«Музыкальное воспитание в условиях специализированного дома ребенка для детей раннего возраста»
статья (младшая группа) на тему

Дмитриева Галия Гумеровна

Музыкальный руководитель делится своим опытом организации и проведения всей музыкально-ритмической работы в условиях специализированного детского учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muz.ruk-lya.odt16.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГКУЗСО «Дом ребенка «Солнышко» специализированный

отделение «Малютка»

Музыкальный руководитель Дмитриева ГГ.

«Музыкальное воспитание в условиях специализированного дома ребенка для детей раннего возраста»

В младенческом и раннем возрасте музыкальное воспитание является средством психического развития ребенка. Это приобретает особое значение, когда мы говорим о детях с отставанием в развитии. Многие воспитанники нашего учреждения отличаются малой контактностью в сочетании с внешней расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, агрессивностью.

Поэтому, главная задача — с помощью музыки помочь маленькому ребенку в освоении мира, сделав его интересным, познавательным, доступным и безопасным. Для этого необходимо формировать у малыша интерес к музыке, адекватное эмоционально-положительное отношение ко всему, что связано с ней. Музыкальный руководитель работает со всеми детьми дома ребенка. Устранение эмоционально-поведенческих расстройств, характерных для особенных детей, требует комплексного медико-педагогического подхода, с  использованием различных методов педагогической психокоррекции.

В программе дома ребенка музыкальное воспитание намечается уже в первые месяцы жизни ребенка. Ставятся простейшие задачи музыкального развития, которые в последующем расширяются и усложняются. Планирование музыкального воспитания в раннем и младшем возрасте имеет свою специфику, которая определяется не возрастом ребенка, а уровнем его нервно-психического развития.

Весь педагогический процесс строится на длительном усвоении одних и тех же задач при разучивании  различного музыкального репертуара. Число музыкальных произведений , с которыми знакомлю детей, невелико. На мой взгляд, важно часто повторять репертуар и стремиться к тому, чтобы все дети его усвоили.

Общие задачи музыкального воспитания и развития следующие:

1.пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, стимулировать нравственно-эстетические переживания ребенка, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разными произведениями.

3.приобщать к различным видам музыкалтной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах.

Следует отметить, что в работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются.

Как и на других занятиях, на музыкальном занятии проводится большая воспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое отношение к усвоенному материалу. Однако есть и характерные отличия, которые заключаются в том, что сочетается одновременно несколько видов деятельности. Занимаясь, дети действуют разнообразно: то слушают музыку или подпевают, то двигаются в хороводе или задорно пляшут, то играют на музыкальных инструментах. В течение одного занятия проводится знакомство с песнями, танцами, хороводами. Моя задача- четко организовать учебный процесс, уметь переключать детское внимание на восприятие последующего произведения или деятельности.

При построении занятия:

-учитываю умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, т. е. Задания или упражнения, которые требуют достаточной активности, большого внимания предлагаю в начале занятия.

-устанавливаю преемственность развития музыкальных способностей в процессе приобретения навыков, знаний, усвоения музыкальных произведений. То есть на каждом занятии ребята преодолевают всё новые трудности в работе над одним и тем же произведением. Например: Разучивание пляски «Да-да-да!» Е.Тиличеевой в 4-ой группе. На 1-ом занятии дети слушают и наблюдают музыкально-двигательный показ. На 2-ом занятии они учатся подпевать «да-да-да» в конце каждой фразы вместе со мной. А на 3-ем занятии я предлагаю выполнять движения вместе со мной и менять их по показу взрослого и т.д.

-обеспечиваю связь и последовательность видов деятельности и разучиваемого материала. Например: на каждом занятии одновременно разучивается попевка, выполняются упражнения для развития музыкального слуха, проводятся игры и пляски. Часть этого материала легко усваивается детьми после 6-7 повторений.

Другая часть требует более длительного срока. Планируя последнее занятие по данному материалу, учитываю степень усвоения каждого произведения, и точно определяю, над чем будем работать в следующий раз.

