Методика проведения краеведческой работы в ДОУ
консультация на тему

 Осенева Светлана  Николаевна

Главной целью дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. 
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: 
· Познакомить с историей и современностью нашего города; 
· Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города; 
· Развивать стремление как можно лучше знать свой город; 
· Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи; 
· Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

Методика  проведения краеведческой работы в ДОУ

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
 К.Паустовский 
Краеведение для меня- это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города

 
Я, работая в детском саду, рассматривая одну из составных частей нравственно- патриотического воспитания – краеведение, столкнулась с тем, что материала для дошкольников очень мало. Именно тогда стала подбирать необходимый материал. 
Главной целью дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. 
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: 
· Познакомить с историей и современностью нашего города; 
· Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города; 
· Развивать стремление как можно лучше знать свой город; 
· Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи; 
· Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения. 
1. Воспитательно- образовательная деятельность 
А) формы проведения занятий: 
· Тематические беседы; 
· Экскурсии; 
· Игра; 
· Музыкальная гостиная; 
· Праздник- путешествие; 
· Конкурс рисунков 
Была проделана очень большая поисковая работа, на основе исследовательского подхода. 
Б)Несколько тем занятий: 
· География Воронежа; 
· Наш Край родной; 
· Путешествие по достопримечательностям Воронежской  области; 
· Мой детский сад; 
· Улицы нашего детства; 
· Транспорт города Воронежа; 
·Любимый  город ; 
· Улицы моего детства. Игра «Следопыты» 
Вся образовательно-воспитательная деятельность в данном направлении рассматривается в следующих тематических блоках: 
· Здравствуй, детский сад!; 
· Страницы истории родного города; 
· Культурное наследие; 
· Старшее поколение; 
· Город будущего; 
· Семь+ я; 
· С любовью к городу 
· Краеведческие уголки - место, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий края, свидетельства отдельных человеческих судеб. 
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем - являются занятия по познавательному развитию. Рационально проведение тематического занятия 2 раза в месяц (1 и 3 неделя), с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности в течение 2 недель. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью я использую приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт шорского и русского народа ; как добывали уголь раньше и в настоящее время и т. д. ), вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства угля). Учу детей анализировать, делать выводы, обобщения (например: шорцы жили в условиях горной тайги, поэтому основным промыслом их было собирательство и охота.). Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш край? т. д. )
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего , познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий района, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками. Глубже познакомить детей с подвигами воинов позволяет посещение экспозиции “Великая Отечественная война”.
Учитывая ведущую деятельность детей, я широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Использую  ряд дидактических игр по ознакомлению с городами  (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”).
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т. )
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок. 
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль я отвожу использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
В работе используем “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи  на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в газете детского сада на тему « Туристско-краеведческая работа с детьми»

Туристско-краеведческая работа - надежное подспорье в разнообразнойвоспитательной работе, которую мы должны вести мы с вами. Участие в походах расширяет кругозор детей, знакомит их с хозяйственной дея...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»

Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, лю...

"Прогулка-экскурсия как форма краеведческой работы с воспитанниками детского сада"

Роль дошкольного образование в развитии интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества....

"Прогулка-экскурсия как форма краеведческой работы с воспитанниками детского сада"

Роль дошкольного образование в развитии интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества....