«В стране Математики»
проект (подготовительная группа) по теме

Герт Наталья Викторовна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «В стране Математики»323.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Проект

«В стране Математики»

                                                                                                                                                                                           Воспитатели: Герт Н.В. разновозрастной

                                                                                                                                                                                             группы «В» ОН  для детей

                                                                                                                                                                                                                   от 5 до 7 лет.

                                                                                                                                 

 

пгт. Высокий

2016-2017 год

Цель  проекта: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.

Задачи проекта:

-формировать у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;

-формировать умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;

-поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;

-содействовать развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.

            Участники проекта: воспитанники группы «В» общеразвивающей  направленности для детей от  5-7 лет, родители воспитанников, воспитатели

Классификация основных позиций реализуемого проекта:

доминирующая деятельность в проекте – познавательно- творческая;

характер контактов – дети, родители (законные представители), педагоги;

форма участия в проекте – коллективная.

Общая продолжительность проекта – 3 года (средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст (шестой, седьмой год жизни).

II. Этапы реализации проекта

Проект включает в себя два этапа: подготовительный и обобщающий.

На подготовительном этапе педагоги проводят НОД с детьми следующего характера:

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, цифрах, разнообразных линиях;

Закреплять в подвижных играх и играх-соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии.

Учить составлять описательные рассказы, сочинять сказки;

Развивать умение находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе;

 Знакомить детей с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семи цветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.;

Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию, изобретательскую смекалку.

В основе обобщающего этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки. Продуктом детской деятельности может послужить, например, создание абстрактного геометрического панно, тематического коллажа «Превращение фигур в предметы», «Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами» и т.д.

III. Практическая значимость

Формирование стойкого интереса детей у исследовательской и творческой деятельности;

Формирование представления детей о математических понятиях;

Формирование умений ставить цель, подбирать средства для ее достижений, умений логически мыслить;

Выявление одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением.

IV. Порядок участия в проекте

Реализация проекта проходит в два этапа:

Подготовительный этап реализуется в течение учебного года (с 01октября  по 31марта текущего учебного года);

Обобщающий этап – в срок с 01 октября по 01 марта каждого учебного года.

По итогам проведения обобщающего этапа на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, организуется выставка всех творческих работ, принявших участие в проекте.


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

месяц

форма организации детской деятельности

наименование мероприятия

категория участников

 октябрь

4.10.16г

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра «Дорожки»

Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Дидактическая игра и блоками Дьенеша  «Украсим елку бусами».

Цель: закрепить навыки  порядкового счета. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», пространственные представления детей, логическое мышление, воображение, сообразительность; развивать мелкую моторику; воспитывать терпение и усидчивость.

Чтение художественной литературы;  сказка «Два жадных медвежонка». Учить слушать внимательно; воспитывать любознательность, развивают память, инициативность,

воспитатели, воспитанники

октябрь

11.10.16г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра «Помоги Незнайке»

Цель; совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами.

Художественно-продуктивная деятельность «Веселое творчество».

Поделки из геометрических фигур. Открытки из кругов к дню матери.

Чтение художественной литературы;  сказка «Волк и семеро козлят». Развивать любознательность, развивают память, инициативность,  учить импровизации.

воспитатели, воспитанники

октябрь

18.10.16г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра «Помоги зайчикам добраться до домика!»
Цель; учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Дидактическая игра «Веселые соседи».

Цель; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Художественное творчество «Превращение цифры в предмет»

 Закрепить знания о цифрах, развивать творчество, фантазию и воображение.

воспитатели, воспитанники

октябрь

25.10.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра  «Ни копись»

Цель; развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание; закрепить знания о геометрических фигурах; учить составлять рассказ описание на предложенную тему,

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

 Дидактическая игра «Найди свой сувенир».

Цель; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

воспитатели, воспитанники

ноябрь

1.11.16г.

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема.  «Арифметические задачи на сложение и вычитание».

Цель: продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивающая игра  «Танграм».

Цель; научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

Чтение художественной литературы;  сказка «Двенадцать месяцев». Учить устанавливают временные отношения, закрепить  порядковый  и количественный счет, формировать умение определять пространственное расположение предметов. 

