и усиливая её воздействие на ребенка.” (О.П.Радынова).

    Музыкальные игры-сказки могут использоваться в работе с детьми 4-7 лет на занятиях, утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей.

    Слушая классическую музыку, которая сопровождает текст сказки, дети находят образные движения, характеризующие каждый музыкальный образ. Выражают это в движениях, вокализациях, игре на музыкальных инструментах.

    На первом этапе взрослый читает текст сказки, оставляя детям лишь отдельные реплики, которые они произносят или припевают на свои собственные мелодии. Педагог направляет эту игровую деятельность детей, увлекая их и давая варианты действий.

    На втором этапе дети самостоятельно выразительно передают музыкальные сказочные образы, не меняя при этом сюжет сказки.

    На третьем этапе во время свободной деятельности дети могут придумывать продолжение игр-сказок, меняться ролями, придумывать новые варианты импровизаций.

    При этом важно, чтобы именно музыка помогала детям находить свои выразительные характеристики образов.

    Музыкальная игра-сказка.

     Встреча со сказкой всегда желанна. Именно в ней ребёнок окутывается в мир, где реальность и фантазия мирно сосуществуют; открывают перед ним маленькие и большие чудеса. Такое же чудо открытия, удивления, красоты для ребёнка – встреча с музыкой.

    В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

    В работе с младшими дошкольниками по этой теме используют несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию.

    Для работы со старшими дошкольниками по теме «Сказка в музыке» разработаны циклы интегрированных тематических занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов, русских народных сказок; просмотр видеоматериалов; музыкальные импровизации (движение и игра на музыкальных инструментах); рисование).

    «Волшебное озеро» – цикл из шести интегрированных занятий для детей подготовительной к школе группе включает в себя музыкальные произведения А. Лядова «Волшебное озеро» и «Кикимора», П.И. Чайковского «Баба Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках».

    Со старшими дошкольниками продолжают слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки. Например, музыкальное развлечение по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», где дети исполняли танцевальные импровизации под музыку К. Сен-Санса «Аквариум», Ф. Шопена «Ноктюрн», Э. Грига «Норвежский танец» и «Утро», затем выразили свои впечатления в рисунках.

    «Музыкальные  шедевры»  Автор О.П.Радынова

    Технология   развития  творческого   слышания   музыки, формирования  основ  музыкальной  культуры  у  детей  дошкольного  возраста

    Цель:  Формирование  основ  музыкальной  культуры   детей  дошкольного  возраста

    Задачи:

    Накапливать  опыт  восприятия  произведений   мировой  музыкальной  культуры  разных  эпох  и  стилей, а  также  расширять  знания  детей   о народной  музыки

    Вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра)

    Воспитывать  эстетические  чувства, тезаурус (сокровищницу  впечатлений)

    Побуждать  выражать  свои  музыкальные  впечатления  в  исполнительской,  творческой  деятельности (в  образном  слове, рисунках, пластике, инсценировках)

    Эти  задачи  едины  для  всех   возрастных  групп

    Принципы    построения   программы

    Основной  принцип  -  тематический  ( шесть  тем  на  1-2  месяца  изучения  и  их  повторение  каждый  год  на  новом  материале). Этот  принцип  помогает   систематизировать  полученные  знания, поддерживают  интерес  к  музыке.

    Первая  тема «Настроения, чувства  в  музыке»  выражает  определённое  эмоциональное  содержание

    Вторая  тема «Песня, танец, марш», основополагающая  по  программе  для  общеобразовательных  школ Д.Б.Кабалевского

    Третья  тема «Музыка  рассказывает  о  животных  и птицах»  даёт  представление  об  изобразительности  музыки, средствах  музыкальной  выразительности

    Четвёртая  тема «Природа  и музыка»   включает  в  себя  произведения, в  которых  выражены   настроения, созвучные той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня

    Пятая  тема «Сказка  в музыке» представляет  пьесы  классической  музыки  со  сказочным  содержанием, которые  дети  инсценируют, передавая  характер  персонажей  в  танцевальных, образных  движениях, рисунках

    Шестая  тема  «Музыкальные  инструменты  и  игрушки»  знакомит  с  произведениями,   имитирующими  звучание  музыкальных  инструментов, а  также  музыкальными  народными  инструментами  и  инструментами  симфонического оркестра

    Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

    Наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.  Каждый  из  этих  трёх  методов  применяется  с нарастанием   проблемности:  от  прямого  воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация)  через  закрепление  упражнения (воспроизводящие  и творческие), создание  поисковых  ситуаций (показ   вариантов выполнения  задания)  к  самостоятельному  поиску  детьми  способов  деятельности.

