Перспективный план факультатива "Живописный уголок на Сыр-Дарье"
материал (старшая группа) на тему

Айтбаева Гулжанат Темирханкызы

Я считаю, что мы - взрослые должны приложить все усилия  для того, чтобы наши дети любили свою малую Родину, знали свой родной язык, чтили традиции своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_gulzhanat.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                    Перспективный план факультатива

       Живописный уголок на Сыр-Дарье

            Руководитель: воспитатель старшей группы

                                       ГБДОУ д/с №2 «Апельсин»

                                       Айтбаева Г.Т.

                                             г.Байконур

                                  2015-2016 учебный год

Сентябрь «Символика Республики Казахстан»

  1. Флаг.
  2. Герб.
  3. Знакомство с гимном.
  4. История гимна.

Октябрь «Животные Кзылординской области»

  1. Домашние животные.
  2. Дикие животные.
  3. Птицы.
  4. Обитатели Сыр-Дарьи.

Ноябрь «Жилище казахов»

  1. Юрта.
  2. Убранство юрты.
  3. Предметы быта.
  4. Свойства предметов (войлок, вата).

Декабрь «Пища, традиционные напитки казахов»

  1. Баурсаки.
  2. Таба-нан.
  3. Кумыс.
  4. Шубат.

Январь «Одежда, головные уборы казахов»

  1. Мужская одежда.
  2. Женская одежда.
  3. Головные уборы.
  4. Обувь.

Февраль «Казахские орнаменты»

  1. Растительные узоры.
  2. Зооморфные узоры.
  3. Геометрические узоры.
  4. Космогонические узоры.

Март «Казахские обряды и обычаи»

  1. «Бесик той» - укладывание ребенка в люльку.
  2. «Ат кою» - наречение ребенка.
  3. «Тусау кесер» - разрезание пут.
  4. «Наурыз» - весенний праздник.

Апрель «Великие люди земли Сыра»

  1. Коркыт-ата.
  2. Айтеке би.
  3. Жанкожа батыр.
  4. Турмагамбет жыршы.

Май «Фольклор, художественная литература, музыка»

  1. Казахский эпос и былины.
  2. Сказки.
  3. Песни.
  4. Музыкальные инструменты.

                                           Сентябрь

                    «Символика Республики Казахстан»

Темы:

  1. Флаг.
  2. Герб.
  3. Знакомство с гимном.
  4. История гимна.

     Познакомить детей с государственными символами Республики Казахстан. Объяснить, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Объяснить символические значения цветов герба и флага, изображения на гербе Республики Казахстан.

     Сформировать у детей представления об основных функциях государственной символики страны. Рассказать детям, что представляет собой  флаг Республики Казахстан, рассказать об изображении в его центре солнца с лучами, под которым – парящий орёл. У древка – вертикальная полоска с национальным орнаментом. Объяснить детям значение цвета флага страны, познакомить с его размерами, и в каком году он был принят.

     Воспитать у детей нравственно-патриотические чувства на основе знакомства с гимном Казахстана. Познакомить детей с историей создания гимна, с авторами музыки и текста. Изменились правила прослушивания гимна. Теперь при исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны встать и приложить правую руку к левой стороне груди. Познакомить детей с текстом гимна на казахском и русском языках.

     Развить способности детей размышлять и высказывать свои точки зрения по услышанным информациям, свободно излагать  свои мысли, задавать вопросы воспитателю.

                                                Октябрь

                      «Животные Кзылординской области»

Темы:

  1. Домашние животные.
  2. Дикие животные.
  3. Птицы.
  4. Обитатели Сыр-Дарьи.

     В данном разделе детей необходимо познакомить с животными, которые обитают на территории Кзылординской области.

     Расширить знания детей о животных и птицах, рыбах в условиях их обитания, о сезонных изменениях в их жизни, строений тела. Установить причинно-следственные связи на основе понимания зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

     Развить способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.

     Создать условия для обобщения представлений о приспособленности животных к среде обитания, которая проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питания, движении, способах добывании пищи, защите от врагов, выращивании потомства).

     Развить любознательность и стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах (название, внешний вид, общие и отличительные особенности поведения, способы добывания пищи).

     Развить умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственные суждения, уметь доказывать мысль.

     Формировать умение составлять рассказ по схеме.

     Воспитать интерес к художественной литературе казахских писателей и поэтов о животных. Воспитывать любознательность и желание заботиться о животных.

                                                Ноябрь

                                      «Жилище казахов»

Темы:

  1. Юрта.
  2. Убранство юрты.
  3. Предметы быта.
  4. Свойство предметов (войлок, вата).

     

     Конкретизировать представления детей об условиях жизни народа Казахстана. Познакомить детей с историей возникновения юрты, рассказать детям, из чего состоит юрта, какие используются материалы для изготовления деталей юрты.

     Познакомить с многообразием предметов убранства юрты. Расширить представления детей о предметах быта: мебели, посуде и их назначении.

     Пополнить речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к культурным традициям.

     Развить художественно-творческие способности в различных видах художественной деятельности. Развивать умения классифицировать предметы по общим качествам.

     Познакомить детей со свойствами предметов (войлок, вата). Познакомить с народным промыслом казахов – валяние войлока. Рассказать, какие материалы используются для кошмоваляния, как происходит процесс валяния шерсти и какие изделия можно получить с помощью этой технологий.