воспитатели, воспитанники, родители

8.11.16г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Игра «Геометрический планшет». Развивать мелкую моторику, фантазию, логику, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость,  закрепить знания о геометрических фигурах, учить действовать по образцу и самостоятельно конструировать.

Развивающая игра «Превращение фигур в предметы».

 Цель; закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

Драматизация  сказки; «Двенадцать месяцев». Учить устанавливают временные отношения, закрепить  порядковый  и количественный счет, формировать умение определять пространственное расположение предметов. Развивать артистизм, творчество, воображение. 

воспитатели, воспитанники

15.11.16г.

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема. «Геометрические фигуры».

Цель; продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание; развивать представления о геометрических фигурах их умение рисовать их на бумаге; закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.

Игра «Геоконт».

Цель;развивать  пространственное  мышление, воображение, логики, мелкую моторики, внимание, усидчивость, способствовать  постичь азы геометрии; учать анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия.

Чтение художественной литературы; сказка «Три медведя».  Закрепить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывать любознательность, развивать память, инициативность, учить импровизации.

воспитатели, воспитанники

ноябрь

22.11.16г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра «Сложи из счетных палочек»

Цель: Упражнять детей в выкладывании фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти из счетных палочек. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Учить анализировать и синтезировать упрощенные графические изображения.

Словесная игра  «Веселые задачи».

Цель; учить мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться своим жизненным опытом и наблюдательностью; развивать сообразительность и смекалку.

Чтение художественной литературы; Т. Ахмадовой «Урок счета» помочь выучить. Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

воспитатели, воспитанники, родители

29.11.16г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра  «Колумбово яйцо».

Цель; учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Развивающая игра  «Круги Луллия».

  • Цель; развивать логическое мышление, сенсорные способности,  представление о множестве, тренировать в счёте, решение примеров, наглядно-образное мышление;
  • закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; формировать представления о математических понятиях; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Просмотр и обсуждение  мультфильма; «Как измеряли удава» Г. Остер

воспитатели, воспитанники, родители

6.12.16г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра «Числовой фриз».

Цель; закрепить понятие о числе; обогащать полученные знания; развивать математические способности; формировать интерес к математике; подобрать пословицы, поговорки, загадки, задачи в стихах о цифрах.

Развивающая игра «Геометрический фриз».

Цель; закрепить представления о геометрических фигурах. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

воспитатели, воспитанники, родители

13.12.16г.

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема.  Решение арифметических задач самостоятельно.

Цель: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание; совершенствовать навыки счета со сменой его основания; закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями.

Развивающая игра  «Сложи узор».

Цель; научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки; развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

Просмотр и обсуждение мультфильма; «Цветик-семи цветик».

воспитатели, воспитанники, родители

декабрь

20.12.16г

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Решение задач самостоятельно в пределах 10»

Цель: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи  в пределах 10;овершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку; закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10; развивать внимание

Развивающая игра: «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенский.

воспитатели, воспитанники, родители

27.12.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Чтение художественной литературы; С. Маршака «Веселый счет» помочь запомнить выучить. Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Художественно-продуктивная деятельность «Веселое творчество». Поделки из геометрических фигур. Птичка из кругов.

.Развивающая игра: «Веселые соседи»

Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.

воспитатели, воспитанники, родители

10.01.16г

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Счет прямой и обратный в пределах 20»

Цель: продолжать учить детей составлять  и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание  в пределах 10; упражнять в счете прямом и обратном порядке в пределах 20; развивать внимание, память, логическое мышление.

Игровое упражнение: «Считай дальше»

Цель: Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; закрепить порядковый счет в пределах 20; развивать внимание, память, логическое мышление.

воспитатели, воспитанники, родители

17.01.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Чтение художественной литературы; И.Токмаковой «Сколько?» помочь запомнить. Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Развивающая игра:  «Сложи квадрат» Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Развивающая игра «Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

воспитатели, воспитанники, родители

февраль                                                                   январь

24.01.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра: «Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу;развивать внимание, память, логическое мышление.

Художественное творчество «Рисуем фигурами»

Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение

Развивающая игра: «Речка»

Цель: учить сравнивать прямоугольники по ширине и длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины или ширины,  учить использовать в речи слова «шире», «уже», «длинный», «короткий», закреплять название цвета и формы; развивать внимание, память, логическое мышление.