    Созданию  проблемных  ситуаций  способствуют  приёмы, побуждающие  к  поиску  аналогий, обобщению.  Они   формируют  музыкальное  мышление  детей,  способность  к  элементарным  суждениям, оценкам, развивают  творческое  воображение, интерес  к  музыке

    Особые  методы,  разработанные   О.П.Радыновой:

     Метод  контрастных    сопоставлений   произведений  позволяет  заинтересовать  детей, активизирует  проявление  эмоциональной  отзывчивости, художественно-образного  мышления, воображения. Этот  метод  применяется  с  учётом  возрастных особенностей.

    В  младшем  возрасте контрастные  сопоставления  наиболее отчётливы, в  более старшем  возрасте  сопоставление  произведений   применяется  с  постепенным  уменьшением  контрастности  образов

    Метод  уподобления  характеру  звучания   музыки  предполагает  активизацию  разнообразных  творческих  действий, направленных на  осознание  музыкального  образа

    Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально –образному  содержанию  музыки   (мелкая  моторика  рук, дирижёрский  жест, ритмопластика, образные  и  танцевальные  движения) побуждают  детей  к  «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков).  Различение  выразительных  интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых  особенностей является  наиболее  универсальным  средством  развития  эмоциональной  отзывчивости, музыкального  мышления, творческого  воображения.

    Тактильное  уподобление  характеру  звучания  музыки   -  прикосновение  руки  педагога  к  руке  ребёнка  с  одновременным  пояснением настроения  музыки (используется  в  младшем  возрасте)

    Словесное  уподобление характеру  звучания  музыки   -  эмоционально – выразительные  пояснения  характера  музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие  смену  настроений, поэзия, сказочная  сюжетная  форма  занятий. Применяется  в каждой  возрастной  группе  по-  разному.

    Вокальное  уподобление   характеру  звучания  музыки   в  виде  тихого  выразительного  напевания  педагогом  мелодии  во  время  звучания  произведения  и подпевания  отдельных  интонаций  детьми  применяется  в  младшем  возрасте (И.В.Груздова). Этот  метод  способствует  различению  на  слух  конкретной  мелодии, выделению  в ней  наиболее  ярких  средств.  В средней  и  старшей  группе  дети  уже  сами  напевают  полюбившиеся   мелодии, что  свидетельствует  о  проявлении  интереса  к музыке, накопления  опыта  её  восприятия

    Мимическое  уподобление    характеру  звучания  музыки – сосредоточенное  внимание  взрослого  во  время  звучания  произведения, выражение  глаз, улыбка  или  серьёзность   крайне  важно  для  ребёнка  и  служит  своеобразным  ориентиром  в  процессе  восприятия  музыки.

    Темброво-инструментальное    уподобление  характеру  звучания  музыки  применяется  в  виде  оркестровки, выбора  выразительного  тембра  инструмента, соответствующего  эмоциональному содержанию  музыкального  образа. В  младшей  группе  выполняются  простейшие  действия  с музыкальными  инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет  могут  применять   звуковысотные   инструменты.

    Интонационное  уподобление  характеру  звучания  музыки    крайне  важно  в деятельности  с  детьми  младшего  возраста. Дети 1-ой младшей  группы  не  понимают    значение слов,   ориентируются  на  интонационную  выразительность  речи  педагога, несущую  определённый  смысл.

    Цветовое     уподобление  характеру  звучания  музыки    применяется  для  закрепления  представлений о  характере  музыки, выявление  реакций  на  изменение  настроений.

    Полихудожественное   уподобление  характеру  звучания  музыки    -выразительная  роль  средств    языка  разных  искусств:  живописи, художественного  слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение  музыкального  произведения  с картиной  в  плане  общности  или  различия  выраженных  в них  настроений, музыкального  произведения  со  стихотворениями  по  эмоциональным  признакам, использование  инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся  классической  музыкой, ритмопластические  импровизации  формируют  у детей  представления  о  выразительных  возможностях  искусств

    Непосредственная  образовательная  деятельность (НОД) -  основная  форма   организации  детской  деятельности, где  решаются  задачи   формирования  основ  музыкальной  культуры. Все   виды   деятельности  (индивидуальные,  по  подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные  и  их  разновидности)  применяются  и  варьируются  в  зависимости  от  возраста  и  уровня  музыкального  развития  ребёнка.

