Групповая консультация для родителей на тему "Как отвечать на детские вопросы?"
консультация (младшая группа) по теме

Пархоменко Инесса Николаевна

Развитие ребёнка всегда сопровождается тем, что, познавая мир, он задаёт вопросы: почему? зачем? как?. Как правильно отвечать на детские вопросы? Как созранить детскую любознательность и желание знать. Об этом и говориться в данной консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Как отвечать на детские вопросы?»

        Общение - одна из социальных потребностей ребёнка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребёнка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьёзно относится к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребёнка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

        Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик родителей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои «почему» и «зачем», перестань спрашивать, займись делом!».

          Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? – вот над чем задумываются родители. Ребёнок познаёт мир. Развиваясь, он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумывается над тем, что видит и слышит. Но круг его понимания очень узок, вот почему он прибегает к помощи взрослого – задаёт вопросы. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время, вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать. Развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение – это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое.

             Прежде чем отвечать на вопрос ребёнка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои вопросы.

              Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастёшь – узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснения отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями» «Я знаю, мой дедушка был обезьянкой, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».

               Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «Откуда всё взялось?».

               Маленький ребёнок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?». На такие вопросы детей не сложно отвечать. Даже маленького ребёнка интересует не только то, как называются предметы, но и для чего они нужны.

         Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создаёт предметы. Огромное количество вопросов задают дети о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Почему воздух ночью чёрный?». Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребёнок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример. Не всегда следует отвечать на сложные вопросы ребёнка. В некоторых случаях нужно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда следует показать ребёнку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.

                Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому человеку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддерживая в дальнейшем интерес ребёнка к этому вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребёнок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят.  Нельзя стыдить ребёнка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают  совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интересный пример описан к книге А.О. Пинта «Это вам родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?». Родители отсылают его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте.  А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?».

                 Ребёнка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К.И.Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребёнку как воздух. В его душевном арсенале достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четвёртого года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится уверить себя, что сам он «Вовеки пребудет бессмертен». Так, ребёнок часто говорит себе: «Все умрут, а я останусь!».

                Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «Почему?» и др. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребёнок спрашивает, поплывёт ли камень, дерево, сосулька, надо самому предложить ему проверить и обратить его внимание на то, что плывёт, а что тонет.

               Итак, взрослые, отвечая на вопросы детей, помните об основных правилах:

 -   внимательно выслушайте вопрос, вдумайтесь в его  суть, поймите, что интересует ребёнка;

 -   не отвечайте на вопрос формально или в насмешливой форме;

 -   не всегда следует отвечать на сложные вопросы ребёнка;

 -   дайте возможность ребёнку на простые вопросы искать ответ самостоятельно.                                                            

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей на тему "Как отвечать на детские вопросы".

Вооружить родителей умениями правильно отвечать на вопросы детей....

Консультация для родителей:"Как правильно отвечать на детские вопросы?"

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?  Давайте разберёмся....

Консультация для родителей «Как правильно отвечать на детские вопросы?»

Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших.Чаще всего  вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает...

Консультация для родителей «Почему нужно отвечать на детские вопросы»

Как же правильно отвечать на вопросы детей, чтобы удовлетворить их любопытство и обогатить полезной информацией?Давайте вместе попробуем понять, как это делать....

Консультациядля родителй: «Детские страхи и как поддержать малыша, который боится»

Консультация: «Детские страхи и как поддержать малыша, который боится»...