воспитатели, воспитанники, родители

31.01.16г

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Решение задач  самостоятельно в пределах 10»

Цель: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивающие игра: «Эстафета фигур (Блоки Дьенеша)

Цель: научить решать логические задачи – умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.

воспитатели, воспитанники, родители

7.02.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающие игра: «Найди соседа»

Цель: учить называть последующее и предыдущее число обозначенного цифрой, определять  пропущенное число, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

Развивающая игра: «Числа, встаньте по порядку»

Цель: Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.Развивать внимание, память, логическое мышление

Чтение художественной литературы; сказки «Колобок». Закрепить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывать любознательность, развивать память, инициативность, учить импровизации.

воспитатели, воспитанники, родители

14.02.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра: «В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Развивающая игра: «Найди свою фигуру»

Цель: продолжать учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу; развивать наблюдательность, воображение.

воспитатели, воспитанники, родители

март                                                февраль

21.02.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра: «Волшебные линии»

Цель: закрепить представления о многообразии линий по начертанию, направлению и эмоционально-психологическому воздействию на человека, развивать наблюдательность, воображение, фантазию

Развивающая игра: «Строители» с блоками Дьенеша.

Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

воспитатели, воспитанники,

28.02.16г

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Прямой и обратный счёт в пределах 20»

Цель: закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;

развивать внимание, память, логическое мышление

Развивающая игра  «Колумбово яйцо».

Цель; учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

воспитатели, воспитанники, родители

7.03.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра  «Круги Луллия».

  • Цель; развивать логическое мышление, сенсорные способности,  представление о множестве, тренировать в счёте, решение примеров, наглядно-образное мышление;

закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; формировать представления о математических понятиях; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивающая игра «Превращение цифр в предметы».

Цель; закрепить знания о счёте, развивать творчество и воображение. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

воспитатели, воспитанники, родители

14.03.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра: «Сказочные линии»

Цель: закрепить представления о многообразии линий,  развивать наблюдательность, воображение, фантазию

Развивающая игра: «Танграм»

Цель: учить составлять силуэты по образцу.

Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

 Заучивание стихотворений о цифрах. Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

воспитатели, воспитанники, родители

21.03.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра: «Строим фигуры»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Развивающая игра: «Сказочные линии»

Цель: закрепить представления о многообразии линий,  развивать наблюдательность, воображение, фантазию. Воспитывать терпение и усидчивость, интерес к игре.

Отгадывание загадок о цифрах и фигурах.

воспитатели, воспитанники.

март

28.03.16г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра: «Цветы» игра со счетными палочками.

Цель: Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества.

Развивающая игра: «Разгадывание математических ребусов, загадок»

Цель: Развитие сообразительности воображения, логического мышления, памяти; Воспитывать интерес к математике.

Мероприятие с родителями: «Математический КВН»

Цель: Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы.

воспитатели, воспитанники, родители

Обобщающий этап

месяц

форма организации детской деятельности

наименование мероприятия

категория участников

октябрь

совместная деятельность взрослого и ребенка

Веселое творчество. Поделки из геометрических фигур. Открытки из кругов к дню матери.

«Превращение цифры в предмет» Закрепить знания о цифрах, развивать творчество и воображение.

воспитатели, воспитанники, родители

ноябрь

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы» Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение.

воспитатели, воспитанники, родители

декабрь

совместная деятельность взрослого и ребенка

Геометрический фриз. Закрепить представления о геометрических фигурах.

Числовой фриз.  Закрепить понятие о числе; обогащать полученные знания; развивать математические способности; формировать интерес к математике; подобрать пословицы, поговорки, загадки, задачи в стихах о цифрах.

воспитатели, воспитанники, родители

январь

совместная деятельность взрослого и ребенка

Веселое творчество. Поделки из геометрических фигур. Птичка из кругов.

«Рисуем фигурами» Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение.

воспитатели, воспитанники, родители

февраль

совместная деятельность взрослого и ребенка

Фриз «Волшебные линии» закрепить представления о многообразии линий по начертанию, направлению и эмоционально-психологическому воздействию на человека, развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

воспитатели, воспитанники, родители

март

совместная деятельность взрослого и ребенка

Фриз «Сказочные линии» закрепить представления о многообразии линий,  развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

воспитатели, воспитанники, родители

Консультации для родителей:

«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.

