Поговорим о воспитании доброты
консультация на тему

Ларина Татьяна Ивановна

Данныйматериал может быть использован в работе с родителями  как консультация или выступление на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл поговорим о воспитании доброты17.23 КБ

Предварительный просмотр:

                         «Поговорим о воспитании доброты».                                                

Доброта, отзывчивость, чуткость, трудолюбие-  кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? Но, к сожалению, не всегда их желания сбываются.

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям,  стремление делать добро другим».

- Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. Выделяется  семь основных «ступеней» доброты.

- Дружелюбие – открытое  и доверительное  отношение к людям.

- Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

- Отзывчивость – готовность помогать другим людям.

- Совесть – нравственная  ответственность  за свои поступки.

- Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.

- Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.

- Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребёнке надо воспитать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость,  умение отстаивать свои интересы любой ценой.Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растёт в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.  

Воспитывать в ребёнке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Родители - первые проводники ребенка в усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В наши дни произошла подмена нравственных понятий. Иногда можно слышать подобное: « Ребенок из благополучной семьи. Мама- экономист, у папы- свой бизнес. Как же ребенок мог так ужасно поступить?». Но благополучие семьи определяется не её материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением ( а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку.

«Ах, какая замечательная пирамидка!- должна сказать ему мама.

-Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку. Спасибо тебе, мой добрый сынок!»

Но вместо этого торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит: «Играй сам. Этого же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша к личности другого ребенка: «Не обижай девочку.Дай мальчику свою машину поиграть, она ему понравилась».

Сущность доброты- это способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если ребенок замахнулся ногой на птичку, сорвал ветку, то не стоит смеяться, оправдывать ребенка, полагая. что он ещё маленький. Нужно спокойно, но уверенно показать недовольство его поведением и быть непреклонным, если подобное повторится. Таких уроков потребуется немало и начинать их надо как можно раньше. Не нужно думать, что в возрасте до трёх лет дети мало  что понимают и не запоминают.

 То, что увидит и услышит ребенок в первые годы жизни,  откладывается на подкорке головного мозга, т.е. ребенок и не вспомнит, что в 2,5 года ему говорили, что кошку бить нельзя, но будет это знать как бы само собой разумеющееся.

Прививайте ребенку сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, уважение к животным и природе- а для этого начать нужно прежде всего с себя. Читайте детям поучительные сказки, смотрите мультики со счастливым концом, рассматривайте иллюстрации и поясняйте, что происходит, обращайте внимание на поступки, творящие добро.

У замечательного поэта Эдуарда Асадова есть поучительное стихотворение, вслушайтесь в эти строки и подумайте об их смысле:

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Тысячи мнений простых и сложных.

Как разные курсы для корабля.

 О том, что любить надо осторожно

И мудрости преподать детям должно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Всё верно, беда- коли знаний мало,

И всё-таки в этом ли только зло?

А что как успехов при воспитаньи,

Добиться не так уж и тяжело?

Нет, беды сами собой не являются,

Хотите вы этого , не хотите .

И дети с пороками не рождаются,

А плюсов и минусов набираются

Всё чаще от мудрых своих родителей.

Все ждут, чтоб горели глаза ребят

Незамутненно, светло и ясно.

И детям с утра до темна твердят,

Что надо быть честным, что ложь ужасна!

Но много ли веры внушеньям этим?

Ведь если родители сами лгут,

На службе  и дома, и там, и тут.

Лгут просто, как будто бы воду пьют,

Откуда же взяться правдивым детям!?

И кто будет верить словам о том,

Что вреден табак и спиртное тоже,

Коль взрослые тонут в дыму сплошном

И кто-то нарежется так вином,

Что только у стенки стоять и может!

А что до красот языка родного,

То все хрестоматии – ерунда!

Коль чадо от папочки дорогого

Порой наслышится вдруг такого,

Что гаснут аж лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и сё,

А средство, по моему,  всем по росту

Тут всё очень сложно и очень просто:

Будьте сами хорошими- вот и всё!

                                                                  Ларина Т.И, воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Поговорим о воспитанности"

Познакомить родителей с методами формирования навыков культурного поведения у детей...

Нравственное воспитание.Воспитание доброты.

Конспект занятия по нравственному воспитанию....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Родительское собрание "Поговорим о воспитании"

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало ...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...