Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Эти чудо-камни»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Крошкина Лариса Владимировна

Цель: Развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию

интереса к неживой природе (камням);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д.с. №5 «Яблонька» г.о.г. Кулебаки.

Конспект оод по экспериментальной деятельности «Эти чудо-камни»

Подготовила: Крошкина Л.В.

2017год

Цель: Развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию

интереса к неживой природе (камням);

Задачи :

образовательные: формировать умение классифицировать камни по признакам(цвет, форма, размер, вес, температура) ; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.

развивающие: развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление; способствовать развитию речи.

воспитательные: воспитывать уважительное,  доброжелательное отношение к сверстникам; формировать чувство взаимного уважения, умение считаться с интересами других, воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: презентация ,мешочек с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Ход ООД

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Вос-ль : Ребята! К нам в детский сад пришло письмо от профессора Почемучки. Ему сказали, что в детском саду «Яблонька» очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому он хочет пригласить нас в свою лабораторию.

Но к сожалению , сам профессор нас принять не сможет .Но он любезно разрешил воспользоваться его лабораторией. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Ответы детей: (опыты, изучают предметы, их свойства)

Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать волшебный мешочек ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в мешочке ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто хочет быть ведущем и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой) Вопросы: ( Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: «Можно мне задать вопрос?»)

Вопросы:

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый?)

Дети, вы догадались, что находится в мешочке ощущений? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?( Камень).

Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стихотворения? Ответы детей.

Вос-ль: Ребята, а где можно встретить камни? (везде) Взгляните, пожалуйста на экран (показ презентации)

Вос-ль Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами. Какие вы молодцы все знаете!!! Предлагаю пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Чего? (Камней)

Вос-ль: Господа, ученые занимайте свои рабочие места.

Вос-ль: У вас у всех лежат камешки

Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы).Ачем они отличаются друг от  друга? Вот мы свами открыли первый секрет камней –они разные.

Воспитатель: 

 Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? 

– попробуйте  выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

—  Как вы думаете, почему у него нет острых углов? ( Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

 Ребята, какой секрет вы  открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми).

 

 Вы знаете, оказывается наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки?  (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Что вы выяснили, мои маленькие ученые?

Вывод: камни имеют разную температуру

Вос-ль:  Ребята, а как вы думаете что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим?  Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Давайте проведем этот опыт . Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее? Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее)

Предлагаю немного отдохнуть Физкультминутка

До болота идти нелегко

До болота идти далеко, (Шагаем на месте.)

До болота идти нелегко. (Наклоны туловища влево-вправо.)

«Вот камень лежит у дороги, (Наклон туловища вперед.)

Присядем и вытянем ноги». (Присели.)

И на камень лягушки кладут узелок. (Повороты туловища влево-вправо.)

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!» (Руки вверх, прогнулись.)

Вдруг на ноги камень вскочил (Прыжок на месте.)

И за ноги их ухватил. (Руки в стороны.)

И они закричали от страха: (Руки на пояс.)

Это-ЧЕ! (Хлопаем в ладоши.)

Это-РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕРЕПАХА!»

Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите , что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта обозначает, что камни твердые.

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить? Ко мне подойдет Лера и ударит молоточком по камню.:И что же произошло?( Камни остались невредимы). Камни прочные.

Вос-ль: Я предлагаю определить еще одно свойство камней.

Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Какие свойства мы изучили? (камень тяжелый).

Вос-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни ?( в строительстве дорог, украшения, лечение).( ответы детей). Правильно, ребята

Вос-ль: Молодцы! Предлагаю   вам еще раз вспомним о свойствах камней. Начнем с того,  что камни какие? (разные,  твердые прочные, тяжелые) и они отличаются?   (по цвету, форме, размеру)

Вос-ль: Ребята, а для профессора Почемучки, который любезно разрешил нам воспользоваться своей лабораторией, предлагаю сделать подарок-выложить из камней красивую картинку. ( творческая коллективная работа детей)

Вос-ль: : Ребята, нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Путешествие в страну "Знайка"

Это занятие по экспериментированию, где дети узнают свойства резины. В гости к детям приходит Пятачок и они вместе отправляются путешествовать в страну "Знайка"....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства»

Эх, матушка Зима - всё укутала в снега!Каждый год, в январе, мы проводим тематическую неделю "Зимние игры и забавы". Эти зимние денёчки очень любят наши детки. Это и весёлые игрища на прог...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...