Приложение  «Геометрический фриз»

http://ejka.ru/uploads/images/2/d/0/7/7/36a291e5fa.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/1/9/7/4/7/8eb5be88f0.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/1/f/e/3/7/2c1b24150f.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/b/6/5/5/7/b7e77de994.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/4/0/c/2/7/f0da6a38a9.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/9/b/c/c/7/912d12acd3.jpg

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Ход занятия: В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Украсим елку бусами» с блоками Дьенеша.

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета.

Материал: изображение елки 15 карточек с символами, комплект логических фигур.

Содержание игры: надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке.

  «Строители» с блоками Дьенеша.

Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров. 12 числовых карточек. Карточки с изображением предметов, 15 предметных карточек, блоки Дьенеша.

Содержание игры: дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

«Танграм»

Цель: учить составлять силуэты по образцу.

Содержание. Составление силуэта зайца (по образцу и той же величины) дети проверяют друг друга. Воспитатель учит объяснять свои действия (называть расположение составных частей по порядку). Потом дети (по выбору составляют фигуры по расчлененному образцу (см. Михайлова. Игровые занимательные задачи для детей дошкольного возраста. - M. . - 1975).

 «Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

«Помоги зайчикам добраться до домика!»


Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.
Содержание: Зайчики идут к домикам по трем дорожкам. Второй зайчик идет по дорожке, которая шире первой, а третья дорожка шире второй. Сложи дорожки из палочек и помоги каждому зайчику дойти до домика. Какая дорожка самая широкая? Какая дорожка шире (уже) первая или третья?
Примечание: можно предложить детям сложить домики из геометрических фигур; из палочек Кюизенера.

«Веселые соседи»

Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Содержание. В.: «Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите ее и скажите, кто живет в этих домах? У каждого животного свой дом. А если бы животные захотели бы жить вместе, на какие группы вы их разделили бы? Сколько домой понадобилось? (Два дома: для диких животных и домашних животных). Какие животные здесь дикие, какие домашние? А теперь ответьте, какие соседи у собаки? Чей сосед петух? Кто соседи у бабочки? Кто живет слева от мышки? Кто живет справа от мышки? Кто живет справа от коровы? внимательно рассмотрите номера домов. Какие числа-соседи числа 2, Какое число идет до 4?А после 4?Какое число сосед 8 справа? После какого числа называют число 6? Какое число меньше чем 6? Какое число пропущено между числами 3 и 5?».

 «Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

Содержание. Организуя игру, В. заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Дидактическая игра «Ниткопись»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание; закрепить знания о геометрических фигурах; формировать обобщающее понятие «игрушки» Учить составлять рассказ описание на предложенную тему,

Содержание. выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения(цветок, рыбка, домик, машина, геом. фигуры, цифры, буквы и т.д.), из ниточек нескольких цветов – сюжетные картины. Листы бархатной бумаги на каждого ребёнка, клубочки ниток. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают её по краю вырезанной фигуры или трафарету. Трафарет прикрепляют к бархатной бумаге или цветному картону с помощью скрепки.

 «Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Материал: счетные палочки на каждого ребенка.

Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

 «Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают,  из  какого количества они составили фигуру.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Угадай, какой по счету цветок»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).

Содержание. На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.

 

 

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. В. предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы, перед куклой и т. д.

 

«Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Содержание. В.: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, у которого была красавица дочь. Однажды небо потемнело, из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и понес в свой замок. Давайте освободим принцессу. В замке 9 башен, у каждой, кроме одной, числа написаны по определенному правилу. Принцесса находится в башне, где это правило нарушено. В какой башне находится принцесса? Догадайтесь, по какому правилу написаны числа?». Дети находят башню и объясняют: во всех записях числа увеличиваются на единицу, а под зеленой башней числа уменьшаются на единицу.

Работа с любыми головоломками

(«Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др).

В процессе работы с головоломками у детей формируются и совершенствуются образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия. Кроме того, у детей развиваются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, произвольность деятельности. Совершенствуется умение давать развернутые учебные высказывания разной сложности. В процессе выполнения заданий с головоломками отрабатываются (закрепляются и совершенствуются) умения и навыки детей, полученные на всех предыдущих занятиях.

Работа с геометрическим конструктором

Вариант №1.