 

                                             Декабрь

                   «Пища, традиционные напитки казахов»

Тема:

  1. Баурсаки.
  2. Таба-нан.
  3. Кумыс.
  4. Шубат.

     Сформировать представления о национальных блюдах казахов.

     Познакомить детей с разнообразием и специфичностью продуктов казахского народа. В основном используются мясные и молочные продукты. Объяснить детям, с чем это связано. Также распространены изделия из кислого и пресного теста.

     Познакомить со способами приготовления казахских блюд из теста, как баурсаки, таба-нан.

     Познакомить детей с традиционными напитками казахов, как кумыс, шубат, айран, кымыран. Названия этих напитков напрямую зависит от вида животного, молоко которого было использовано в изготовлении данных изделий.

     Применить разнообразные способы обследования предметов распознавания по вкусовым качествам.

     Развить эмоционально-положительное отношение к занятиям экспериментированием.

     Воспитать уважение к гостеприимству и высокой культуре степных людей.

                                               Январь

                     «Одежда, головные уборы казахов»

Темы:

  1. Мужская одежда.
  2. Женская одежда.
  3. Головные уборы.
  4. Обувь.

     Сформировать у детей представления о национальной одежде и головных уборах казахского народа. Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы. Одежда казахского народа приспособлена для кочевого образа жизни.

     Познакомить детей с видами женской и мужской одежды, с головными уборами, а также обувью казахов. Национальная женская одежда подразделяется по возрастной категории. Познакомить детей с возрастной категорией женщин-казашек.

     Развить умения сравнивать и находить сходства в видах одежды.

     Сформировать умения эстетически оценивать красоту национального костюма, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.

     Развить образное эстетическое восприятие, сформировать эстетические суждения.

                                              Февраль

                               «Казахские орнаменты»

Темы:

  1. Растительные узоры.
  2. Зооморфные узоры.
  3. Геометрические узоры.
  4. Космогонические узоры.

     Расширить представления детей о казахских орнаментах. Познакомить с орнаментами : «Кобелек», «Су орнеги», «Кус канат», «Туйетабан», «Оркеш», «Кошкармуйз», «Сыныкмуйз», «Баганорнек», «Тортайшык» и т.д.

     Сформировать представления об истории возникновения узоров.

     Привлечь детей к созданию казахских национальных узоров.

     Расширить представления о казахской национальной одежде, предметах быта, о домашних животных, о птицах.

     Приобщить детей к казахскому народному декоративно-прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности.

     Познакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, ассиметрия в узоре).

     Развить умение находить в орнаментах форму знакомых геометрических фигур. Расширить представления о многообразных природных явлениях.

     Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру.

                                              Март

                         «Казахские обряды и обычаи»

Темы:

  1. «Бесик той» - укладывание ребенка в люльку.
  2. «Ат кою» - наречение ребенка.
  3. «Тусау кесер» - разрезание пут.
  4. «Наурыз» - весенний праздник.

     Расширить представления детей о народных традициях и обычаях казахского народа. Познакомить с казахской люлькой – бесик, с постельными принадлежностями младенца. Познакомить с обрядами «Бесик той», «Ат кою», «Тусау кесер».

     Осуществить гендерное воспитание.

     Сформировать музыкальную культуру на основе знакомства с народными колыбельными песнями, с обрядовыми песнями, песнями про Наурыз.

     Сформировать представления детей об истории возникновении казахских имен, об истории возникновения «Алажып».

     Воспитать уважительное отношение к взрослым, сверстникам своего и положительного пола.

     Расширить представления детей о народном празднике – Наурыз-мейрамы. Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить знания детей о весенних изменениях (прилет птиц, равноденствие и т.д.)

                                                 Апрель

                               «Великие люди земли Сыра»

Темы:

  1. Коркыт-ата.
  2. Айтеке би.
  3. Жанкожа батыр.
  4. Турмагамбет жыршы.

     Расширить представления детей о выдающихся людях кзылординской земли. Познакомить детей с биографиями Коркыт-ата, Айтеке би, Жанкожа батыр, Турмагамбет жыршы.

     Расширить знания детей о музыкальных инструментах (кобыз, домбра, баян), о доспехах казахских батыров.

     Воспитать интерес и уважение к истории образования казахских жузов, к великим биям трёх жузов. Воспитать интерес к историческому прошлому казахского народа.

    Привлечь детей к созданию доспехов казахского батыра.

     Сформировать музыкальную культуру на основе знакомства с музыкальным творчеством Турмагамбет жыршы.

                                                  Май

            «Фольклор, художественная литература, музыка»

Темы:

  1. Казахский эпос и былины.
  2. Сказки.
  3. Песни.
  4. Музыкальные инструменты.

     Развить интерес к художественным произведениям казахского народа. Пополнить литературный багаж детей сказками, былинами. Воспитать читателя, способного испытывать сострадание к героям книги, отожествлять себя с полюбившимся персонажем.

     Воспитать желание познавать культуру казахского народа через сказки, произведения народного декоративного творчества.

     Развивать чувство юмора.

     Обратить внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведений, привить чуткость к поэтическому слову.

     Приобщить детей к музыкальной культуре, воспитать художественный вкус. Познакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективное планирование работы в средней группе «Дары леса (грибы, ягоды)»

Перспективное планирование работы в средней группе «Дары леса (грибы, ягоды)» с 17.09.1018г.  по 21.09.2018г....

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план "Дары природы. Ягоды и грибы"

Перспективный план  "Дары природы. Ягоды и грибы"...