проект "Создание мини музея "Я - Городовиковец"
проект (средняя группа) на тему

Светличная Елена Юрьевна

работа по проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Создание музейной комнаты в  ДОУ»

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.

В нашем детском саду мы работаем над созданием этнографического музея. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление.  

Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю. 

Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать  работу по изучению  родного города  и края. 

Цель: Разработка и создание музейной комнаты в детском саду.

Задачи:

С педагогами: 

1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;

2) повышение профессионализма педагогов  в работе по формированию краеведческих представлений;

3) разработать положение, пакет методических материалов,  систему планирования  познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.  

С детьми:

1) знакомить с музейной культурой Городовиковска

2) способствовать формированию интереса и любви к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;

3) развивать познавательный интерес к истории, культуре и традициям Калмыкии

4) содействовать воспитанию гражданственности. 

С родителями: 

 1) заинтересовать родителей в создании музейной комнаты,

 2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности. 

При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея: 

- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;

- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);

- личностный компонент:  музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. 

Особенность  мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…). 

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея,  созвучны с основными задачами современных комплексных программ. 

В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое,  настоящее и будущее Городовиковска. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.

Участники:

- заведующий ДОУ

- воспитатели и музыкальный руководитель;

- воспитанники детского сада,

- родители,

- социальные партнёры: сотрудники районного краеведческого музея, детской библиотеки, Дома творчества детей.

Тип проекта: долгосрочный.

Проект будет реализован в три этапа: 

1. подготовительный, 

2. практический,

3. заключительный. 

На подготовительном этапе определяется стратегия реализации проекта (определяется цель, задачи, направления работы, результативность),  решаются организационные вопросы.

Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий:

1.  Организационно-методическая работа педагогов

- Изучение литературы по музейной педагогике. 

- Составление положения о музейной комнате.

- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ. Консультация для педагогов по созданию и организации работы  музейной комнаты руководителем музея МКОУ К СОШ  

- Составление картотеки описания экспонатов.

- Разработка системы планирования   познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.

- Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации работы в мини-музее.

- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности 

2.  Организация работы с детьми

- Мониторинг знаний детей о музее (устный опрос)

- Посещение музеев Городовиковского района с детьми  («Районного историко-краеведческого музея», МКОУ КСОШ). 

- Экскурсии в детскую библиотеку, Экскурсии в районный Дом детского творчества

- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование, 

- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании 

- Формирование коллекций 

- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей 

3.  Взаимодействие с родителями.

- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

- Информация для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль музея в развитии познавательной активности детей».

- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации. 

- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Городовиковска.

- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. 

Для этого во время практического этапа будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования  деятельности в рамках музейной комнаты.

 Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках музейной комнаты будет осуществляться через:

- формирование и организацию коллекций, 

- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);

- взаимодействие с предметной средой музея. 

Музейная комната станет местом изучения быта казаков, познания истории Городовиковска и Калмыкии

На заключительном этапе будут проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей. 

Результаты реализации проекта будут представлены через:

- показ открытых мероприятий в рамках проекта,

- разработки информационно-методических материалов о музейных экспонатах, 

- выпуск брошюры с методическими материалами организации работы с воспитанниками в музейной комнате, 

- размещение методических материалов на сайте МКДОУ  д/с «Сказка»

На подготовительном и заключительном этапе проекта проводят мониторинг  через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей. 

Вопросы для беседы с ребенком:

- Для чего нужен музей? 

- Что хранится в музее? 

- Что можно делать  с экспонатами?

- Какие правила поведения в музее ты знаешь?

Предполагаемый результат.

С педагогами: 

1. Создание музейной комнаты в ДОУ. 

2. Овладение педагогов практическими навыками в организации  работы по формированию краеведческих представлений.

3. Разработка положения, пакета методических материалов,  системы планирования  познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.  

С детьми: 

1. Повышение уровня знаний  детей о музее,  о родном городе и крае.

2. Проявление интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края.

3. Повышение познавательной активности детей в познании родной станицы, края.  

 С родителями:

 1. Активное участие родителей в сборе, создании экспонатов,  оформлении музейной комнаты.

Планы на будущее

В дальнейшем мы планируем продолжить работу в русле проектирования деятельности педагога ДОУ. Организовать работу по распространению педагогического опыта работы ДОУ по данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...