«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»
материал по теме

Тетенова Алла Алексеевна

 

Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, любимом городе позволило ребенку почувствовать, что ты тоже житель Березников, осознать себя равноправным гражданином города?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_publikacii_v_sbornike_tetenova.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»

Тетенова Алла Алексеевна, воспитатель I категории МДОУ «Детский сад № 62» присмотра и оздоровления г. Березники.

 «Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни. Наличие гражданского общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан» (А.В. Беляев)

Подъем в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.

Так в законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» обозначены принципы в области образования, и значимое место в них занимают воспитание гражданственности, толерантности, защита и развитие национальных и региональных особенностей.

«Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» так же ориентируют педагогов на развитие у детей основ правового самосознания.

Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, любимом городе позволило ребенку почувствовать, что ты тоже житель Березников, осознать себя равноправным гражданином города?

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, по которой я работаю, для детей старшего дошкольного возраста предусматривает задачи только по воспитанию патриотических и интернациональных чувств, любви к родному краю, Родине.

В подготовительной группе была проведена диагностика по трем структурным компонентам гражданственности отмеченными Л.В. Любимовой [8;18].: патриотизм, толерантность по отношению к представителям других наций и правовое самосознание. Отмечено, что большая часть детей обладает недостаточно полными знаниями о родном городе, имеет низкий уровень правовой грамотности, не систематизированы знания о людях разных национальностей, проживающих на территории нашего города. Параллельно с диагностированием детей было проведено анкетирование родителей. Результаты показали, что 88 % родителей плохо понимают суть гражданского воспитания, считают, что вопросы патриотизма, толерантности, правовой грамотности не имеют большого значения в воспитании детей. Проанализировав данную ситуацию, была поставлена цель: разработать и апробировать педагогическую систему, способствующую воспитанию основ гражданственности у детей дошкольного возраста через краеведческую работу.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по гражданскому воспитанию.

2. Разработать и внедрить педагогическую систему воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

Предполагаемыми результатами были определены:

  1.  Сформированность положительного эмоционального отношения к городу.
  2.  Сформированность представления детей о городе, его истории, традициях, горожанах.
  3.  Сформированность основ толерантности к представителям других национальностей.
  4.  Сформированность основ представлений о гражданских правах человека.

Для реализации поставленной цели был разработан блочно-тематический план работы на учебный год, опираясь на теоретическое положение Ю.К. Бабанского о необходимости целостного образовательного процесса.

В основу образовательной работы были положены следующие принципы:

  1. принцип развивающего обучения: использование различных методов и приемов, активизирующих умственную деятельность детей;
  2. принцип личностно-ориентированного общения: в процессе обучения дети выступают партнерами педагога в изучении материала;
  3. принцип «позитивного центризма»: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка старшего возраста;
  4. принцип тематического планирования материала: изучаемый материал разделен на тематические блоки;
  5. принцип исторической последовательности: изучение материала, основанного на использовании «реки времени»;
  6. принцип наглядности: подобрана соответствующая изучаемому материалу наглядность: иллюстрации, фотографии;
  7. принцип рациональньного сочетания разных видов деятельности: поставленные задачи решаются в разных видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту;
  8. принцип занимательности: предложенный материал увлекателен, интересен для детей.

Весь учебный материал был  распределен в блоки.

Блок «Путешествие в историю». В рамках этого блока дети знакомятся с прошлым города Березники, прикамской земли. Использование пособия «Река времени» позволило мне познакомить детей с исторической последовательностью событий, предшествующих рождению города. Цель данного пособия: формирование у старших дошкольников представлений об истории края и города Березники. Пособие «Река времени» представляют собой листы форматом А-4, на которых расположена постепенно расширяющаяся полоса оранжевого цвета, чтобы не возникало прямых ассоциаций с настоящей рекой. По краю листа (на «берегах» реки) располагаются изображения животных, обитавших в ту или иную эпоху, изображения людей, орудий труда, изменяющихся по мере продвижения по «реке», а также изображения значимых событий из истории города Березники. К пособию прилагаются блочно-тематическое планирование, рассказы воспитателя о разных исторических эпохах, наборы дополнительного иллюстративного материала, дифференцированные по отдельным эпохам. Каждая эпоха «реки времени» размещается на отдельном листе, поэтому, в зависимости от целевых установок занятия, можно работать либо с отдельным  историческим фрагментом, либо, соединив несколько листов, с последовательно изменяющимся историческим временным пространством.

Занятие с использованием «Реки времени» включает в себя четыре компонента: воображаемая ситуация; рассказ воспитателя; проблемные задания, опыты и эксперименты; моделирование на «реке времени» соответствующей эпохи.

Для уточнения и систематизации имеющихся у детей представлений тесно сотрудничали с историко-художественным музеем И.Ф. Коновалова.

Блок «Город белых берез». Основными методическими приемами в этом блоке являлись экскурсии по улицам города и к архитектурным памятникам; беседы о строительстве города и его строителях. Метод моделирования и конструирования при составлении плана-карты улиц, окружающих детский сад, позволил научить детей располагать предметы в пространстве, «читать карту». Перед экскурсией дети составляли маршрут и точно следовали ему. Также эффективным оказалось опосредованное воздействие на родителей через рассказы детей об экскурсиях, вопросы о том, кто построил их дом и когда. Совместно с родителями дети создали макет улицы Л. Толстого, возле которой находится детский сад, приняли участие в городском конкурсе рисунков «Я люблю Березники».

Блок «Город – труженик». Этот блок наиболее сложен для детей. Повысить познавательный интерес детей помогла организация в группе мини-музея о предприятиях города – фотографии, орудия труда, образцы выпускаемой продукции, коллекция природных ископаемых. Внесение элемента новизны – возможность детей выступать не только в роли посетителей выставки, но и экскурсоводов, эмоционально настраивало детей на познание.

Для решения задач этого блока были привлечены родители. Встречи с родителями прошли в рамках клуба «Встречи с интересными людьми», где родители рассказывали об ОАО «Уралкалий», «Ависма», «Сода» с демонстрацией иллюстраций, буклетов, книг о данных предприятиях. Сотрудничество с музеем «Уралкалия» позволило познакомить детей с историей рождения предприятия, продукцией, которую предприятие выпускает, лучшими людьми. Итогом работы в этом блоке стало развлечение «Аукцион», давшее возможность еще раз уточнить представления детей о крупных предприятиях нашего города, их продукции и значение ее для людей.

Блок «Вместе – дружная семья». Закладывая основы толерантного отношения к народам других национальностей, считаю, что нельзя знакомить с теми, кто стоит далеко от собственной культуры. Поэтому знакомство с другими народами организовано через знакомство с культурой, бытом народов Прикамья. К сожалению, методических пособий по ознакомлению с коми-пермяцкой, удмуртской, татарской культурой недостаточно. Поэтому мною было разработано учебно-методическое пособие «Покажись, солнышко!» с методическими рекомендациями по ознакомлению детей с народным коми-пермяцким фольклором. По татарскому, коми-пермяцкому и удмуртскому фольклору в группе имеется подборка потешек, пословиц, сказок. Дети познакомились с фольклором, подвижными играми, в которых проявляются народные обычаи.

Знакомство детей с народными костюмами – важная часть образовательной работы. Поэтому с помощью родителей были сшиты русский, удмуртский, татарский народные костюмы для кукол. При этом часть деталей костюма изготовлены в присутствии детей, с объяснениями, для чего они предназначаются. Вместе с детьми подбирали орнамент для костюмов.

С целью ознакомления с самобытностью народной кухни в рамках «Кулинарной школы» детей и родителей знакомила с особенностями национальных кухонь. Родителям предлагалась подборка блюд. Дети совместно с родителями делали угощения для кукол из соленого теста: пельмени, перепечи и многое другое.

В заключение работы по этому блоку с детьми и родителями был организован большой праздник «Все народы в гости к нам». Дети в народных костюмах, изготовленных с помощью родителей, читали народные потешки, прибаутки, пели, танцевали и играли в подвижные игры, угощались национальными блюдами.

Блок «Людьми город славен». Одной из интересных форм работы в этом блоке явились встречи с интересными людьми – березниковской поэтессой Л. Ильиных. Интеграция изобразительной деятельности, стихов и музыки (рисование иллюстрации к стихотворениям, «музыкальных картин») позволила оказать сильное воздействие на чувства детей. Кроме того, познакомила детей с творчеством березниковского поэта А.Л. Решетова в рамках программы «Дошкольникам о Решетове». Итогом стал «Поэтический вечер» с участием родителей и педагогов детского сада.

Экскурсия в историко-художественный музей имени И.Ф. Коновалова позволила познакомить детей с творчеством березниковских художников: Л.А. Старкова, объединением художников «Березниковской пятерки».

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о государственных символах тесно связанно с такой важной задачей, как воспитание гордости за принадлежность к гражданам России. Знакомство с символами города – высшая задача воспитания гражданственности. Рассказ об авторе флага и герба города В. Шека позволил вызвать интерес детей к созданию собственных геральдических знаков, флага и герба группы.

Блок «Наши права». Задачи этого блока решались в течение всего учебного года, в рамках реализации проекта «Наши права». Метод проектирования помог мне выстроить совместную творческую деятельность  с детьми, включая их в процесс работы над проектом, способствовал воспитанию у них осознанного отношения к правам человека, формированию потребности в соблюдении прав человека, установлению сотрудничества в системе «педагог – дети – родители».

Для того чтобы выявить степень сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста на основе критериев, заявленных в водной части, мною был составлен опросник по трем структурным компонентам гражданственности. Используемый опросник позволил определить уровень представлений ребенка, а также выявлять причины недостатков и находить пути улучшения качества воспитания и обучения.

Анализ теоретической и методической литературы показал, что гражданственность как нравственное качество личности детей старшего дошкольного возраста будет воспитываться успешно, если:

  1. процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста»;
  2. определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;
  3. имеется педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.

В ходе образовательной работы с дошкольниками использовался широкий спектр образовательных технологий и методических приемов (метод проектов, моделирование, макетирование, экскурсии, беседы, дидактические игры, досуговая деятельность), обеспечивших вариативность образовательного процесса.

Педагогическая диагностика выявила, что у детей сформировалось:

  1. положительное эмоциональное отношение к родному городу;
  2. представление детей о городе, его истории, традициях, горожанах;
  3. толерантность к представителям других национальностей;
  4. представлений о гражданских правах человека.

Таким образом, разработанная и апробированная педагогическая система, способствующая воспитанию основ гражданственности у детей дошкольного возраста через краеведческую работу, доказала свою результативность и эффективность.

Литература:

  1. Белавин А.М. Страницы истории земли Пермской. – Пермь: Книжный мир, 1995.
  2. Долдина А.Г. Коми-пермяцкая кухня. – Пермское книжное издательство, 1989.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.
  4. Занимательная география Пармы / Под ред. В.Н. Коколева. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1993.
  5. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. – Екатеринбург, 2001.
  6. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М., 2004.
  7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – М.: Академия, 1998.
  8. Любимова Л.В. Формирование гражданственности средствами народной культуры (к вопросу об организации и проведении экспериментальной работы) // Вестник ПОИПКРО № 3. – Пермь: ПОИПКРО, 2005.
  9. Любимова Л.В. Использование народной культуры в гражданском воспитании дошкольников (опыт научно-исследовательской деятельности) // Вестник ПОИПКРО № 3. – Пермь: ПОИПКРО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Презентация "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через мультипликацию"

В презентации в краткой и красочной форме рассматриваются формы и методы формирования основ безопасности у дошкольников....

Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».

Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...

«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через квиз-технологии» отчет по теме самообразования

laquo;Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста                           через квиз-технологии»...

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...