Материал: 8 равнобедренных треугольников, вырезанных из двустороннего картона— в конвертах на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы.

image042.jpgimage040.jpgimage044.jpg

                                                 Бабочка                        Краб

Задания:

1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два треугольника. Составьте ее и расскажите, как вы это сделали.

2) Составьте фигуру-силуэт краба, ориентируясь на образец.

Инструкция:

— рассмотрите фигуру краба;

— подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены;

— подумайте, как сделана клешня краба. Сравните с образцом;

— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру краба;

— расскажите, как вы ее составляли.

3) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)

4) Сравните,  силуэт краба и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

 Вариант №2.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов собачки и лисички; песочные часы

Задания:

1) Подумайте и мысленно представьте себе, как из двух треугольников сделать четырехугольник? Составьте его и рас скажите, как это сделать.

2) Составьте фигуру-силуэт щенка, ориентируясь на образец.

Инструкция:

— рассмотрите фигуру щенка;

— подумайте, из какого количества треугольников сделана голова, как они расположены;

— подумайте, как сделано туловище щенка, сравните с образцом;

— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру щенка;

— расскажите, как вы выполняли задание.

3) Составьте фигуру-силуэт лисички, ориентируясь на образец.

Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.

4) Сравните, пожалуйста, силуэт щенка и силуэт лисички. Чем они похожи, чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

5) Сделайте из набора треугольников то, что вы хотите. Расскажите о своей работе.

image046.jpg

Собачка и лисичка

   Вариант №3.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы

Задания:

Инструкция:

— рассмотрите фигуру вертолета;

— подумайте, из какого количества треугольников сделана кабина, как они расположены;

— подумайте, как сделаны лопасти вертолета, сравните с образцом;

— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолета;

— расскажите, как вы составили фигуру.

2) Составить фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.

Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.

3) Сравните силуэты вертолета и чайника. Чем они похожи и в чем различаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

4) Сделайте из данного набора треугольников все, что хотите, а я буду отмечать, кто за какое время аккуратно и творчески выполнил работу.

image050.jpg  Вертолет и чайник

   Вариант №4.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из пяти треугольников. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

2) Составьте фигуру-силуэт самолета, ориентируясь на образец.

Инструкция:

- рассмотрите фигуру самолета;

- подумайте, из какого количества треугольников сделан фюзеляж, как они расположены;

- подумайте, как сделаны крылья. Сравните с образцом;

- за 2 минуты аккуратно составьте фигуру самолета;

- расскажите, как вы ее составляли.

3) Составьте фигуру-силуэт парохода, ориентируясь на образец.

image052.jpg

  1. Количество и счёт (стихи и потешки)

           ***                                                                      

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки,

На окно поставим,

Остывать оставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Всем по одному,

Лёшеньке – два…

 

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

                ***                                                                    

 

У щенка четыре лапы,

Ровно две ноги у папы.

А у аиста видна

Почему-то лишь одна.

***

Наша мудрая сова

Любит игры с цифрой два.

Задаёт вопрос девчушке:

-Сколько ушек на макушке?

-Ушек два.

-А сколько глаз?

-У меня два и у вас.

Ручки две и ножки две,

Говорит она сове.

***

Три медведя утром сами

Собирались за грибами.

Первый – мишка косолапый,

Он – глава семьи, он – папа.

Мама рядышком идёт,

От него не отстаёт.

А за ними их сынишка,

 Торопясь бежит вприпрыжку.

***

Есть четыре стороны –

Мы запомнить их должны:

Север, Юг, Восток и Запад.

Мне рассказывал мой папа,

Что на Севере – снега,

Злые вьюги и пурга.

Если жарко, зной и пальмы,

Птицы райские вокруг,

Догадаетесь и сами,

Что попали вы на Юг.

На востоке – принц в чалме

Гордо едет на слоне.

А на западе ковбои

Очень храбрые герои.

                                                               С. Капутикян

  1. Количество и счёт (загадки).

***

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля

Узнаёте? Это…

(цапля)

***

Танцует крошка, а всего одна ножка.

(волчок, юла)

***

У кого одна нога, да и та без башмака.

(У гриба)

***

Плотник с острым долотом, строим дом с одним окном.

(Дятел)

***

Не живой я, а шагаю,

Землю рыть я помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

(Экскаватор)

***

Зимой и летом одним цветом.

(Ёлка)

***

Два братца в воду глядятся –

Век не сойдутся.