      Автор  считает  важным то, что бы  музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

    слушание знакомых  музыкальных  произведений музыкальные  игры –путешествия в  прошлое  и настоящее

    игры –сказки звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования

    тематические  музыкальные вечера

    беседы –концерты

    театральные  постановки

    праздничные  утренники

    Музыкальная  игра – сказка  по программе

    О.П. Радыновой  

    «Музыкальные шедевры»

    «Муха – Цокотуха»  

    1. Музыка: И.С. Бах  Прелюдия
    2.  Ведущая ( на фоне музыки) : « Музыкальная сказка  « Муха  - Цокотуха» по сказке К. Чуковского»  - продолжение музыки
    3. Ведущая: « Муха, муха – Цокотуха, позолоченное брюхо! муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар.
    4. Чайковский – Полька
    5. Муха –Цокотуха: « Приходите тараканы , я вас чаем угощу!»
    6. Свиридов « Попрыгунья»
    7. Ведущая: « А букашки – по три чашки с молоком и крендельком. Нынче муха – Цокотуха именинница!»
    8. Ф. Шопен – Вальс №11
    9. Ведущая : « Приходили  к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые – в них застежки золотые»
    10.   А. Гречанинов «Верхом на палочке»
    11. Ведущая: « Приходила к Мухе, бабушка пчела, Мухе – Цокотухе мёду принесла»
    12. Ж.-Ф. Рамо « Радость»
    13. Музыка : С. Прокофьев «Сарказм» - Ведущая ( на фоне музыки): « Вдруг какой-то старичок паучок, нашу муху в уголок поволок. Паутиной её обволакивает и смеясь, узлы затягивает»

    Муха – Цокотуха: « Дорогие гости, помогите! Паука – злодея, прогоните! И кормила я вас, и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час!»

    1. Ведущая ( на фоне музыки) - но жучки – червячки испугалися, по углам, по щелям разбежалися:

    Музыка: Э. Вилла – Лобос «Петрушка» - Ведущая ( на фоне музыки) :

     « Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки, а букашки под кровать. Не желают воевать! И никто даже с места не сдвинется, пропадай, погибай Именинница!»

    1. Ведущая: «Вдруг откуда-то летит маленький комарик, и в руке его горит, маленький фонарик»
    2. И.С. Бах «Шутка» Сюита №2 для камерного оркестра
    3. Комарик: «Где паук, где злодей? Не боюсь его когтей!»
    4. Ведущая: « Подлетает к пауку, саблю вынимает. И его на всём скаку  сразу прогоняет»
    5. П.И. Чайковский Интродукция из балета «Спящая красавица» ( Тема феи Каробос)
    6. Ведущая: « Муху за руку берёт и к окошечку ведёт»
    7.  П.И. Чайковский Интродукция из балета «Спящая красавица» ( Тема феи Каробос) - продолжение
    8. Комар: «Я злодея победил, я тебя освободил, и теперь , душа-девица, будем вместе веселится!»
    9. Ведущая: « Тут букашки и козявки, выползают из под лавки»
    10. А. Лядов «Первое скерцо»
    11. Букашки и Козявки: « Слава, слава Комару – Победителю!»
    12. Ведущая: « Музыканты прибежали и фанфары зазвучали»
    13. Игра на музыкальных инструментах -  П.И. Чайковский «Полька» («Детский альбом» )
    14. Ведущая: « Веселится народ, дружно пляшет и поёт, вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!    »
    15. А. Дворжак «Славянский танец» - Танец общий

    “ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ”

    (музыкальная игра-фантазия для детей 4-6 лет)

    Рассказчик: Как-то летом на лужайке
    очень умный майский жук
    основал для насекомых
    Академию наук!

    Танец-представление “Гавот” Д.Шостакович.

    Дети под музыку выходят по одному, импровизируя движения насекомых. Садятся на “ромашки”.

    Жук: Академия открыта!
    От зари и до зари
    насекомые лесные 
    изучают буквари!

    Кузнечик: А – акула, Б – береза,
    В – ворона, Г – гроза!

    Жук: Шмель и муха, не жужжите!
    Успокойся, Стрекоза!
    Повторяйте, не сбивайтесь:
    Д – дорога, Е – енот…

    Все: Д – дорога, Е – енот!

    Жук: Повернись к доске, Кузнечик!
    Сел ты задом наперёд!

    Бабочка: Ж – журавль или жаба,
    З – забор или змея!

    Жук: Не смеши клопа, Комарик,
    пересядь от Муравья!

    Пчела: И – иголка, К – крапива,
    Л – лисичка, липа, лук!

    Шмель: М – медведь, мышонок, море,
    Н – налим, а О – олень!

    Жук: В академию не ходят
    те, кому учиться лень!

    Муха: П – петрушка, Р –ромашка,
    С – сучок или сморчок!

    Жук: Ты пчела, не корчи рожи!
    Не подсказывай, Сверчок!

    Шмель: Т – травинка, У – улитка,
    Ф – фиалка, Х – харёк!

    Жук: После первой перемены
    мы продолжим наш урок!

    Игра-релаксация “Галоп” Д.Шостакович.

    Дети импровизируют, используя движения из игры “Жуки”, венгерская народная мелодия, обработка Л.Вишкарева

    Жук: Продолжаем, продолжаем!
    Кузнечик, видишь эти буквы?
    Это А и Б!

    Кузнечик: А и Б!
    Жук: Молодец, а теперь бери мел!

