программа по развитию творческих способностей младших и средних школьников, в процессе формирования экологической культуры
рабочая программа на тему

Каткилева Анна Аркадьевна

Пояснительная записка.

1.Пояснительная записка.
1.1 Направленность программы.
Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход – один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры – важнейшее условие развития детей.)

Программа экологического воспитания и образования детей на основе народных традиций и культуры крайнего севера и создана с учетом Федеральных государственных требований образования. В её основе – годовой цикл народного календаря с использованием северных национальных традиций празднования , наиболее почитаемых в народе фольклорных праздников – «Новый год по северному календарю», «День Оленевода», «Прилёт уток», «День рыбака».

Проанализировав понятийный аппарат «Экологического воспитания» можно сделать вывод, что главной целью экологического воспитания является формирования экологической культуры – совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура – это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств, всестороннего развития и воспитания.

1.2. Новизна, актуальность педагогическая целесообразность.
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

Г. Тарко-Сале, Пуровского района

                         Принято                                                      Согласованно                                         Утверждаю

                             На Научно-методическом                                     Заместитель директора                                    Директор МКООУ «СШИ»

                             совете, протокол № __                                             по ОП                                                                П.Ю. Грабельников __________

                             от «__» ____ 2016 г.                                               __________ И.Н. Старостина                          Приказ № _______

                             _________ Н.Э. Дяченко                                                                                                                   от «__»_____2016 г.                

                                                                                               

Программа

по развитию творческих способностей

младших и средних школьников

в процессе формирования экологической культуры

                                                                                                                           

                                                                                                                  Составитель :

                                                                                                                                                          Каткилева Анна Аркадьевна

                                                                                                                                 Воспитатель,

                                                                                                                                                                                   первая квалификационная категория

Пояснительная записка.

1.Пояснительная записка.
1.1 Направленность программы.
Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход – один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры – важнейшее условие развития детей.)

Программа экологического воспитания и образования детей на основе народных традиций и культуры крайнего севера и создана с учетом Федеральных государственных требований образования. В её основе – годовой цикл народного календаря с использованием северных национальных традиций празднования , наиболее почитаемых в народе фольклорных праздников – «Новый год по северному календарю», «День Оленевода», «Прилёт уток», «День рыбака».

Проанализировав понятийный аппарат «Экологического воспитания» можно сделать вывод, что главной целью экологического воспитания является формирования экологической культуры – совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура – это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств, всестороннего развития и воспитания.

1.2. Новизна, актуальность педагогическая целесообразность.
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!

Программа «Морошка» состоит из двух аспектов: теоретического и практического.
Теоретический аспект – это систематизация методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по экологическому воспитанию.
Практический аспект – это создание единого воспитательно-образовательного пространства по экологическому воспитанию, выбраны участки леса и поля, для наблюдения изменений окружающей среды в течение года. Создана «Книга наблюдений», ежемесячно выпускается газета «Вести из леса», организована творческая группа педагогов «Эколог» для помощи воспитанникам, запланированы встречи с экологами города. Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки программы по экологическому воспитанию детей в условиях интернета, её актуальности и педагогической целесообразности.

Программа «Морошка» в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры крайнего севера. В основе построения программы, тематики занятий – годовой цикл народного календаря с использованием местных традиций празднования, наиболее почитаемых в северном народе.

1.3. Цели и задачи программы.

Цель программы:
Формирование у воспитанников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

Задачи:
Дать о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком, того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Пуровского  района, как частицей природных богатств Ямала.
Формировать у детей элементарные представление о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Использовать совместный труд воспитателей и детей на участках интерната (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных, народных северных праздников.


Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию воспитанников.
Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений а соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей жизни интерната и семьи в деле экологического воспитание ребенка – одно из ведущих направлений программы «Морошка».

1.4. Отличительные способности данной программы.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников:
«Юный эколог» С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998), нацеленная на воспитание гуманной, социальной активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последние время идет интенсивный творческий процесс в регионах России по разработке программ экологического воспитания и образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.


Программа «Морошка» ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Составленная программа для детей младшего и среднего возраста предназначена для  расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решение существующих проблем, проявление заботы об окружающей среды в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Формирование основ экологической культуры у детей происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.

Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

Программа экологического воспитания и образования «Морошка» рассчитана на младшее и среднее звено воспитанников интерната.

1.6. Сроки реализации программы.
Изложение материала рассчитано на три года и предполагает обобщение и систематизацию полученной воспитанником информации по основам экологических знаний.

1.7. Формы и режим занятий.

Занятия по программе «Морошка» начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября – адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.
Для детей младшего звена занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30-45 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используется следующие формы занятий:
Игра
Беседа
Экскурсия
Конкурс
Наблюдение
Экспериментальная деятельность
Акция
Выставка
Викторина
Лабораторное занятие
Открытое занятие
Практическое занятие
Презентация
Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой, тематический цикл.
Каждый такой цикл включает 2-3 «рабочих» занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).
Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается)
праздником, развлечением.