(берега)

***

Двое глядят да двое слушают.

(глаза и уши)

***

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.

(ножницы)

***

Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом.

(солнце и луна)

***

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка – только раз,

Та, что выше – каждый час.

(стрелки часов)

***

Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волос – тонкий, голос – звонкий.

(балалайка)

***

У него глаза цветные, не глаза, а три огня,

Он по очереди ими сверху смотрит на меня.

(светофор)

***

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Жёлтый глаз – погоди,

А зелёный – проходи.

(светофор)

***

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

***

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп, да ложки.

(стол)

***

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в копытце.

(поросёнок)

***

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля)

***

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

(пальцы в перчатках)

***

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят.

(пальцы в варежке)

***

Чёрен,  да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит, жужжит,

Упадёт, землю роет.

(жук)

***

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

(дни недели)

Четыре четырки, две растопырки, седьмой – вертун.

(корова)

***

Приказало Солнце: «Стой!  Семицветный мост крутой».

(радуга)

***

Восемь ног,  как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк,

Покупайте, мухи, шёлк!

(паук)

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники,

Целый десяток верных ребяток!

(пальцы)

***

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(цифры)

***

  1. Порядковый счёт.

***

Первым я пришёл домой,

Брат пришёл домой за мной.

Если брат пришёл за мной,

Он не первый, он – второй.

***

В речку прыгнули подружки,

Три подружки-хохотушки.

Первой прыгнула Ирина,

Вслед за ней, второй – Марина,

Третьей – Таня поплыла,

Никого не догнала.

***

Я – пальчик первый. Я большой.

Указательный второй.

Третий пальчик – средний.

Четвёртый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный.

***

Рано утром по порядку

Вышли куклы на зарядку:

Маша – первая, а Рая,

Рая с бантиком – вторая,

Третья – Катя-Катерина,

А четвёртая – Полина.

Я же пятая стою

И команды отдаю.

***

Первой к нам Зима идёт.

Новый Год она зовёт.

За зимой – второй – весна,

Говорят: «Весна – красна!»

Третьим – Лето, всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – Осень…

Лес наряд свой сбросил.

 

  1.  Занимательные задачи.

 

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало?

***

Четыре вороны на крышу сели,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько их на крышу село?

***

У кошки – три  котёнка;

Она мяучит громко.

В лукошко мы глядим:

А там ещё один.

Сколько котят у кошки?

***

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

***

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной   лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было бы  лягушек?

***

Восемь кубиков у Саши,

И ещё один у Паши.

Вы кубики эти

Сосчитайте, дети.

***

Я рисую Кошкин дом;

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки в домике у кошки.

***

Ёжик шёл по лесу, шёл,

На обед грибы нашёл.

Пять под берёзой, один у осины.

Сколько их будет

в плетёной корзине?

***

Ёж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

- «Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнёс, одно несу».

Призадумался, сосед, много это или нет?

***

Я нашёл в дупле у белки

Девять штук орешек мелких.

Вот ещё один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

***

Шесть весёлых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут один улёгся спать –

Поросят осталось…(пять)

***

Шесть щенят, плюс мама-лайка.

Сколько будет, посчитай-ка.

***

Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну, на картинку взгляни, поскорей:

Сколько овечек на травке теперь?

***

Девять сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

И посчитать мы вас, очень попросим,

Сколько сосисок досталось нам?.. (восемь)

***

Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!

Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!

Сколько морковок у зайца осталось?

М. Мышковская.

***  

Десять детей в хоккей играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает,

Сколько их теперь играет?

5.Зарядка для пальчиков.

***  

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).

***  

Вышли пальчики гулять,

А вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом,

А четвёртые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).

***  

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчики быстрые,

Хотя не очень…чистые.

(На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке, на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке. На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке. На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке. На восьмой  - делаем круговые движения кистями обеих рук).

***  

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук.

Вот твоё богатство , друг.

***  

 

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки.  На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

***  

6.Физкультминутки.

***

«Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

***

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клён.

***

«Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты – солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь, постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

***

«Со стульчиками»

Один, два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте.

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись.

Девять, десять – не зевайте,

Своё место занимайте.

***

«Ловкий Джек»

А вы знаете, что Джек – очень   ловкий человек?

Посмотрите, как сейчас прыгнет он вперёд пять раз.