-Для меня обязательно, чтобы занятие было вариативным и соответствовало возрастным возможностям детей, их уровню нервно-психического развития.

На каждом занятии спокойные задания чередуются с динамичными, это позволяет равномерно распределять физическую нагрузку.

Роль педагогов  (музыкального руководителя и воспитателей) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте. Успехи музыкального развития детей во многом зависят не только от меня, но и от воспитателей. Ведь никто другой не общается с детьми чаще, чем воспитатель и не знает способности каждого ребёнка. Поэтому активное участие в моей работе принимают воспитатели.  Они выбирают время для повторения музыкального материала с малышами, а также используют попевки и песенки в режимных моментах. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Как правило, работа с воспитателями проходит на самом занятии  при проведении консультаций вне занятия, а также на педагогических советах. На них я знакомлю воспитателей с планом работы, обращая внимание на те умения и навыки, которыми должен овдеть каждый ребенок. Проведение консультаций обязательно в предпраздничные дни. Здесь я разучиваю с воспитателями произведения, участвующие в празднике, с ведущими и участниками-персонажами обыгрываем различные моменты утренников.

Праздники в жизни любого ребёнка имеют огромное значение. А для малыша 1-3-х лет, который по-особому воспринимает мир, праздник, прежде всего, это не просто какое-то радостное событие, это особое «состояние души», яркое эмоциональное переживание, встреча с чем-то интересным, необычным, и в то же время, приятным и желанным.

 Праздничный утренник рассматривается также как своеобразный итог проведённой работы. Здесь можно увидеть достижения детей, и то, чему они научились на повседневных занятиях. Подготовка и проведение праздника — долгая и кропотливая работа, требующая совместной деятельности воспитателей, дефектологов, музыкального руководителя и детей. Правильная организация праздников предполагает их предварительное планирование, работу над сценарием, репетиции, оформление зала, изготовление костюмов, проведение праздника, подведение его итогов.

Материал праздника объединён единой игровой темой. Это позволяет удерживать внимание детей, варьируя при этом различные виды музыкальной деятельности. На праздниках часто использую игрушки, игровые персонажи, которые «ведут» вместе с ведущим утренник. Продолжительность праздника 20-30 мин.

На праздники в Дом Ребёнка часто приходят гости: это родители и родственники детей, а также люди, которые помогают нашим детям. Но здесь нужно отметить, что праздничные утренники – это праздники для детей. Дети не выступают для гостей, а играют, веселятся. Общая задача для всех сотрудников в день праздника и на празднике – доставить детям радость ярким оформлением зала, хорошей музыкой и настроением, интересной сюжетной игрой и занимательными сюрпризами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»

Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка.   Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопе...

Направления коррекционно-логопедической работы учителя-дефектолога в условиях Специализированного дома ребенка.

Направления работы описаны по возрастам: от0 до 1 года, от1 года до 2-х лет, от 2-х лет до 3-х лет, от 3-х до 4-х лет....

Статья "Опыт комплексной медико-педагогической абилитации детей с перинатальной патологией и ее последствиями в условиях специализированного дома ребенка"

В данной статье описана система комплексной медико-педгогической абилитации детей первого года жизни с ПЭП (перинатальная энцефалопатия) разной степени, а также представлен сравнительный анализ...

Презентация на тему: «Повышение речевой активности детей 2-3 лет в условиях специализированного дома ребенка посредством дидактических игр»

В данной презентации говорится о роли дидактических игр в работе с детьми 2-3 лет по повышению их речевой активности. Здесь представлен алгоритм работы с детьми по темам с использованием комплекса дид...

Театрализованное представление – универсальное средство эмоционального взаимодействия педагога и ребенка с ОВЗ в условиях специализированного дома ребенка

Театрализованное представлении сказки "Курочка ряба" силами детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Дома ребенка...


 

Комментарии

Драгунова Татьяна Владимировна

Очень полезный материал