1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К старшему школьному возрасту воспитанник:
знает животный и растительный мри своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Пуровского района и Ямала;
проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлением;
любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них наблюдает за поведением, любуется ими;
стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
знает природоохранные объекты в районе;
знаком с основными календарными народными праздниками, относящиеся к труду и быту ямальцев. Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми  на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д.
Оценка знаний об окружающем мире.
Полнота знаний – соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
Осознанность – степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения воспитанника с окружающим миром.
Доказательность – умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знаний и опыт.
Глубина – умение устанавливать связи и зависимости.
Оценка отношения к окружающему миру.
Осознанность – проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений.
Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремление оказать необходимую помощь.
Направленность, проявляющаяся в познавательном интерес к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.

2. Содержание программы.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

Блок «Жемчужина Пуровского района – поселок Быстринка»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей с природными особенностями родного поселка, обобщения и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями ямальцев, связанными с празднованием «Дня рыбака». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке, их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач , выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
Диагностика знаний детей о родном поселке.
Консультирование родителей о экологическом воспитании в семье.
Экскурсия в городской парк.
Кукольный спектакль-сказка «Кто как к зиме готовится» (в постановке учувствуют дети старшего возраста)
Выставка детских рисунков «Я люблю свой поселок!»
Тематическое интегрированное занятие «Лес к зиме готовится»
Организация семейного «Капустника»
Оформление папки «Осенние праздники. Отмечаем все семьей»

Блок «Знай, люби и сохраняй»

Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Пуровского района. Дать представление о северной биосфере нашего района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса.  Рекомендованные  также такие виды работы, как:
Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка»
развлечение совместно с родителями «Раз иголка, два иголка – будет Ёлочка»
Выпуск информационного буклета «Наш край в вопросах и ответах»
конкурс экологических рисунков – плакатов «Береги природу родного края!»

Блок «Я – исследователь»

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блок проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь  к участию в исследовательской деятельности и родителей и воспитанников. Тему проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.

Блок «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходить ознакомление с традициями празднования северных праздников, и история возникновения данных праздников. Это позволяет воспитанникам формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также виды работы, как: Экологическая акция «Наша клумба», «Чистая территория школы – интернат».
Выпуск информационного буклета «Советы здоровья».
Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».
Экскурсия в лес вместе с родителями «Семейный поход».

3. Учебно – тематический план.

Учебно-тематический план по программе «Морошка»

№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем, количество занятий:



1. Блок «Жемчужина Пуровского района – посёлок Быстринка»
Темы:
1. Приметы осени.
2.Наш парк,
3.Лес к зиме готовится,


2. блок. «Знай, люби и сохраняй»
Темы:
1.Животный мир нашего района
2.Рождественская елочка
3.Птичья столовая
4.Что такое заповедник?


3. Блок. Я – исследователь
Темы:
1.Живое-неживое
2.Верба-вербочка
3.Наши друзья-растения
4.Путешествие по эко-тропе
5. Это интересно знать
4. Блок Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Темы:
1.Березкины именины(Троица)
2.Волшебница вода
3.Солнечный секрет
4.Ветер, ветер, ты могуч!
5. Путешествие по эко-тропинке

Итоговые занятия
              2


Итоговые занятия.

(февраль) Зимний экологический праздник.
(апрель) Экологический КВН «Юные защитники  природы»;
В работе с воспитанниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов  деятельности ребенка;
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагогов ребёнка.
Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;
предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию.


4. Методическое обеспечение.

1) Учебные и методические пособия по программе
(см. список литературы).
2)Материалы из опыта работы:
а) физкультминутки, загадки;
б) конспекты занятий;
в) экологические викторины;
г)экологические досуги, праздники;
д) дидактические игры;
е)диагностические карты, анкеты;
ж)компьютерные презентации на темы: «Мой поселок», «Вода», «Воздух», «Заповедные места», «Песок», «Глина», «Советы здоровья» и др.

Литература.

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
2.Программа «Наш дом – природа» Блок занятий  «Я и природа»  ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005 г.
3. Программа «Наш дом – природа», Блок занятий «Волшебница вода» М., Линка-Пресс, 1997 г.
4. Программа «Наш дом – природа», Блок занятий «Воздух – невидимка» М., Линка-Пресс, 1997 г.
5. Программа «Наш дом – природа», «Что у нас под ногами» Блок занятий «Песок. Глина. Камни»  ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005 г.
6. Программа «Наш дом – природа», «Почва – живая земля», Блок занятий «Почва»  ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005 г.
7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994 г.
8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994 г.
9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994 г.
10. В гости к деревьям Дошкольное воспитание, №8, 1995 г.
11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997 г.
12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997 г.
13. Экологический проект «Дерево». Обруч, №2, 1997 г .
14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997 г.
15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998 г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

Создание условий для развития детей дошкольного возраста  в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...

программа по развитию творческих способностей младших и средних школьников в процессе формирования экологической культуры "Морошка"

Пояснительная записка.1.Пояснительная записка.1.1 Направленность программы.Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко в...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста «Творчество во всем!»

Пояснительная запискаВ современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поиск новых вари...

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культурыСовременные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы хотим видеть наших воспита...