Начинайте-ка считать:  раз, два, три, четыре, пять.

А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад.

Начинайте-ка считать:  раз, два, три, четыре, пять.

***

«Считалки с башмачком»

Раз! Два! Три! Четыре!    (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре!    (прыжки на месте)

Башмачок скакать учу!

Раз! Два! Три! Четыре!    (приседают)

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!   (разводят руки в стороны)

Заблудился башмачок.

***

«Три медведя»

Три медведя шли домой.                    (шаги на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,            (поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом,      (руки на уровне груди )

А сынок – малютка просто!                 (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил:                        (имитируют игру с погремушками)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!

***

«Считай и делай»

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

***

Широко расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Получается на славу.

Молодцы!

Влево, вправо, влево, вправо.

7. Доскажи словечко…

***  

Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все …  (четыре).

С.Я. Маршак

***

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Вы садились сотни раз,

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на …   (стуле).

***

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денёчка через два, облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик, бывший …   (одуванчик)

***

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль,

А зовут меня …   (рояль).

***

Я весёлый старичок,

Сделал мухам гамачок.

У меня есть восемь рук,

А зовут меня …   (паук).

***

Идёт мама по дорожке.

Топ-топ-топ.

А за ней шагает

Маленький сынок.

Ушла мама в магазин

И остался сын …   (один)

8. Ориентировка во времени.

***

Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.          (Часы).

***

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас:

Отбиваем каждый час.

Громко, весело мы бьём:

«Бим-бом-бом, бим-бом-бом»      (Будильник).

***

Мы ходим ночью,  ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.     (Часы).

***

Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам.

(А. Кондратьев)

***

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом,

Попрощается последний –

Появляется передний.    (Дни недели)

***

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?     (Осенью)

***

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.           (Осень)

***

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?     (Октябрь)

***  

Чёрное поле белым стало,

А ещё похолодало.

Мёрзнет в поле оземь ржи,

Что за месяц, подскажи?            (Ноябрь)

***

Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины?

Разукрасила витрины?            (Зима)

***

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.      (Зима)

***

Дни его всех дней короче,

Всех ночей короче ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт –

Мы встречаем Новый Год!      ( Декабрь)

***

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это?      (Январь)

***

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён
Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?       (Февраль)

***

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц?  Кто узнает?    (Март)

***

В ночь мороз, с утра капель,

Значит на дворе…   (апрель)

***

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай

Что за месяц это?      (Май)

***

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает,  когда это бывает?   (Летом)

9.Считалки.

***

Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три – начинаешь ты!

***

Шли мышата по тропе,

Увидали сыр на пне.

Раз, два, три – поровну дели.

***  

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

***

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам – друг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам обжора не ходи»

Ну-ка, Мишенька, води.

***

Плыл у берега пескарик,

Потерял воздушный шарик.

Помоги его найти –

Сосчитай до десяти.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Собрались мы поиграть.

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

***

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять…

Прячься лучше! Прячься глубже!

Ну а ты иди искать!

10. Пословицы и крылатые выражения.

  

Ноль.

Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).

Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).

Один.

Один за всех, все за одного.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

От одного слова, да на век ссора.

Один раз солгал, на век лгуном остался.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Два.

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Два сапога – пара.

Три.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.

Четыре.

Без четырёх углов изба не рубится.

Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).

Пятое  колесо в телеге.  (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).

 Семь.

Семеро с ложкой – один с плошкой.

За семью печатями.   (Скрытое, недоступное пониманию).

На седьмом небе.  (Высшая степень радости, счастья).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь пятниц на неделе.

Восемь.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

Девять.

Девятый вал.  (Наивысший подъём, взлёт)

Десять.

Дело десятое.    (Не столь важное, несущественное).

Не трусливого десятка.   (Смелый человек).  

***  

Делу – время, потехе – час.

Время не воробей: упустишь, не поймаешь.

Всему своё время.

11. Скороговорки.

***

В один клин, Клим, колоти.

***

Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – 
два ведра.

***

Три сороки, три трещотки
Потеряли по 
три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

***

У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

***

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

***

Шесть мышат в камыше шуршат.

***

Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук 
шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

***

Всемеро саней
По 
семеро в сани
Уселись сами.

***

Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики"

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики" Цели:Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве. Продолжать учить детей считать в пределах...

Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...