    Кузнечик: Это мел?

    Жук: Ну зачем ты его съел?

    Кузнечик: А я думал, что это конфета
    и попробовать захотел …

    Жук: А это буква У
    К и У будет …

    Все: КУ!

    Жук: К и О будет …

    Кузнечик: КО!
    КУ-КУ-КУ! КО-КО-КО!
    Это очень нелегко!

    Все: Ничего, мы поможем тебе!

    Кузнечик: А я научу вас играть на трубе!

    Жук: Ты умеешь играть на трубе?

    Шмель: Даже по нотам?

    Кузнечик: Пустяки, чего там!
    Давайте споём и сыграем?

    Жук: И так, начинаем!

    Оркестровка “Вальс-шутка” Д.Шостакович.

    1 часть – колокольчики, бубен, треугольник

    2 часть – труба

    3 часть – танцевальная импровизация

    4 часть – колокольчики, бубен, треугольник, труба

    Жук: Учат азбуку букашки,
    чтобы грамотными стать.

    Все: Потому что, это мало – 
    только ползать и летать!

    Жук: Наш урок закончен!

    Цели и задачи: Цель:  Формирование  основ  музыкальной  культуры   детей  дошкольного  возраста.
    Задачи: 
    Накапливать  опыт  восприятия  произведений   мировой  музыкальной  культуры  разных  эпох  и  стилей, а  также  расширять  знания  детей   о народной  музыки;
    Вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра);
    Воспитывать  эстетические  чувства, тезаурус (сокровищницу  впечатлений);
    Побуждать  выражать  свои  музыкальные  впечатления  в  исполнительской,  творческой  деятельности (в  образном  слове, рисунках, пластике, инсценировках).
    Эти  задачи  едины  для  всех   возрастных  групп!

    Задачи  программы, а  также  более конкретные  задачи, сформулированные  по  каждой  теме,  едины  для  всех  возрастных  групп:

    • Расширять  знания  о  музыке
    • Вызывать  и  поддерживать  интерес  к  музыке
    • Развивать  музыкально –эстетические  потребности, признание  ценности  музыки, начало  вкуса, представления  о  красоте
    • Побуждать  к оценке  музыки (эмоциональной  и словесной), оценочное  отношение.

    К сценарию сверху поставить, под любую сказку:

    Цель:

    • познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского;

    • создать условия для развития фантазии, творчества в процессе театрализованной деятельности;

    • способствовать развитию эмоционального раскрепощения детей.

    Задачи:

    • познакомить детей с различными произведениями К. И. Чуковского;

    • приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ДОУ, к семейному чтению литературных произведений;

    • создать библиотеку книг К. И. Чуковского;

    • формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

    • совершенствовать артистические навыки детей;

    • побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

    Участники проекта: имена воспитателей, педагогов

    • Дети старшей группы …

    • Родители воспитанников старшей группы

    Продукт проекта:

    • Театрализованная постановка по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» с участием детей.

    Сроки реализации:

    • ……

    Этапы реализации проекта:

    • Подготовительный 

    • Основной 

    • Итоговый 

    Прогнозируемый результат:

    • Сформированность творческого потенциала, духовно-обогащенной, активной, эмоционально-отзывчивой личности ребенка;

    • Развитие у детей инициативности, способности к импровизации, самостоятельности;

    • Развитие у детей интереса к чтению, к книге;

    • Знание детьми произведений К. И. Чуковского.

    Анализ:

    В результате работы над проектом Театрализованная деятельность в старшей группе по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»:

    • В группе были созданы условия для ознакомления детей с произведениями К. И. Чуковского (создана библиотека книг писателя);

    • Удалось повысить интерес родителей воспитанников к деятельности ДОУ, привлечь их к активному участию в подготовке к театрализованной постановке;

    • Был отмечен рост интереса детей к театрутеатральный уголок в группе стал активно задействован;

    • Был отмечен рост творческой активности детей, желание участвовать в театрализованных играх;

    • Был отмечен рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

    • Обогатился уровень знаний и представлений детей о предметах окружающей обстановки, живого мира, социальной действительности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как собака себе друга искала" - музыкальная игра - сказка.

    Сказка  - это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатлени...

    Музыкальная игра -сказка "Муха-Цокотуха"

    Музыкальная игра-сказка поставлена на основе программы  О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры"...

    Музыкальная игра-сказка "Теремок".

    Всем известная сказка, оформленная фрагментами классических произведений. Автор: Юданова А.И....

    музыкальная игра сказка "Снежинкина мечта" по мотивам сказки В. Хмельницкого

    Игра сазка  побуждает  детей к выразительности образно-пластического взаимодействия и перевоплощения, а также развивает мышление, воображение, творческие способности....

    МО воспитателей детского сада Мастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»

    МО воспитателей детского садаМастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»...

    Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

    В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников....