Самообразование
методическая разработка (средняя группа) на тему
Тема:«Познавательное развитие дошкольников как условие формирования у них основ экологического воспитания»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 92 «ЛАДУШКИ»
План работы по самообразованию воспитателя
МАДОУ «ЦРР – д/с №92 «Ладушки»
Латипова Лейсан Газизовна
Тема: «Познавательное развитие дошкольников как условие формирования у них основ экологического воспитания»
г. Нижнекамск, 2016 – 2017 гг.
План повышения квалификации (самообразования)
воспитателя МАДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад №92 «Ладушки»
Ф.И.О. Латипова Лейсан Газизовна
Должность: воспитатель
Образование «Набережночелнинский государственный педагогический институт «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Методист по дошкольному воспитанию по специальности «Дошкольная педагогика и психология»».
Повышение квалификации: в Елабужском институте (филиале) К(П)ФУ на тему «Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста», 5 июня 2015г., в объеме 72 часов.
Квалификационная категория: Не имею
Стаж: 8 лет.
Дата составления плана:15.08.2016г.
Тема самообразования: «Познавательное развитие дошкольников как условие формирования у них основ экологического воспитания »
- Актуальность темы и ее обоснованность:
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
- Цель:
- формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
- побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
- Задачи:
-Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
-Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов
- Ожидаемый результат:
- Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
- Развить познавательные способности детей.
- Воспитать у детей бережное отношение к природе.
- Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.
Блок «Родители». У родителей повышается потребность в бережном отношении к природе.
Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.
Блок « Дети»:
• учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);
№ п/п | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения |
2016 – 2017 учебный год | ||||
1. | Теоретический | Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. | ||
2. | Практический:
работа с родителями 3. Работа с педагогами | Сентябрь Во саду ли, в огороде Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Наблюдения
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Наблюдения 3. "Зелёная аптека" Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. 4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов ОКТЯБРЬ 1.Путешествие в страну Осень. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. -Наблюдения за состоянием погоды на участке 2.Тайны грибного царства Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. -Загадки Лесовичка о грибах 3.Чудо- ягодка. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) -Рассматривание иллюстраций, муляжей 4. Воздух Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) НОЯБРЬ 1. Мир растений. Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений 2.Подводное царство Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. Наблюдения за аквариумными рыбками (дома видео сюжет) 3.Волшебница вода Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. Беседа 4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов ДЕКАБРЬ На бабушкином дворе Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. -Отгадывание загадок о домашних животных -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные -Дидактические игры: "Назови детёнышей" "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт" -Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по-модели) -Чтение сказки "Как собака друга искала" 2.Лесные жители Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным. -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" 3. Белый снег, пушистый Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). -Опыт со снегом 4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов ЯНВАРЬ 1. В гостях у птиц. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" Беседа о зимующих и перелётных птицах 2. Зимушка-зима. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Беседа о зиме 3. Песок, глина, камень, почва Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. -Опыт с песком, глиной 4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов ФЕВРАЛЬ 1. Путешествие в царство комнатных растений. Познакомить с новыми растениями ( герань, алоэ..) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" 2. Обитатели уголка природы Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили. - Длительное наблюдение за черепахой, хомяком. 3.Стекло и металл Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. -Опыт со стеклом, металлом 4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов МАРТ 1. В гостях у Веснянки Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" 2. Береги живое! Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Рассматривание Красной книги, беседа рассматривание иллюстрации. Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" 3.Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. -Рассматривание предметов из этих материалов 4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов АПРЕЛЬ 1.Насекомые - наши помощники Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. -Отгадывание загадок 2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства. Наблюдения за цветением деревьев 3.Земля- мой дом Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. 4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов МАЙ 1.Экологическая тропинка Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев. Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" 2.Человек - живой организм Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека 3. Бумага, древесина, ткань Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволока, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.
4 повторение Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов 2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу. 3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями: – «Осенние фантазии»; – «У моей мамы-руки золотые» выставка поделок; – «Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки из любого материала; – Фоторепортаж: «Мой папа – самый смелый» 4. Консультации для родителей: – «Восприятие красоты окружающего мира природы»; – «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»; – «Широкая масленица»; – «Навруз».
5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через природу». 6. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой. 7. Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» по изготовлению кормушек для птиц. 1. Посещение занятий по проблеме. 2. Участие в семинарах-практикумах 3. Показ открытого занятия по проблеме | Сентябрь, 2015 г. 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 4 неделя 3 неделя 4 неделя 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | |
3. | Диагностический блок | Уровень освоения программного материала на н/г и на к/г. | октябрь, май | |
4. | Аналитический блок | Обоснованность уровня освоения программы. | октябрь, май | |
• знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
• формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);
• приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).
• использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
• привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.
- Механизм реализации:
- сроки 1год
- блоки.
Подготовительный этап.
- Создание условий для развития когнитивных способностей дошкольников.
Теоретический этап.
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Аналитико-диагностический:
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);
- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);
- перспективные планы (технологическая карта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
- Мне нравится (1)
